Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 92 март 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Европейские стандарты или старые привычки
Нечастные проблемы частных компаний по вывозу мусора

Горы мусора во дворе, переполненные контейнеры – картина, нередкая для Петербурга. Между тем в городе работает немало государственных и частных компаний, специализирующихся на вывозе бытовых отходов.
Достаточно ли их для пятимиллионного города?
Что мешает их нормальной работе?
Ситуацию комментирует начальник отдела договоров производственно-коммерческой фирмы «Петро-Васт» Андрей Янович.

– Андрей Николаевич, нередко можно слышать упреки от жителей и работников жилищно-коммунальных служб в адрес компаний-перевозчиков за нерегулярный вывоз мусора. В чем вы видите основные причины невыполнения ими своих обязательств?
– Такая проблема существует, и причины здесь разные: нехватка техники, специалистов, поломка автомобилей, зачастую просто слабая организация производства. Однако существуют и объективные обстоятельства, мешающие нормальной работе.
Нередко машина-мусоровоз не может подъехать к местам складирования отходов из-за того, что весь двор заставлен личными автомобилями граждан. Водитель возвращается через пару часов и все-таки забирает отходы, либо все остается как есть до следующего раза. И в этой ситуации трудно найти виноватых. В договоре написано, что ответственность за подъездные пути лежит на заказчике. Но что тот может сделать, если количество личных автомобилей возросло, а парковочных мест не хватает? Если так будет продолжаться, дворникам скоро придется выкатывать контейнеры с мусором прямо на улицу.

Сегодня в городе катастрофически не хватает специализированных площадок для складирования отходов.

В результате контейнерная площадка, рассчитанная для одного-двух домов, используется жителями целого квартала. Но и перевозчик не будет работать бесплатно. Такая ситуация встречается сплошь и рядом во всех районах города. В современных жилых комплексах наличие площадок продумано, но застройку 70–80-х годов отличает такая вот неустроенность.

Уплотнительная застройка в центре города добавила в этом вопросе проблем и коммунальщикам, и нам. К примеру, одним из самых сложных в нашей работе считается Центральный район: низкие арки, узкие проезды, скопление автомобилей во дворах и на улицах. Современные мусоровозы иной раз просто не могут подъехать к площадке. Наверное, здесь более эффективной была бы малогабаритная техника. Ее закупка потребует дополнительных вложений, которых пока не может позволить себе частный перевозчик.
И здесь, на мой взгляд, необходима поддержка городских властей. Однако пока на улицах нашего города такие специализированные автомобили не встречаются.

– С каждым годом увеличивается квота на вывоз крупногабаритного мусора. Насколько эти нормы отвечают реальным потребностям?
– Сегодня квота 145 куб. м на человека – бытовые отходы и 0,17 куб. м – крупногабаритный мусор. Для наглядности – это два среднестатистических стула. В последние годы поменялось качество жизни, значительно увеличились и потребности населения в этой услуге. Гораздо чаще, чем прежде, люди стали делать ремонт, менять обстановку. Старая мебель уже редко перевозится на дачи и скапливается теперь на контейнерных площадках.
Изменился и характер мусора. Стремясь сделать свою продукцию более привлекательной, гигиеничной, производители повсеместно используют пластиковую упаковку. А ведь она занимает
в несколько раз больше места, чем прежняя – бумажная. Приятно, что мы движемся к европейским стандартам жизни, но давайте следовать этим стандартам во всем. Давно требуется повсеместно ввести селективный сбор мусора.

– Как ведется работа в этом направлении в Петербурге?
– Сегодня многие компании вводят систему селективного сбора отходов. Активно внедряется она, к примеру, в Московском районе.
Однако чаще всего этому начинанию препятствует нежелание горожан менять свои привычки.
Как решить проблему? Наверное, этим должны заниматься городские власти, а не производители услуг. К примеру, в Москве обучать раздельному сбору бытовых отходов начинают прямо на производстве. Инициатива идет от руководителей организаций. Предусмотрена система контроля, штрафов и поощрений. В Европе вообще жители сами следят за поведением соседей. Я понимаю, что у нас такая практика носит характер осведомительства, но в конечном счете нужно понимать, что от бытовой культуры каждого человека зависит наше здоровье, экологическая обстановка в городе и экономическая эффективность работы ЖКХ.
Есть у нас претензии и к организации самого процесса сортировки отходов. Сегодня для этого используются контейнеры слишком маленького объема. Они не рассчитаны на многоэтажные дома с большим числом жителей, поэтому быстро переполняются.
К тому же нам, перевозчикам, невыгодно ездить по десяткам точек, расположенным в разных районах города за маленькими контейнерами.

