Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области //тут баннер или объявление
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 93 май 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Поворот от конкурса к аукциону
Очередное издание ФЗ № 94 следует…

За время своего действия ФЗ № 94 существенных перемен не претерпел.
Но его обсуждение специалистами и практиками ведется уже почти два года.
И претензий к этому законодательному акту становится все больше.

генеральный директор ЗАО «Инвестконкурс» к. т. н. Александр Михайлович СимановскийНа вопросы нашего журнала отвечает генеральный директор ЗАО «Инвестконкурс» к. т. н. А. М. Симановский.

– Александр Михайлович, каковы основные недостатки ФЗ № 94?
– Сначала о его достоинствах. Главное – появился общий для всей страны закон, который сменил 305-й указ. Ведь годами в каждом субъекте РФ, в каждом муниципальном образовании действовали свои правила – в нашем городе и в Ленобласти тоже. Парадокс состоял в том, что власти муниципальные, субъекта РФ и федеральные могли даже находиться в одном помещении. Но правила торгов были разные.
Существенно и то, что этот акт является законом прямого действия в отличие от 305-го указа.
Ведь указ по своей правовой природе существенно уступает закону РФ. Тем более что были нестыковки между указом и Гражданским кодексом. И нередко принимался вариант кодекса, в котором не была разработана тема конкурсов покупателей и т. д. Там речь шла о торгах на продажу вещи или имущественных прав – инвестиционные торги и прочее. А торги на покупки там не значились. Теперь этот пробел ликвидирован – большой шаг вперед.

Другое достоинство закона одновременно является и недостатком.
В нем содержится подробная регламентация некоторых его процедур. Она избыточна, так как предусмотрена для частного случая. А если что-то к нему не относится, то для этого нет никакой регламентации. И трудно понять, как надо поступать в таком случае. Тут лучше бы иметь общие положения, чтобы ими пользоваться. И тогда не было бы упреков в неправильном толковании таких эпизодов.

– Вернемся к недостаткам закона.
– Можно сетовать на то, что в законе немало терминологических промахов. Нет точной расстановки приоритетов по применению его положений. Напрасно его творцы пошли на упрощение, выбросив некоторые формы конкурсов и торгов: двухэтапные, предварительный отбор и т. д.
Такие упрощения системы, как говаривал Л. Н. Гумилев, ведут к ее гибели.
В результате некоторые вещи выпали, а другие – просто не учтены. Стремление к минимальной величине затрат на проектирование чревато опасностями.

– И тем не менее ФЗ № 94 действует почти полтора года...
– Практика его применения на всех уровнях свидетельствует, что наибольшей популярностью пользуется проведение заказчиками конкурсов. Такой выбор объясняется тем, что конкурс прозрачен, он позволяет использовать систему критериев и приводит к наиболее справедливым результатам.

Но существенные проблемы здесь тоже имеются. Часть из них вызвана тем, что правительство России подготовило далеко не все подзаконные акты, которые должно было разработать в соответствии с самим ФЗ № 94. Один из них касается ведения реестра недобросовестных фирм. Этот критерий помог бы отсеять от участия в конкурсах те компании, которые замечены в ненадлежащем выполнении госзаказа.

– А предварительный квалификационный отбор?
– Этим законом он отменен.
Проведение конкурса сейчас является единственным вариантом. В нем есть критерий цены, качества, уменьшения затрат на эксплуатацию и сроки выполнения работ. Есть и другие объективные критерии, которые могут применяться на конкурсах.
Но при этом учет квалификации запрещается. Само это понятие применительно к юрлицу не объяснено в законе. Тем не менее качество работы заказчик все же может учитывать, если соответствующий пункт есть в конкурсной документации. Такие критерии должны быть известны участнику торгов заранее. Учет квалификации для проектировщиков, но не строителей разрешен в проекте новой редакции закона на стадии оценки, а не на стадии допуска.

– Лицензия для участника конкурса обязательна?
– Пока да. Но надо вспомнить, что вскоре у нас лицензирование заканчивается. Поэтому разговор об этом становится бессмысленным. Тем более что скоро участники торгов ожидают большие перемены, вызванные значительным количеством предложений по улучшению этого федерального закона. Поправки к нему были недавно утверждены Федеральным собранием.
На первый взгляд законопроект изменился незначительно.
Но теперь законотворчество привело к тому, что с 1 января 2008 г. закупки на цели капитального строительства, ремонта и реконструкции могут проводиться только через аукцион вне зависимости от суммы.

