Бизнес голосует за конкуренцию
Метаморфозы актуальных законов
Если верить сообщениям СМИ, практика госзаказа завоевывает один регион России
за другим.
Победные рапорта идут из республики Коми, Татарстана и даже Чечни. Этот
поток резко усилился с января 2006 года – времени начала действия ФЗ
№ 94. Среди лидеров остаются Санкт-Петербург и Ленинградская область.
Беспрецедентный рывок
Такое
определение росту объема средств городского бюджета, израсходованных
в прошлом году на размещение городского заказа – 111,6 млрд руб., дал
руководитель КЭРППиТ А. И. Сергеев. Прозвучало оно в «Ленэкспо» на выставке
«Государственный заказ Петербурга 2007».
Такие мероприятия стали традиционными в нашем городе. Сейчас госзаказ
стал действенным инструментом сотрудничества между властями и представителями
бизнеса. И трудно поверить, что на заре перестройки многие предприятия
и предприниматели старались избежать такого взаимодействия.
Прошло время, и новый глава КЭРППиТ подчеркивает, что экономия от внедренной
бывшим главой комитета
В. В. Бланком системы «растет на глазах». Показатели и впрямь радуют
– в 2005 г. они достигли 3 млрд рублей, в 2006 – уже 6,175 млрд. А к
середине ноября прошлого года экономия бюджетных средств почти в 20
раз превысила уровень всего 2003 года. Тогда закупки товаров и услуг
для нужд города велись еще по старой системе. Более того, в ноябре 2006
г. экономия практически сравнялась с суммой сбережений при государственных
закупках за два года – 2004-й и 2005-й.
Показательно и то, что более 45% от общей суммы городских заказов проводится
через открытые конкурсы. Прозрачность этой работы вызывает к ней доверие.
И как следствие – количество государственных контрактов, заключенных
с единственным источником, сократилось с 52% в 2004 г. до 13% сейчас.
Работа администрации города в этом направлении получила высокую
оценку. В 2006 г. Санкт-Петербург наряду с Москвой и Татарстаном стал
лидером проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».
В конкуренции за бюджетные средства все активнее проявляет
себя малое предпринимательство. В результате доля закупок у этих субъектов
в 2006 г. достигла 66%. С малым бизнесом были заключены контракты почти
на 24 млрд рублей. Что составляет около 22% от всей суммы городских
заказов!
Минимальный объем заказов, которое правительство города должно было
выделить малому бизнесу, по закону составляет 15%. Но и 7%-е превышение
норм установленных федеральной властью нормативов уже не считается достаточным.
– За три последних года много сделано на пути совершенствования системы
госзаказа, – отметила В. И. Матвиенко. – Мы в два раза увеличили экономию
за прошлый год. И 6 миллиардов сэкономленных рублей будут направлены
на городские нужды.
Неплохие перспективы у малого бизнеса и в начавшемся году. Как
уверяют представители власти, он получит отдельные конкурсы по обеспечению
госзаказа Петербурга. Такое заявление от имени городского правительства
прозвучало на пленарном заседании Форума малого предпринимательства.
Законы постоянного обновления
Казалось
бы, в сфере госзакупок в регионах все потихоньку приходит в норму. Тем
более что из Госдумы регулярно поступали обнадеживающие новости. Наконец
в феврале нас уведомили о том, что «разработанные Министерством экономического
развития, Федеральной антимонопольной службой и профильным комитетом
Государственной думы изменения в закон (ФЗ № 94) основаны на практике
его применения в течение года».
Начальник управления по контролю за размещением государственного
заказа ФАС России М. Я. Евраев успокоил публику: «Корректировка
закона через год его работы – это абсолютно нормально. Сейчас практически
с нуля идет как становление действенной системы размещения госзаказа,
так и формирование процедуры административного обжалования действий
госзаказчиков. Этого до 1 января 2006 г. в принципе не существовало».
Из чего следует, что коррупции при госзакупках в рамках нового закона
стало меньше. Принятые изменения в закон, твердили нам, устраняют имеющиеся
в нем пробелы и недостатки, делают процедуру размещения заказа более
открытой и прозрачной. При этом сообщали о грядущем переходе к получению
информации преимущественно с официальных сайтов в Интернете. А одновременное
сокращение объема информации от заказчика в печатных СМИ сулило снижение
административных издержек.
Чиновничий оптимизм нарушало одно тревожное заявление. Его сделал упомянутый
выше М. Я. Евраев. Он отметил, что в дальнейшем предполагается подготовить…
еще один пакет поправок. «Есть большое количество сложных вопросов,
которые требуют тщательного обсуждения и проработки перед их внесением
в закон о госзаказе. Принятый в 2006 г. закон принципиально изменил
ситуацию с размещением госзаказа в лучшую сторону, но, конечно, он требует
определенной «шлифовки», – заявил он.
Грядет новая серия улучшений...
Отношение к законам в нашей стране далеко от почтительного. Помните:
«Закон, что дышло. Куда повернешь, туда и вышло». Но в нашем случае
более подходит следующий диалог с портнихой, которая ни одну вещь не
могла хорошо сшить с первой попытки:
– Акуля, что шьешь не оттуля?..
– А я, батюшка, еще пороть буду…
Сейчас уже трудно сказать, по какому портновскому лекалу готовился
совсем недавно пакет законов о жилищном строительстве. И самый памятный
из них – ФЗ № 214. В этом государственном акте о дольщиках законодатели
и их ученые консультанты забрались в такие дебри, что годами не могли
выбраться из них. В результате долевое участие в жилищном строительстве
сошло на нет. Но остались многие тысячи обездоленных «соинвесторов».
Они продолжают требовать у властей всех уровней жилье взамен канувших
неизвестно куда денег…
В июле 2006 г. многие бизнесмены отмечали, что действовавшее
тогда законодательство не позволяло создать в сфере госзакупок условия
для добросовестной конкуренции. Зато оно предоставляло неограниченные
возможности для размещения заказов у «аффилированных» хозяйствующих
субъектов. Эти недостатки и должен был исключить ФЗ № 94.
Но, как показывает практика первого года его применения, претензий к
этому документу накопилось предостаточно. Из ручейков они превращались
в потоки. Далее шел их анализ и обобщение, и все это адресовалось в
Госдуму. Когда законодатели подготовили целый пакет поправок к тексту
ФЗ № 94 и приняли его, плоды этого труда поступили в Совет Федерации.
Но сенаторы отвергли редакцию Госдумы, и была создана согласительная
комиссия. Около месяца «оттачивался» текст, прежде чем верхняя палата
дала «добро». Сейчас этот документ уже подписан В. В. Путиным и имеет
силу закона.
А впереди у него, как твердит М. Я. Евраев, еще одна серия улучшений.
В каком направлении будет вестись их поиск и тем более, когда о нем
узнает бизнес- сообщество, пока неизвестно.
Сейчас можно утверждать только одно. С 1 января 2008 г. госзакупки
на цели капитального строительства, ремонта и реконструкции можно будет
проводить только через аукционы. Участникам рынка такое сужение
реализации госзаказа кажется неправомерным. И они надеются, что новая
волна поправок будет осуществлена еще нынешним составом Госдумы.
Валентин Воронов