– Производится ли санитарная обработка контейнеров?
– По всем санитарным нормам и правилам она должна производиться в специально отведенных для этого местах. Крупные компании типа «Спецтранс № 1», «Спецтранс № 6» имеют возможности регулярно обрабатывать контейнеры на своих производственных площадях. Частным компаниям-перевозчикам пока такие мощности не под силу, поэтому, заключая договоры с заказчиками, мы оговариваем пункт, по которому они обязуются производить санитарную обработку своими силами. Где-то эти условия выполняются. Но в 70% случаях – увы: то нет воды, то не работает система слива и пр. Большинство контейнеров крайне загрязнены, в мусоросборных камерах бегают крысы, нередко наши водители жалуются на антисанитарию и отказываются забирать такие контейнеры.
Вопрос этот можно решить по-разному. Кроме обычной мойки существуют специальные химикаты для обработки, пластиковые мешки для сбора мусора, но деньги на это должны выделяться из бюджета ТСЖ или ЖСК. А идут ли жители на дополнительные расходы, зависит от них самих, от их отношения к своему дому. Мы заметили, что очень многое зависит от дворника, он главный хозяин, и если относится к своему делу ответственно, то и в доме, и во дворе порядок.

– Насколько эффективно, с вашей точки зрения, организована работа полигонов и заводов по переработке мусора?
– К сожалению, для нашего города не хватает ни полигонов, ни организаций, занимающихся приемом отходов. Да и график их работы не всегда нас устраивает.

Многие компании-перевозчики стараются организовывать свою деятельность в ночное время, чтобы не загружать и без того переполненные городские магистрали. Однако не все организации по приему отходов нас в этом вопросе поддерживают.
Нередко приходится забирать мусор в одной части города и везти его в противоположный конец. Мы теряем время, сжигаем бензин. У крупных компаний типа «Спецтранс» существуют станции перегруза, но частникам такие расходы пока не потянуть. По крайней мере в одиночку.

Существует еще одна проблема, общая для всех, кто занимается вывозом мусора, – подъездные пути к полигонам. В 90% случаях это проселочные дороги, которые находятся в непроходимом состоянии. Низкая колейность, торчащие куски арматуры – все это приводит к порезам колес, срывам шлангов и т. п.
По самым скромным подсчетам, 60% износа техники происходит в результате аварий на полигонах.

– Андрей Николаевич, существует мнение, что в Европе организации по вывозу бытовых отходов идут по пути объединения и укрупнения. Как вы смотрите на такую перспективу?
– У нас и так на этом рынке работают достаточно крупные по европейским меркам компании. Нужно ли создавать новых монополистов? Не думаю. Чем больше производителей услуг, тем выше конкуренция, тем качественнее работа и борьба за клиента. Хотя пока спрос опережает предложение. Мне кажется, компаниям нужно идти не по пути укрупнения, а по пути диверсификации, развивать новые направления, предлагать новые виды услуг, искать более эффективные пути решения проблем, использовать зарубежный опыт. Ведь по большому счету в вопросе вывоза и утилизации мусора мы отстали от Европы лет на 20.

Ежегодный объем цивилизованно вывезенных отходов на душу населения в европейских странах, Москве, Санкт-Петербурге и Всеволожске

Елена Рачкова

Тел. (812) 567-2236

Мнение специалиста

Проблемы у нас общие

Валентина Сергеева, доктор экономических наук, академик МАНЭБ, заместитель генерального директора по экономике Автопарка № 6 «Спецтранс».

– Мы живем в одном из самых красивых городов мира. И все мы, работники сферы ЖКХ, работаем для того, чтобы Санкт-Петербург стал по-настоящему европейским городом, ухоженным и чистым. А потому и проблемы наши во многом общие.

Конечно, не все находятся в одинаковых условиях. Например, у нас – двух крупных коллективов: Автопарк № 1 и Автопарк № 6 «Спецтранс» – запас прочности большой. Мы можем, при необходимости, удвоить вывозимый объем отходов. Только в Автопарке № 6 имеются две станции для сортировки твердых бытовых отходов, где есть и сортировочные линии, и измельчители, грейферы, а также другое необходимое оборудование в достаточном количестве.

Но вот проблема с накопляемостью твердых бытовых отходов в целом по городу пока не решена. Норма цивилизованно вывозимых отходов явно занижена и не отвечает реальным потребностям.
А значит, все остальное вывозится не цивилизованным способом. Как показывает практика всех европейских городов, норма эта существенно выше – до 3 куб. м и более, а ведь количество вывозимых отходов и чистота в домовладениях – вещи взаимосвязанные.



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна