Греем улицу или бережем тепло
Теплоизоляция трубопроводов: вчера, сегодня, завтра
Современные технологии теплоизоляции при их активном применении при ремонтах
и новом строительстве теплотрасс помогут Петербургу выйти на новый уровень
развития теплосетевого комплекса –перейти от эксплуатации к эффективному
управлению тепловыми сетями.
Техническое
состояние российского теплосетевого комплекса (и Санкт-Петербург здесь
не исключение!) характеризуется высокой изношенностью и, соответственно,
высокой аварийностью. Общеизвестны данные о потерях в сетях, достигающих
30% (кое-где и 60%!). 40% теплосетей отслужили свой срок и требуют замены.
На этом фоне разговоры о дефиците тепла и планы по созданию новых мощностей
особенно требуют поддержки в виде комплексных программ развития сетевого
хозяйства.
На петербургском саммите «Тепло России», собравшем год назад
ученых и руководителей восьмидесяти предприятий-производителей и НИИ
со всей России, проблему высокой аварийности на тепловых сетях связывали
с их изношенностью и недостаточным объемом внедрения современных теплогидроизоляционных
материалов.
Судя по участившимся авариям к концу нынешнего отопительного сезона
проблема остается весьма актуальной.
Хотя при применении современных технических решений и высокоэффективной
теплоизоляции потери тепла в тепловых сетях не должны превышать 1–5%
даже при его подаче на большие расстояния. Это подтверждает не только
западный опыт – те же цифры, например, назывались при строительстве
теплотрассы в Приморском районе от Северо-Западной ТЭЦ. (Об этом объекте
мы подробно рассказали в СГХ.)
Самый первый теплопровод
На протяжении всей истории теплофикации Северная столица не раз брала
на себя первенство в решении проблем теплоизоляции.
Первый в России теплопровод общего пользования был проложен в Ленинграде
в ноябре 1924 года в дом № 96 на наб. р. Фонтанки от ГЭС № 3. И с тех
пор не прекращались поиски наиболее совершенных и дешевых конструкций
каналов и способов изоляции теплопроводов. Совершенствование шло главным
образом в направлении упрощения конструктивных форм и уменьшения габаритов
прокладки, а также замены монолитных конструкций, изготовляемых непосредственно
на трассе, сборными, заранее изготовляемыми на строительных дворах и
заводах.
Варианты теплоизоляции были весьма разнообразны: пробковые и торфяные
скорлупы и сегменты, асбозурит, соломит, диатомит, пенобетонные сегменты;
в качестве гидроизоляции применялись мешковина, пропитанная битумом,
и борулин.
На территории города в основном применялся подземный способ прокладки,
позволяя не загромождать территории и сохранять архитектурный облик
жилых районов.
Наибольшее распространение в первой половине ХХ века получила подземная
прокладка теплопроводов в непроходных каналах с тепловой изоляцией из
минеральной ваты. Ее преимущества: надежная защита теплопровода от механических
повреждений и меньшая стоимость по сравнению с прокладками в полупроходных
и проходных каналах.
Полупроходные каналы применялись в ограниченных случаях, например, под
железнодорожными путями, под проезжей частью городских улиц с интенсивным
движением транспорта, где необходимо было производить ремонт и замену
теплопроводов без вскрытия грунта. Проходные – при совмещенной прокладке
нескольких теплопроводов или других инженерных коммуникаций.
Когда стареет технология
С 1948 года по предложению инженеров Управления аварийно-восстановительных
работ «Ленэнерго» в Ленинграде перешли на бесканальную прокладку
теплопроводов с изоляцией труб монолитным автоклавным армопенобетоном
заводского изготовления. Этот способ давал возможность индустриализировать
изготовление и строительство тепловых сетей, значительно уменьшить объем
земляных работ и снизить стоимость строительства на 15–30% (в зависимости
от диаметра трубопроводов) по сравнению со строительством тепловых сетей
в непроходных каналах с минераловатной изоляцией.
Тогда же для ускорения строительства тепловых сетей были созданы специализированные
строительно-монтажные организации и построен специализированный завод
по изоляции труб.
Стоит отметить, что предызолирование в заводских условиях теплоизоляцией
труб армированным пенобетоном и гидроизоляционным покрытием на битумной
основе было применено в Ленинграде впервые в мировой практике. В 1965
году на ВДНХ СССР ленинградский способ бесканальной прокладки теплопроводов
в монолитном автоклавном армопенобетоне получил всеобщее одобрение.
Начиная с 1980-х годов бесканальные конструкции тепловых сетей для подземной
прокладки стали распространяться по всей стране. Справедливости ради
можно заметить, что появлялись и другие варианты теплоизоляции – из
фенольного пенопласта, битумоперлита, битумокерамзита, полимербетона,
но они не получили широкого распространения.
Способ заводского изолирования труб армированным пенобетоном (АПБ) пользовался
абсолютным и заслуженным признанием.
Увы,
большая часть теплопроводов в Санкт-Петербурге до сих пор имеет АПБ-изоляцию.
Факт печальный. Ведь из-за многолетних недоремонтов «постсоветского»
периода срок их службы давно превысил нормативный, теплоизоляция износилась,
да и наука за это время ушла далеко вперед, и когда-то передовая технология
стала устаревшей.
