Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 92 март 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Государству важна безопасность и долговечность
Каким становится контроль за качеством строительства

Государство намерено изменить систему контроля за качеством строительства, разделив зоны ответственности между участниками строительного процесса и оставив за собой обеспечение таких критериев, как безопасность, надежность и долговечность зданий и сооружений.

Существует два основных направления контроля за строительством – это государственный строительный надзор и строительный надзор, который осуществляет заказчик силами своих специалистов. Что касается надзорной функции заказчика, то здесь проблемы встречаются наиболее часто. Особенно если заказчик сам является и застройщиком, и генподрядчиком, то есть контролирует сам себя.

Есть претензии и к государственному контролю. По мнению председателя комитета Государственной думы по собственности Виктора Плескачевского, система государственного регулирования и надзора в строительстве не эффективна, а процедура лицензирования не в состоянии обеспечить ответственность строительных компаний за многочисленные нарушения в этой сфере.
С другой стороны, очевидно, что саморегулируемые организации не смогут полностью заменить в этом деле государство. По мнению президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана, профессиональная экспертиза участников рынка – вещь необходимая, но саморегулирование должно не отменять госнадзор, а дополнять его.

Первые шаги для совершенствования системы государственного контроля и надзора уже предприняты.
Год назад Правительство РФ утвердило положение об осуществлении государственного строительного надзора в стране. Этим документом устанавливается порядок осуществления государственного строительного надзора и, в частности, разграничиваются полномочия между федеральными и региональными структурами. К ведению федеральных органов отнесены особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. Остальные вопросы переданы на уровень регионов.

Как отметил заместитель начальника Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Леонид Притулюк, инспектор Госстрой-надзора, согласно закону, может проверить объект в процессе строительства минимум 4 раза, но на практике это происходит намного чаще.
В 2006 году в Градостроительный кодекс РФ были внесены определенные изменения. В частности, ГК отменил акты государственных комиссий. В настоящее время подписывается акт приемки объекта (подобный акту рабочей комиссии). Для этого предоставляются все необходимые документы, проводится итоговый осмотр здания, и на основании заявления инвестора выдается заключение Госстройнадзора о соответствии построенного сооружения установленным требованиям (техническим нормам, регламентам и т. д.). Затем инвестор пишет заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение является документом, на основании которого может быть произведена регистрация прав собственности.
Как подчеркнул Леонид Притулюк, согласно Градостроительному кодексу с 1 января Служба госстройнадзора осуществляет надзор за строительством в полном объеме, включая такие аспекты, как пожарный, санитарно-эпидемиологический, экологический.
То есть никакого другого государственного строительного надзора не существует. Это же относится к проведению экспертизы проектов. С 2007 года в ведении Управления государственной вневедомственной экспертизы находится также экспертиза результатов инженерных изысканий.
В Северной столице государственный надзор за строительством осуществляется Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.

Рычаги влияния

О новых тенденциях в развитии государственного контроля за строительством рассказывает начальник Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Александр Орт.

– Основная тенденция – это разделение ответственности за качество строительства между заинтересованными сторонами. Сегодня все государственные надзорные органы, в том числе наша Служба, призваны обеспечивать надежность, безопасность и долговечность объектов строительства.
Вопросы же, не подпадающие под эти три критерия, например качество покраски стен, правильность установки наличника и тому подобное, относятся к техническому надзору заказчика! То есть все, что не влияет на безопасность, надежность и долговечность объекта, Градостроительным кодексом отдано под контроль застройщику и заказчику.
С 2007 г. отменен государственный надзор и контроль за строительными материалами и конструкциями. Теперь это дело заказчика-застройщика. Мы сейчас реформируем отдел, который занимался этими вопросами. Проводимая Госстройнадзором экспертиза будет касаться только проектной документации, использования нормативных документов.
В то же время благодаря поправкам в Градостроительный кодекс и ряд других законов будут значительно увеличены штрафные санкции в отношении нарушителей. Это серьезный рычаг для того, чтобы повлиять на качество строительства, который мы обязательно будем использовать.

Существовавшие ранее штрафные санкции от 10 до 30 тыс. рублей строители не воспринимали всерьез. Им легче было платить штрафы, чем исправлять нарушения или оказаться в простое. Самым распространенным видом нарушений является работа без разрешения. Одни компании поступают так неосознанно, полагая, что на собственной земле они могут делать что угодно. Другие идут на нарушение сознательно, их подгоняют жесткие сроки договора. Штраф в размере 10 тыс. рублей им не страшен, если речь идет о крупном инвестиционном проекте.
Общая сумма штрафов в прошлом году составила 7, 7 млн рублей против 4,9 млн в 2005 году. За строительство без разрешения (или без его продления) штрафные санкции составили 4,1 млн рублей. На 2,5 млн рублей компании были оштрафованы за нарушение строительно-монтажных работ.
(Комментарий А. И. Орта, посвященный теме организации строительных площадок, опубликован в предыдущем номере журнала.)

С этого года диапазон штрафов будет составлять от 5 до 10 000 МРОТ. Максимальный размер штрафа 1 млн рублей! Кроме того, предусмотрено приостановление деятельности юридических лиц на срок до 90 суток.
Что касается такого государственного механизма контроля, как лицензирование, то в том виде, в котором он существует последние год-полтора, помощи от него немного. Был случай, когда на мое официальное обращение о приостановке лицензии вопрос решался чуть ли не год. За это время злостный нарушитель уже достроил объект, и актуальность принятия санкций пропала. Раньше такие вопросы решались оперативно, и приостановка лицензии была по существу главным рычагом влияния на нарушителей. Ведь в этом случае приостанавливалась работа не на одном конкретном объекте, останавливалась работа компании в целом.

Наталья Соколова



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна