Европейские стандарты или старые привычки
Нечастные проблемы частных компаний по вывозу мусора
Горы мусора во дворе, переполненные контейнеры – картина, нередкая
для Петербурга. Между тем в городе работает немало государственных и
частных компаний, специализирующихся на вывозе бытовых отходов.
Достаточно ли их для пятимиллионного города?
Что мешает их нормальной работе?
Ситуацию
комментирует начальник отдела договоров производственно-коммерческой фирмы
«Петро-Васт» Андрей Янович.
– Андрей Николаевич, нередко можно слышать упреки от жителей
и работников жилищно-коммунальных служб в адрес компаний-перевозчиков
за нерегулярный вывоз мусора. В чем вы видите основные причины невыполнения
ими своих обязательств?
– Такая проблема существует, и причины здесь разные:
нехватка техники, специалистов, поломка автомобилей, зачастую просто
слабая организация производства. Однако существуют и объективные обстоятельства,
мешающие нормальной работе.
Нередко машина-мусоровоз не может подъехать к местам складирования отходов
из-за того, что весь двор заставлен личными автомобилями граждан. Водитель
возвращается через пару часов и все-таки забирает отходы, либо все остается
как есть до следующего раза. И в этой ситуации трудно найти виноватых.
В договоре написано, что ответственность за подъездные пути лежит на
заказчике. Но что тот может сделать, если количество личных автомобилей
возросло, а парковочных мест не хватает? Если так будет продолжаться,
дворникам скоро придется выкатывать контейнеры с мусором прямо на улицу.
Сегодня в городе катастрофически не хватает специализированных
площадок для складирования отходов.
В результате контейнерная площадка, рассчитанная для одного-двух домов,
используется жителями целого квартала. Но и перевозчик не будет работать
бесплатно. Такая ситуация встречается сплошь и рядом во всех районах
города. В современных жилых комплексах наличие площадок продумано, но
застройку 70–80-х годов отличает такая вот неустроенность.
Уплотнительная застройка в центре города добавила в этом вопросе проблем
и коммунальщикам, и нам. К примеру, одним из самых сложных в нашей работе
считается Центральный район: низкие арки, узкие проезды, скопление автомобилей
во дворах и на улицах. Современные мусоровозы иной раз просто не могут
подъехать к площадке. Наверное, здесь более эффективной была бы малогабаритная
техника. Ее закупка потребует дополнительных вложений, которых пока
не может позволить себе частный перевозчик.
И здесь, на мой взгляд, необходима поддержка городских властей. Однако
пока на улицах нашего города такие специализированные автомобили не
встречаются.
– С каждым годом увеличивается квота на вывоз крупногабаритного
мусора. Насколько эти нормы отвечают реальным потребностям?
– Сегодня квота 145 куб. м на человека – бытовые отходы
и 0,17 куб. м – крупногабаритный мусор. Для наглядности – это два среднестатистических
стула. В последние годы поменялось качество жизни, значительно увеличились
и потребности населения в этой услуге. Гораздо чаще, чем прежде, люди
стали делать ремонт, менять обстановку. Старая мебель уже редко перевозится
на дачи и скапливается теперь на контейнерных площадках.
Изменился и характер мусора. Стремясь сделать свою продукцию более привлекательной,
гигиеничной, производители повсеместно используют пластиковую упаковку.
А ведь она занимает
в несколько раз больше места, чем прежняя – бумажная. Приятно, что мы
движемся к европейским стандартам жизни, но давайте следовать этим стандартам
во всем. Давно требуется повсеместно ввести селективный сбор мусора.
– Как ведется работа в этом направлении в Петербурге?
– Сегодня многие компании вводят систему селективного
сбора отходов. Активно внедряется она, к примеру, в Московском районе.
Однако чаще всего этому начинанию препятствует нежелание горожан
менять свои привычки.
Как решить проблему? Наверное, этим должны заниматься городские
власти, а не производители услуг. К примеру, в Москве обучать раздельному
сбору бытовых отходов начинают прямо на производстве. Инициатива идет
от руководителей организаций. Предусмотрена система контроля, штрафов
и поощрений. В Европе вообще жители сами следят за поведением соседей.
Я понимаю, что у нас такая практика носит характер осведомительства,
но в конечном счете нужно понимать, что от бытовой культуры каждого
человека зависит наше здоровье, экологическая обстановка в городе и
экономическая эффективность работы ЖКХ.
Есть у нас претензии и к организации самого процесса сортировки
отходов. Сегодня для этого используются контейнеры слишком маленького
объема. Они не рассчитаны на многоэтажные дома с большим числом
жителей, поэтому быстро переполняются.
К тому же нам, перевозчикам, невыгодно ездить по десяткам точек, расположенным
в разных районах города за маленькими контейнерами.
