Генподряд: индивидуальная работа по высоким стандартам
«Мы строим объекты любой сложности быстро и качественно»
Статус генподрядчика при реализации масштабных проектов требует от
инжиниринговой Корпорации «трансстрой» умения играть на опережение во
всем: получении информации, внедрении передовых управленческих и строительных
технологий, обновлении парка техники, подготовке персонала.
О том, что должна уметь компания, чтобы в качестве генподрядчика
вести сложные проекты, рассказывает генеральный директор Корпорации
«Инжтрансстрой» Иван Николаевич Кузнецов.
– Генподряд – это управление проектом с определенным уровнем
ответственности и набором функций.
Суть генподряда заключается в обязательствах генподрядчика
перед заказчиком построить заказанный объект, приняв на себя всю полноту
ответственности за сроки и качество строительства. При этом заказчик
работает с одной организацией и избавлен от необходимости координировать
работу большого количества субподрядчиков.
С развитием строительной отрасли набор требований заказчика становится
все более разнообразным, детализированным, а условия их выполнения –
более жесткими. В этой ситуации наиболее продвинутые инжиниринговые
компании внедрили и предлагают на строительном рынке новый продукт –
комплексное управление проектом. В качестве генподрядчика они готовы
оказывать инвестору полный комплекс услуг от получения «пятна»
под застройку до сдачи объекта госкомиссии и оформления на него прав
собственности.
Оптимально
работающая генподрядная компания – это компания в составе холдинга,
имеющая в своем подчинении подрядные организации. В составе холдинга
должны быть управляющая и производственная структуры, по возможности,
собственное инвестиционное подразделение и серьезный финансовый ресурс.
Непременным условием выхода инжиниринговой компании на этот уровень
является штат высококвалифицированных кадров и эффективно работающая
система их подготовки.
– Иван Николаевич, генподряд все чаще оформляется как самостоятельная
услуга, и для победы в тендере наличие собственных производственных
мощностей уже не является определяющим условием…
– Я бы сказал, что наличие собственных производственных
ресурсов для ведения строительных работ все еще рассматривается как
определенное преимущество, но на тендерах не всегда играет значительную
роль. Перспективное развитие генподряда видится в совершенствовании
системы управления проектами и применении прогрессивных строительных
технологий, которые позволят заказчикам оптимизировать затраты.
Для надлежащего осуществления этих функций генподрядчик
должен сам привлекать к работе над объектом только лучших субподрядчиков,
предоставляющих сертификаты качества, и использовать для строительства
лишь самые надежные и качественные материалы. Многие генподрядные компании
работают со «своими» традиционными партнерами на основе
сложившихся связей.
Генподрядчик имеет возможность организовать производство работ в едином
графике, что позволяет сократить сроки строительства. Генподрядная организация,
повышая комплексность услуг, может сократить число субподрядчиков, привлекая
их только на особо сложные работы. При этом, как правило, генподрядные
организации имеют достаточный опыт в оформлении готового к сдаче в эксплуатацию
объекта, что помогает преодолеть различные бюрократические препоны.
Достойный
объект с комфортом можно построить только тогда, когда участники с уважением
относятся к законным интересам друг друга и совместно прикладывают максимум
усилий для реализации проекта.
В принципе в каждом конкретном случае следует вырабатывать
отдельную структуру взаимоотношений в управлении строительством с учетом
индивидуальных особенностей и заказчика, и проекта, но в основе всегда
должен быть единый подход с четким распределением полномочий, обязанностей
и выстроенной последовательностью действий.
– Что помогает вам побеждать в конкурсах и избегать спорных
моментов при проведении торгов?
– В Корпорации «Инжтрансстрой» накоплен
огромный опыт подготовки тендерных документов, базирующийся на опыте
Минтрансстроя, из структур которого вышел основной костяк персонала
Корпорации. Команда специалистов четко и грамотно подбирает пакет документов
к каждому конкретному случаю.
Огромную роль играет тесное взаимодействие с ведущими научно-исследовательскими
институтами строительного комплекса – ЦНИИС, СоюздорНИИ, НИИОСП, РосдорНИИ.
Мы гарантируем применение новых технологий, закладываем в проект прогрессивные
конструкции, использование современных материалов и механизмов.
Важная составляющая подготовки тендерных документов – как можно более
точно просчитанная финансовая составляющая проекта. Это дает преимущество
перед конкурентами и позволяет избегать спорных моментов впоследствии.
Стоит отметить еще один момент. Чтобы получить приоритет
у потенциальных заказчиков, необходимо строить быстро и качественно.
Это достигается не только применением совершенных технологий, материалов
и конструкций.
Нужно
постоянно отслеживать ситуацию на рынке, своевременно получать информацию
по объектам, на которые объявляются тендеры, чтобы включиться в работу
уже на стадии подготовки тендерной документации.
