Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

№ 93 май 2007
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



Прозрачность и призрачность госзаказа
Система закупок для государственных нужд Петербурга

Петербург признан одним из победителей проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок». Однако существующие в стране правила госзаказа определяют довольно призрачные перспективы повышения качества строительства, осуществляемого на средства бюджета.

В Петербурге экономия бюджетных средств составила:
в 2003 году – 286,3 млн рублей,
в 2004 году – чуть больше 2 млрд,
в 2005 году – 3,58 млрд рублей,
в 2006 году – более 6 млрд рублей.
За счет средств бюджета Санкт-Петербурга 2006 года было проведено 345 831 закупок на сумму 111 663,8 млн рублей. Сокращение бюджетных расходов за счет проведения процедур размещения государственного заказа составило 6 175,2 млн рублей.

По данным Ассоциации «Дормост», разработанные КЭРППиТ индексы не соответствуют реальному уровню цен, а прогнозируемая комитетом инфляция на рынке строительных материалов – не более 6,7%, то есть индекс-дифлятор 1,067 – это некомпетентность, недобросовестность или злонамеренность.
Для сравнения: Минэкономразвития определило прогнозный индекс в размере 1,113, Региональный центр по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве – в размере 1,097.
В Ассоциации считают, что экономия ради самой экономии ни к чему хорошему не приведет.

Структура размещения государственного заказа Санкт-Петербурга на 01.04.2007

Петербург признан одним из лидеров проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок», подготовленного при поддержке Комитета Госдумы по противодействию коррупции, ФАС и Счетной палатой РФ. Кроме того, Минэкономразвития РФ наградило город почетным дипломом за наибольшее размещение заказов путем проведения открытых конкурсов в 2006 году.
Положительные изменения в структуре государственного заказа Санкт-Петербурга связаны с повышением числа конкурсных процедур и снижением закупок продукции для государственных нужд у единственных поставщиков.
За три последних года доля размещения заказа путем проведения конкурсов выросла с 24 до 46,5%. При этом количество заказов, размещенных у единого поставщика (подрядчика), сократилось с 52,1 до 13,6%.

Следует, однако, заметить, что в сфере строительства еще довольно значительный объем работ размещается способом «у единого источника». Например, в январе 2007 года таким образом был размещен заказ на строительство детского дошкольного оздоровительного учреждения в Зеленогорске (63,6 млн руб.), на большинство строительных работ в петербургском метрополитене, на проектирование и строительство нового футбольного стадиона на Крестовском острове (1,5 млрд рублей), ЗАКСа Калининского района, жилых домов кв. 56АБ и 59А СПЧ и т. д.

Открытый конкурс был проведен на проектирование и строительство теплотрассы (I очередь– 1 млрд руб.) от ЮЗТЭЦ, строительство бассейна на ул. Ушинского, склада для хранения антигололедных материалов, жилых домов по программе «Доступное жилье», пожарного депо в Коломягах и др. Конкурсы проводятся по всем проектам, связанным с дорожным строительством, строительством инженерной инфраструктуры, обоснованием инвестиций.
Для строительной отрасли серьезным недостатком системы госзаказа является отмена предварительного квалификационного отбора подрядчиков, ценовой демпинг и, как следствие, недостаточное качество строительства бюджетных объектов.