Рис. 1 Примерное распределение тепловых сетей по срокам эксплуатации
труб:
до 15 лет – 50%, 16–10лет – 20%;
21–25 лет –15%; более 25 лет – 18%
А что теперь?
Еще раз вспомним теплотрассу от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской
котельной, где была применена самая современная теплоизоляция производства
известных петербургских заводов «Петерпайп» и «ТВЭЛ».
На обратном трубопроводе в качестве теплоизоляции использовался пенополиуретан
с системой контроля за увлажнением тепловой изоляции трубопроводов,
на прямом трубопроводе впервые – система двойной теплоизоляции, внутренний
слой которой изготовлен из базальтово-минерального волокна с пониженной
теплопроводностью, наружный – из пенополиуретана. Столь сложная система
позволяет транспортировать теплоноситель с температурой 150oС.
Понятно, что уникальная теплоизоляция, обеспечившая значительное увеличение
эффективности теплопередачи, повлекла существенное удорожание проекта.
Для «губернаторской» стройки, каковой была тепломагистраль, это прошло,
а для рядовых сетей?..
Частичным ответом на этот вопрос можно считать замечание гендиректора
ЗАО «ТВЭЛ» О. Султанова о том, что в год ГУП «ТЭК СПб» заказывает у
них не более 20 км труб. Если сопоставить эти цифры с заявленными планами
на год (100 км), накинуть пару десятков км ЗАО «Петерпайп» и столько
же более мелким производителям, невольно задумаешься, где приобретается
оставшаяся часть труб? И какие трубы?
Передовые технологии пошли «в народ»
Впрочем, как раз на примере ГУП «ТЭК СПб» можно показать перспективы
замены старых труб на новые с современной ППУ-изоляцией. Такую работу
предприятие ведет в северной части города, в Выборгском и Калининском
районах, где проложенная в конце 1970-х тепловая сеть отличается высокой
аварийностью. Как подтвердил заместитель директора ГУП «ТЭК СПб» Н.
Суднов, данная технология значительно повышает надежность, ремонтопригодность
и сроки эксплуатации тепловых сетей, позволяет снизить тепловые потери
при транспортировке теплоносителя, предотвращать возможные технологические
нарушения и ведет к значительной экономии средств при эксплуатации теплосети.
Правда, было замечено, что пока по причине дороговизны ППУ-изоляция
с системой дистанционного контроля применяется преимущественно на трубопроводах
большого диаметра, и в планах предприятия сначала перевести на нее все
магистральные сети. При этом в ближайшие годы планируется создание единого
диспетчерского центра, на пульт которого будут выводиться датчики с
трассы, что поможет своевременно обнаруживать и оперативно реагировать
на поступающие сигналы о нарушениях в сети и устранять повреждения с
минимальным объемом земляных работ.
Остается добавить, что сегодня рынок теплоизолирующих материалов для
трубопроводов достаточно развит и позволяет на современном уровне решить
любую задачу в сфере теплоизоляции трубопроводов в промышленности и
ЖКХ. Помимо труб с заводской ППУ-изоляцией можно назвать: пенополиуретановые
скорлупы, напыление ППУ и вспененный каучук (ООО «Промстрой»); теплоизоляционные
маты, цилиндры и плиты из стекловолокна и минеральной ваты с покрытием
из фольги и без покрытия (Компания «Сан-Гобен Изовер»); трубы в изоляции
фиброцементной коркой и коркой асбоцементной (ООО «Изоляционные технологии»).
Да и выпускаемая сегодня АПБ-изоляция из сверхлегкого пенобетона серьезно
отличается от первоначального варианта полувековой давности (ЗАО «Северо-Западная
производственная энергетическая корпорация») и отвечает всем современным
требованиям, то есть позволяет сократить потери тепла до 2–3% , увеличить
срок службы до 30 лет и межремонтного периода с 1 до 5 лет.
Кстати, ПО «ТВЭЛ» в качестве частного инвестора меняет изношенные тепловые
сети в пос. Снегиревка Приозерского района на новые трубы в пенополиуретановой
изоляции с гидрозащитным покрытием. При этом инвестор говорит о приемлемой
окупаемости проекта за счет снижения эксплуатационных затрат и себестоимости
тепла, а также увеличения реализации тепловой энергии после модернизации
котельных.
Хочется верить, что при строительстве новых кварталов будут использоваться
только трубы в современной теплоизоляции, и у Петербурга появится шанс
выйти на новый уровень развития теплосетевого комплекса – перейти от
эксплуатации к управлению тепловыми сетями, которое должно базироваться
на АСУ ТП с широким использованием телеуправления и телемеханики.
Самое важное, чтобы знания и опыт применения этих материалов и технологий
вышли за пределы «президентских» и «губернаторских» строек и пошли «в
народ» – к магистральным трубопроводам, затем к внутриквартальным и
внутридомовым сетям.
Подготовила Светлана Соснова
Редакция благодарит за предоставленную информацию почетного энергетика
России генерального директора ЗАО «Инженерные системы» Л. В. Родичева