–
Производится ли санитарная обработка контейнеров?
– По всем санитарным нормам и правилам она должна производиться
в специально отведенных для этого местах. Крупные компании типа «Спецтранс
№ 1», «Спецтранс № 6» имеют возможности регулярно
обрабатывать контейнеры на своих производственных площадях. Частным
компаниям-перевозчикам пока такие мощности не под силу, поэтому, заключая
договоры с заказчиками, мы оговариваем пункт, по которому они обязуются
производить санитарную обработку своими силами. Где-то эти условия выполняются.
Но в 70% случаях – увы: то нет воды, то не работает система слива и
пр. Большинство контейнеров крайне загрязнены, в мусоросборных камерах
бегают крысы, нередко наши водители жалуются на антисанитарию и отказываются
забирать такие контейнеры.
Вопрос этот можно решить по-разному. Кроме обычной мойки существуют
специальные химикаты для обработки, пластиковые мешки для сбора мусора,
но деньги на это должны выделяться из бюджета ТСЖ или ЖСК. А идут ли
жители на дополнительные расходы, зависит от них самих, от их отношения
к своему дому. Мы заметили, что очень многое зависит от дворника, он
главный хозяин, и если относится к своему делу ответственно, то и в
доме, и во дворе порядок.
– Насколько эффективно, с вашей точки зрения, организована
работа полигонов и заводов по переработке мусора?
– К сожалению, для нашего города не хватает ни полигонов,
ни организаций, занимающихся приемом отходов. Да и график их работы
не всегда нас устраивает.
Многие компании-перевозчики стараются организовывать свою деятельность
в ночное время, чтобы не загружать и без того переполненные городские
магистрали. Однако не все организации по приему отходов нас в этом вопросе
поддерживают.
Нередко приходится забирать мусор в одной части города и везти
его в противоположный конец. Мы теряем время, сжигаем бензин. У крупных
компаний типа «Спецтранс» существуют станции перегруза,
но частникам такие расходы пока не потянуть. По крайней мере в одиночку.
Существует еще одна проблема, общая для всех, кто занимается вывозом
мусора, – подъездные пути к полигонам. В 90% случаях это проселочные
дороги, которые находятся в непроходимом состоянии. Низкая колейность,
торчащие куски арматуры – все это приводит к порезам колес, срывам шлангов
и т. п.
По самым скромным подсчетам, 60% износа техники происходит в
результате аварий на полигонах.
– Андрей Николаевич, существует мнение, что в Европе организации
по вывозу бытовых отходов идут по пути объединения и укрупнения. Как
вы смотрите на такую перспективу?
– У нас и так на этом рынке работают
достаточно крупные по европейским меркам компании. Нужно ли создавать
новых монополистов? Не думаю. Чем больше производителей услуг, тем выше
конкуренция, тем качественнее работа и борьба за клиента. Хотя пока
спрос опережает предложение. Мне кажется, компаниям нужно идти не по
пути укрупнения, а по пути диверсификации, развивать новые направления,
предлагать новые виды услуг, искать более эффективные пути решения проблем,
использовать зарубежный опыт. Ведь по большому счету в вопросе вывоза
и утилизации мусора мы отстали от Европы лет на 20.
Ежегодный объем цивилизованно вывезенных отходов на
душу населения в европейских странах, Москве, Санкт-Петербурге и Всеволожске
Елена Рачкова
Тел. (812) 567-2236
Мнение специалиста
Проблемы у нас общие
Валентина Сергеева, доктор экономических наук, академик МАНЭБ,
заместитель генерального директора по экономике Автопарка № 6 «Спецтранс».
– Мы живем в одном из самых красивых городов мира. И все мы, работники
сферы ЖКХ, работаем для того, чтобы Санкт-Петербург стал по-настоящему
европейским городом, ухоженным и чистым. А потому и проблемы наши во
многом общие.
Конечно, не все находятся в одинаковых условиях. Например, у нас –
двух крупных коллективов: Автопарк № 1 и Автопарк № 6 «Спецтранс» –
запас прочности большой. Мы можем, при необходимости, удвоить вывозимый
объем отходов. Только в Автопарке № 6 имеются две станции для сортировки
твердых бытовых отходов, где есть и сортировочные линии, и измельчители,
грейферы, а также другое необходимое оборудование в достаточном количестве.
Но вот проблема с накопляемостью твердых бытовых отходов в целом по
городу пока не решена. Норма цивилизованно вывозимых отходов явно занижена
и не отвечает реальным потребностям.
А значит, все остальное вывозится не цивилизованным способом. Как показывает
практика всех европейских городов, норма эта существенно выше – до 3
куб. м и более, а ведь количество вывозимых отходов и чистота в домовладениях
– вещи взаимосвязанные.