Надземному экспрессу быть
Альтернатива кольцевому метро
«В Петербурге к 300-летию города будет введен в действие новый вид
транспорта – надземный экспресс, – сообщил и. о. председателя Комитета
по экономике, промышленной политике города Владимир Барканов».
Такая заметка была опубликована в начале века в одной из питерских
газет. А первое сообщение о проекте появилось еще в 1998 г.
ИСТОРИЯ ПРОЕКТА
Необходимость надземки ощущалась уже давно – устройство такой магистрали
позволяло напрямую связать конечные станции метро в южной части Северной
столицы. А со временем проложить ее аналог и на северных окраинах города.
Первым проектировщиком выступала компания Bombardier. Бизнес-план проекта
одобрили осенью 2000 г. Ввести в эксплуатацию Южное полукольцо планировалось
в 2005-м. Но цена проекта оказалась неподъемной – надземный экспресс
обошелся бы более чем в миллиард долларов.
После смены исполнительной власти идея была реанимирована. И вот уже
вице-губернатор Юрий Молчанов называет надземку главным стратегическим
проектом Петербурга 2005 г. И снова взят тайм-аут: все упирается в цену
вопроса. Становится ясно, что ее надо значительно снижать.
Поэтому от варианта Bombardier отказались, а на смену ему пришла другая
канадская фирма – LIGHT RAIL TRANSIT. Конечный показатель стоимости
южного участка она оценила в 420 млн долларов. Сумма тоже солидная,
но посчитали, что если без конца гнаться за дешевизной – стройка не
начнется никогда.
ДОЛГОСТРОЯ НЕ БУДЕТ
В мае 2006 г. завершилась разработка банковского ТЭО, подготовленного
западными консультантами.
Специалисты уверяют, что эффект от реализации проекта достигнет
44 млрд руб.
Эта сумма образуется из оплаты стоимости проезда в надземке.
Она будет соответствовать цене поездки на других видах транспорта.
Возможность интеграции надземки в транспортную инфраструктуру города
и наличие на рынке множества производителей позволяют применить схему
частно-государственного партнерства. Соотношение инвестиций: 55% – средства
городского бюджета, 45% – частные.
Надо вспомнить, что недавно с подачи президента появилась заметная прибавка
– федеральный бюджет берет на себя финансирование ответвления новой
магистрали от Дворца конгрессов в сторону Наукограда до Петергофа и
Ломоносова.
КТО, КОГДА И КАК ПОЕДЕТ
В КИСП считают, что если начать проектирование сейчас, то можно завершить
проект в октябре 2007 г. После этого – время объявлять инвестиционный
конкурс по поиску инвесторов в 4-м квартале нынешнего года.
На основе уже упомянутого ТЭО западных консультантов институт «Ленгипротранс»
разработал обоснование инвестиций по данному проекту.
В жилых кварталах она пойдет по эстакаде, что позволит сохранить нынешнюю
транспортную инфраструктуру. Эта часть магистрали длиной 18 км займет
более 70% всего маршрута. Из 14 остановочных павильонов 11 будут на
эстакаде, три – на земле.
В зоне надземки живет чуть более полумиллиона горожан. В ближайшие
20 лет их число увеличится незначительно. Считается, что после сдачи
трассы годовой пассажиропоток превысит 52 млн человек. Средняя скорость
– около 32–35 км/час – почти как в метро.
По проекту намечается использование вагонов так называемого
легкого трамвая. Его надежность составляет 99,8%. Этот транспорт экологичен,
комфортабелен, имеет современный дизайн. А если упомянуть его
бесшумность, обособленность от уличной дорожной сети, более высокую
провозную способность и централизованную электронную систему организации
движения, то надземка вряд ли уступит метрополитену. Разве что в стоимости
строительства, что можно только приветствовать.
Окупаемость новой ветки, которую условно можно назвать «президентской»,
особенно на первоначальном этапе, будет заметно ниже, чем главной магистрали.
В двух загородных районах насчитывается всего 110 тыс. человек. Но,
по мнению В. И. Матвиенко, этот участок «социально очень важен. У нас
жители Ломоносова и Петродворца не имеют нормальной связи с городом.
Мы собираемся строить там наш университет менеджмента, будет активно
идти освоение этой территории».
Добавим, что зимой и в разгар лета этим транспортом смогут воспользоваться
многочисленные туристы.
Валентин Воронов