«Тойоты» выйдут по графику
Завершается строительство завода Toyota в Шушарах
Японский автоконцерн Toyota завершает строительство российского завода
«Тойота» на промплощадке Шушары-2 под Петербургом.
Первые автомобили «Тойота Камри» сойдут с конвейера завода в декабре
2007 года.
Сомневаться в этом неудобно не только из-за японской точности, но и
потому, что скупая информация о ходе строительства полностью укладывается
в лаконичную фразу: «строительство завода идет строго в соответствии
с графиком».
На первом этапе завод будет выпускать около 20 тысяч автомобилей в
год (моделей представительского класса «Тойота Камри»). В долгосрочной
перспективе этот показатель может достигнуть 200 тысяч в год.
Под будущее расширение производства Toyota Motors зарезервировала участок
в 220 га (в десять раз больший, чем «Форд» под Всеволожском). В связи
с чем специалисты и общественность осторожно прогнозируют выпуск и других
моделей, более распространенных и доступных.
Генподрядчиком строительства по результатам тендера (из преимущественно
иностранных участников) выбрана турецкая компания Enka, с которой Toyota
строила завод в Турции. Стоимость контракта оценивается в $100 млн.
Кстати, это пока единственный случай среди стратегических проектов,
когда генподрядчиком стала иностранная компания. Подрядчиками успешно
выступают российские компании.
Обязательства российской стороны в соответствии с соглашением – инженерная
подготовка территории, на которую до 2008 года из бюджета Санкт-Петербурга
будет выделено около $100 млн.
Сегодня в соответствии с графиком идет завершающий этап возведения
корпусов завода и подготовка их к установке технологического оборудования.
В апреле начнется завоз и монтаж оборудования. По мере сдачи
объектов в эксплуатацию на них оформляется право собственности. А с
завершением строительства у компании, как у любого инвестора на территории
РФ, появится право выкупить земельный участок по кадастровой стоимости.
(На время строительства земля передана инвестору в аренду с правом ее
пролонгации на 49 лет.)
С архитектурной точки зрения заводские корпуса представляют собой унифицированные,
привязанные к российским условиям, утилитарные промышленные объекты.
Предполагаемая численность персонала – 600 человек. В данный
момент набрано около 250 человек, которые сейчас проходят подготовку
в Японии и Вьетнаме.
Предусмотрительные японцы в целях отработки взаимодействия
при экспортно-импортных и транзитных перевозках по Транссибирской магистрали
провели демонстрационную доставку автокомпонентов из Японии в Санкт-Петербург.
Контейнерный поезд с грузом комплектующих деталей преодолел расстояние
в 10 тысяч километров от Находки до Северной столицы за 11 суток.
Параметры проекта
Сроки:
2005-2007 гг.
Цель:
развитие Санкт-Петербурга как международного делового центра.
Суть:
создание автомобильного производства с прогнозируемой производительностью
50 000 автомобилей в год и последующим расширением производственных
мощностей до 200 000 автомобилей в год.
Бюджет:
100 млн долларов США.
Мнение специалиста
Председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам
М. Соколов:
– Наличие таких промышленных брендов, как «Тойота», «Ниссан»,
«Дженерал Моторс», крайне важно для города.
Во-первых, они обеспечивают экономическую мощь города и, соответственно,
наполняемость бюджета. Во-вторых, столь высокотехнологичные производства,
какими являются предприятия мирового автопрома, очень позитивно влияют
на развитие инновационных технологий в регионе их размещения.
Санкт-Петербург традиционно ориентировался на НИОКР. Здесь находились
крупнейшие НИИ военно-промышленного комплекса, которые в последние двадцать
лет по понятным причинам были плохо задействованы и во многом растеряли
свой потенциал. Поэтому такая поддержка, эстафетная палочка в области
инновационных технологий нам крайне важна. И в том, что получаем мы
ее от зарубежных компаний, ничего плохого нет. По условиям соглашения,
заключенного при участии Министерства экономического развития РФ, до
40% производства будут локализованы на территории России.
Мы надеемся, что в Санкт-Петербурге удастся создать кластер
автопрома. Причем в первую очередь не за счет производства
автомобилей, а за счет производства автокомпонентов. Ведь именно это
дает и основную долю прибыли в бюджет, и основную массу занятых, и ту
инновационную составляющую, на которую город ориентирован в своей генеральной
стратегии.
Подготовила Светлана Соснова