Более того, мы стараемся еще до объявления тендера (на стадии
замысла, идеи появления объекта) просчитать ход реализации проекта и
оценить свои возможности, чтобы затем с учетом конъюнктуры, возможностей
потенциальных конкурентов формировать тендерные предложения. Причем
сформулировать их так, чтобы были видны наши эксклюзивные способности
и предложения, чтобы было ясно: никто, кроме нас, так сделать не сможет!
А после победы в тендере наступает черед активнейшей работы с проектировщиками.
В рабочей документации, во-первых, должны быть учтены
наши технологические преимущества, во-вторых, должна быть предусмотрена
тактика использования имеющейся и приобретаемой техники. Не менее важно
в процессе производства работ вести жесткий контроль за действиями исполнителей.
Еще раз подчеркну: работа генподрядчика – не подмена десятков подрядчиков,
не исполнение их функций, а управление инженерным процессом. Именно
это поставлено во главу деятельности нашего Управления организации инженерной
подготовки.
– Иван Николаевич, чем вызвано появление новой структурной
единицы?
– Изменился рынок, изменились требования, изменилась
наша компания. В стартовый для «Инжтрансстроя» 2002 год
мы выполнили строительно-монтажных работ на сумму 3,2 млрд рублей, а
в прошлом году эта цифра достигла 25 млрд. При этом резко возросли и
диверсифицировались количество объектов, их сложность, номенклатура,
расширились направления работ. Расширились и функции отвечавшей за ведение
генподряда в «Инжтрансстрое» структурной ячейки. Это заставило
нас пересмотреть ее статус, расширить полномочия и выделить в Управление
организации инженерной подготовки на объектах «Инжтрансстроя».
В ведении Управления находятся вопросы, связанные с организацией строительства.
Важнейший – качество проектов организации строительства. ПОС – один
из основных документов, которым руководствуются строители. Но если раньше
ПОСы нередко считались необходимой формальностью, то сегодня большинство
строительных организаций приходят к пониманию значимости этого документа.
Существующие
СНИПы, в большинстве своем изданные 15–20 лет назад, не отвечают реалиям
времени. Сейчас заказчику нужны принципиально новые типы зданий с применением
абсолютно новых технологий и материалов. Соответственно, и требования,
предъявляемые к работе строителей, к проекту и технологиям, технике
и материалам, выходят за рамки существующей нормативной базы.
Проект организации строительства должен быть полным,
всеобъемлющим, проработанным рабочим документом; в нем должны быть предусмотрены
графики, технологические карты по контролю качества и по производству
строительно-монтажных работ, оговорены проведение научно-технического
сопровождения, подготовка соответствующих регламентов.
– Что мешает реализации генподрядных функций на высоком
уровне?
– В первую очередь, жесткий подход к получению разрешений,
неоправданно удлиняющий сроки строительства, и трудно увязывающиеся
между собой требования всевозможных экспертиз. Возникает ощущение, что
основной задачей контролирующих органов является создание проблем!
Сложностей генподрядчику добавляют сторонние организации, которым заказчик
передает часть работ. Формально эти участники проекта никаких обязанностей
перед генподрядчиком не несут и в работе ориентируются лишь на свои
интересы, а не на общий результат.
Еще одна трудность: разные виды работ требуют разного подхода к организации
производственного процесса.
Образно говоря, для каждого вида работ «стрелки часов»
или «лента конвейера» движутся с разной скоростью, и нужно
скоординировать эти работы так, чтобы процесс строительства не останавливался
ни на секунду и не страдало общее дело. В эффективном решении этой задачи
заключается смысл управления строительным проектом и суть генподрядной
функции.
Объекты Корпорации «Инжтрансстрой»:
• реконструкция ИВПП №2 аэродрома аэропорта «Пулково»
(Санкт-Петербург);
• строительство комплекса зданий Российского государственного исторического
архива в Санкт-Петербурге;
• строительство ключевых объектов Комплекса защитных сооружений
от наводнений в Санкт-Петербурге;
• реконструкция исторического Главного корпуса НИИ скорой помощи им.
Н. Склифосовского в Москве;
• строительство нефтеналивных терминалов в Приморске и Высоцке (Ленинградская
область);
• строительство объектов в рамках проекта «САХАЛИН-2» (о. Сахалин);
• железнодорожная линия Беркакит–Томмот, Республика Саха (Якутия);
• капитальный ремонт массивов-гигантов №№ 11-13 и №№ 17-18
юго-западного волнолома порта Туапсе (Краснодарский край);
• государственный комплекс «Дворец конгрессов» в Стрельне (Санкт-Петербург);
• строительство Морского пассажирского терминала в Санкт-Петербурге.