Сайт «знает» все

Выступая на всероссийской конференции по госзаказу, заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Ольга Ромашова отметила, что нельзя не обращать внимания на различного рода нарушения и злоупотребления при реализации госзаказа.
– Мы признаем, что при проведении тендеров бывают случаи ценового демпинга, примеры неудачного формирования начальных условий контрактов. Случается, что на тендер приходят компании, которые совершенно не имеют опыта работы. Но основные тенденции все-таки носят положительный характер.
Уполномоченным органом по размещению государственного заказа в Петербурге является наш комитет, а контроль за исполнением госзаказа осуществляет Комитет финансов. Я не буду подробно останавливаться на этом – вся необходимая информация размещена на сайте www.gz-spb.ru. Мы постарались, чтобы все поставщики, все государственные заказчики имели полный объем информации по государственным закупкам (сайт дополняет официальное печатное издание – журнал «Госзаказ»).
Я знаю, что существуют предложения о размещении данной информации на сайтах общественных организаций. Возможно, в будущем это и будет сделано. Но замечу, что сведения о закупках – это официальная информация и организация, которая ведет этот информационный ресурс, полностью должна отвечать за его содержание.
То, что с 2006 года наличие информационных ресурсов стало обязательной нормой федерального законодательства, безусловно, очень важный и прогрессивный шаг. Но следует отметить, что ни один официальный сайт не сможет нормально работать без полной автоматизации системы государственных закупок. В Петербурге информационная система государственных закупок действует с 2001 года, поэтому никаких проблем с введением нового условия у нас не возникло.

В Петербурге с 2004 года все котировочные заявки государственных заказчиков обязаны находиться в Интернете в течение 5 суток, иначе котировочная процедура не может состояться. Это еще один фактор открытости и доступности государственного заказа.
Наш сайт полностью интегрирован в информационно-аналитическую систему госзаказа. Каждая копейка расходной части бюджета, которая идет через государственные закупки в Петербурге, обязательно зарегистрирована в информационной системе государственного заказа. Она коррелируется с информационной системой казначейства, и с 2005 года ни одна копейка не оплачивается без регистрации в системе государственного заказа. Все эти меры позволили Петербургу занять лидирующие позиции в части прозрачности закупок.

6 млрд рублей – не предел для экономии

Как показывает практика, наибольшая экономия бюджетных средств достигается при размещении заказов путем проведения конкурсов – 90% от всех сэкономленных средств. Эффективности расходования бюджетных средств способствует и участие в размещении государственного заказа малого бизнеса (65% общей экономии).

На сэкономленные средства город осуществляет дополнительные закупки необходимой продукции и услуг. 13 декабря 2006 года вышло распоряжение правительства Санкт-Петербурга за
№ 186-рп «О порядке организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при определении стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга». Методическое обеспечение по вопросам применения Порядка возложено на Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ).
Комитет будет утверждать прогнозные индексы-дефляторы в строительстве и индексы пересчета сметной стоимости строительства. Разработка индексов будет осуществляться СПб ГУ «Центр мониторинга и экспертизы цен».
Индексы пересчета сметной стоимости строительства рассчитываются и утверждаются ежемесячно, а прогнозные индексы-дефляторы – на каждый финансовый год.
КЭРППиТ уже подготовил «Сборник средних сметных цен на основные материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве», в соответствии с которым отныне и будет определяться цена работ.

Как сообщила заместитель председателя КЭРППиТ Екатерина Голоулина, до сих пор текущие цены формировались на уровне базовых с поправкой на инфляцию, при этом не использовался индекс пересчета сметной стоимости строительства.
– Для того чтобы город мог контролировать реальные цены на товары, с лета 2006 г. мы ведем мониторинг цен для
установления реальных индексов, чтобы можно было отсечь те инвестиционные проекты, которые связаны с использованием очень дорогих материалов, – уточнила она. – Мы предполагаем, что переход на новую методику формирования стоимости контрактов для бюджетного строительства позволит сэкономить порядка 12% стоимости работ и услуг. Причем экономия средств будет идти не на стадии проведения конкурса, а на стадии формирования стоимости контракта».

Сборник состоит из трех больших частей: стоимость материалов, стоимость услуг, стоимость товаров, наиболее часто приобретаемых госзаказчиками. В нем более 2500 позиций, в течение 2007 года их количество будет доведено до 8–8,5 тысяч.
Индекс-дефлятор на 2007 год был определен в размере 1,067.

Наталья Соколова


Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна