В литых одеждах он стоит
Эффективность новых материалов в их долговечности
История реконструкции покрытия Володарского моста – наглядное доказательство
того, что подлинная экономия должна учитывать не только стоимость объекта
в момент строительства, но и суммарный экономический эффект от его дальнейшей
эксплуатации.
Необходимость
постройки Володарского моста в створе улиц Ивановской и Народной была
обусловлена довоенным проектом планировки города Ленинграда. Для своего
времени (1936 год) мост являлся уникальным инженерным сооружением, ведь
при его проектировании и строительстве применялись передовые решения,
технологии и материалы.
Однако, как выяснилось потом в процессе эксплуатации, не все они себя
оправдали. Володарский мост не выдерживал все увеличивающиеся нагрузки
и интенсивность движения. В 1988–1993 годах на месте старого моста было
построено новое сооружение – 5-пролетный металлический мост с однокрылым
раскрывающимся разводным пролетом посередине.
К сожалению, проектирование и возведение моста совпало с развалом государства.
В то время из мостостроительной отрасли уходили грамотные специалисты,
доминирующим принципом в финансировании строительства многих объектов
городской инфраструктуры стал режим экономии.
Поэтому вместо качественных материалов зачастую использовались
морально устаревшие, не отвечающие изменившимся требованиям.
Так, для устройства покрытия проезжей части постоянных пролетных
строений Володарского моста применялся обыкновенный асфальтобетон.
Плоды такой экономии не замедлили сказаться. Уже через год, в 1994
году, потребовался текущий ремонт верхнего слоя.
Вплоть до 2003 года периодически производился ямочный ремонт
по 300–400 кв. м покрытия в год. В 2002 году был выполнен капитальный
ремонт на 500 кв. м. Верхний слой фрезеровали, укладывали новый
асфальтобетон, но проблемы это не решало. Постоянные ремонты снижали
пропускную способность моста, частичное закрытие движения являлось причиной
пробок, доставляло неудобства автомобилистам, нарушало работу городского
пассажирского транспорта. Кроме того, ежегодно тратились немалые деньги
из бюджета города на замену верхнего слоя. Ситуацию нужно было решать
кардинально.
После детального обследования выяснилось, что наиболее оптимальным
в этой ситуации станет применение литого асфальтобетона. ГУП «Мостотрест»
был проведен конкурс, в котором приняли участие ЗАО «Лемминкяйнен ДорСтрой»
и ОАО «АБЗ-1». Проблему осложняло то обстоятельство, что на ортотропной
плите для улучшения сцепления были наварены металлические ребра. Технология,
предложенная ЗАО «Лемминкяйнен ДорСтрой», предполагала их ликвидацию,
для чего требовалось как минимум лишних 2 месяца.
Специалисты ОАО «АБЗ-1» нашли оптимальное решение. На стационарных
пролетных строениях было выполнено фрезерование старого асфальтобетонного
покрытия, устройство гидроизоляционного слоя и устройство двухслойного
дорожного покрытия (нижнего и верхнего слоя) из литого асфальтобетона
на основе полимерно-битумного вяжущего.
На объекте был применен современный, качественный материал германского
производства Durcel 680. Его основные преимущества: повышенные механические
характеристики, быстрое схватывание, хорошая адгезия на бетон, металл,
битум, морозоустойчивость. Все это позволяет снизить частоту ремонтных
работ.
Разумеется, новая технология оказалась более затратной, чем укладка
привычной мелкозернистой горячей асфальтобетонной смеси. Но, как впоследствии
подтвердили наблюдения за эксплуатацией Володарского моста, применение
литого асфальтобетона оправдало себя в полной мере.
С 2003 года на проезжей части стационарных пролетных строений
Володарского моста ремонтные работы не проводились. И сегодня
мост работает в привычном режиме, выдерживая колоссальные нагрузки,
которые увеличиваются с каждым годом.
Елена Рачкова
Тел. (812) 571-7768