– А как же конкурсы?
– Вопрос не ко мне, а к законодателям. По их согласованной позиции с будущего года вводится система, по которой аукцион будет единственным способом торгов на размещение госзаказа в строительстве. И понятие «единственное» означает, что у заказчика нет выбора.

– Почему, на ваш взгляд, законодатели выбрали именно ту форму, которую сегодня рынок практически игнорирует?
– Ее пробовали сделать основной много лет назад. Но ничего хорошего из этого не получилось. Да и в мировой практике для размещения госзаказа аукцион кроме электронного исключен. А для подрядных торгов он не применяется в принципе.

– В чем суть предлагаемой формы торгов?
– У каждого аукциона есть три особенности. Во-первых, цена на нем уменьшается с шагом от полпроцента до пяти процентов. Во-вторых, цену слышат все. В-третьих, цена является единственным критерием торгов.

– Что в этом плохого?
– Вспомним, что вскоре у нас лицензирование заканчивается. И выходит, что в наибольшей степени аукционы подходят для компаний, которые… только что созданы. Ведь у них наверняка нет никаких «хвостов», которые могут быть у ветеранов рынка. Поэтому допуски к аукционам им гарантированы.

– Как будут проходить аукционы?
– Есть всего две стадии: рассмотрение заявок и собственно аукцион. Сначала определяется допуск участников без учета их квалификации.
Хотя говорить о качестве работ без оглядки на квалификацию невозможно. Но новая редакция закона даже эту возможность прогнозирования качества игнорирует. Теперь будет достаточно предъявить документ о госрегистрации с подписью и печатью. Ни ресурсы, ни все прочее для победы не нужны. Только названная цена.

– Александр Михайлович, а кто должен представлять компанию на аукционе?
– Ее руководитель. Причем нет гарантий, что аукцион не затянется до вечера. А если он проводится в другом субъекте Федерации, то командировка может продлиться 2–3 дня. Когда этот руководитель сможет непосредственно заниматься делами фирмы, определить нелегко. По статистике, три раза из четырех его ждет неудача. И если он намерен заключить 12 государственных контрактов в другом субъекте, то минимум целый рабочий месяц уйдет у него на заседания.

– Какие еще подводные камни таятся на этом пути?
– Цене, названной победителем, должна соответствовать смета, которую придется к ней подгонять. Но поскольку это обратный аукцион, то в пылу азарта цена может оказаться ниже разумного предела. И тогда разработка качественной сметы станет невозможной.

Есть еще одно обстоятельство, которое ставит проблемы перед заказчиком. Допустим, он ведет объект с ценой в 600 млн руб. По новому законодательству работы объемом от 10 до 20% (сейчас 15%) предназначены для малого предпринимательства. Но не более 3 млн руб. на каждый контракт.
Значит, 100 млн руб. надо выделить из генподряда, разбить их на 33 подряда как отдельные заказы (например, в виде пусковых комплексов) со своим проектом и сметой. Таким образом, полностью меняется подход к организации проектирования и строительства.

– Список недостатков аукциона исчерпан?
– Упомяну еще одну его особенность.
В отличие от обычных аукционов на повышение, тут мы сталкиваемся с асимптотическим приближением к окончательной цене. И на каждом шагу все может кончиться. А если кто-то сознательно идет на демпинг, то против такого приема у участников и заказчика нет способов борьбы.

– Что будет, если победитель окажется несостоятельным?
– По нынешнему закону должны быть проведены новые торги с учетом объемов выполненных работ. Потеря времени для заказчика в этом случае очевидна. Трудно гарантировать и качество работ. Кстати, на Западе гарантий больше чем на год не бывает. Но для оперативного устранения недостатков либо резервируется некая сумма, либо получается гарантия банка. В новой редакции закона возможно заключить контракт с участником, занявшим второе место.

– Видимо, аукцион не предусматривает и использования рейтинга для его участников?
– Вопрос этот даже не рассматривается. Поэтому ни сроки, ни надежность и качество строительства здесь не только не принимаются во внимание, а принципиально игнорируются.

– Долго ли просуществует эта редакция федерального закона?
– Не буду гадать. Но хотелось бы, чтобы названные и неназванные мной недочеты были устранены еще до вступления в действие его новой версии для строительства. Тем более что в Совете Федерации уверены – работа над законом будет продолжена. И если его не будут дорабатывать разумно, заказчики так и не смогут тратить деньги налогоплательщика оптимальным образом.

Беседовал Валентин Воронов

Тел. (812) 570-2058



Реклама на сайте






© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна