От СНиПа к техническому регулированию
Особенности переходного периода
Принятый в 2003 году федеральный закон о техническом регулировании
реализуется очень медленно. Поэтому он не может оказывать прямого влияния
на качество строительства. Почему так происходит?
Ответ
на этот и другие вопросы наш корреспондент попытался найти в беседе с
начальником Петербургского регионального центра по ценообразованию в строительстве
П. В. Горячкиным.
– Павел Владимирович, сохранилась ли связь между СНиП и
качеством строительства?
– Такая связь существовала всегда и сохраняется сейчас.
Потому что СНиП – основополагающий и регламентирующий документ, с которым
мы строили и строим до сих пор. Его роль постепенно меняется, о чем
свидетельствует начавшаяся недавно дискуссия по поводу технического
регулирования.
Строители все настойчивее высказывают мнение о необходимости серьезных
изменений в законе о техническом регулировании. Поскольку технических
регламентов в строительстве еще нет, получается, что нормативно-техническая
база, в том числе регламентирующая вопросы качества, «зависла».
Пока не введена система технических регламентов и документов
второго уровня, СНиП продолжает действовать.
– Из чего выстраивается эта система?
– Система технического регулирования у нас двухуровневая.
Технический регламент как документ прямого действия обязателен для исполнения.
Он должен приниматься Госдумой и содержит обязательные требования к
процессам, технологиям, стройматериалам, изысканиям, проектированию,
возведению и эксплуатации зданий.
А система национальных стандартов носит добровольный характер.
За исключением отдельных положений и стандартов, которые прописаны в
технических регламентах. В нашей системе только в строительстве существует
около 280 основополагающих СНиП. И по большому счету часть их положений
должна уйти в технические регламенты, а другая – в национальные стандарты.
– Что тормозит этот процесс?
– Он заболтан, а реальная работа по нему приостановлена.
В реформе технического регулирования заинтересованы все, но объяснить,
почему она тормозится, никто не может.
– Но хоть что-то сдвинулось с места?
– Совсем немного. Есть список из 14–16 первоочередных
регламентов. Имеются проекты 3 регламентов, но они вызывают у специалистов
большие нарекания. За техническое регулирование у нас отвечают Министерство
промышленности и энергетики и Минрегионразвития. Я знаком с проектами
технических регламентов о безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
Этим ТР должны предшествовать требования к инженерным изысканиям, проектированию.
И непосредственно по строительству зданий, включая их сдачу. С этих
документов и следовало начинать.
– Что еще находится в разработке?
– Другой проект связан с безопасностью стройматериалов,
изделий и конструкций. Многое здесь вызывает вопросы. И пока они не
сняты, не должно быть каких-то разговоров, что из-за технических регламентов
СНиП отменены, что ими нельзя пользоваться и т. д.
В ноябре по этому поводу сделано совместное разъяснение вышеназванных
министерств и Министерства юстиции о том, что СНиП никто не отменял.
И пока ими можно и нужно пользоваться. А когда появятся технические
регламенты (ТР), надо переходить на них. Иначе возникнет правовой вакуум.
– А как это делается в других странах?
– Во всем мире это прерогатива правительства. Оно должно
принимать специализированные ТР своими постановлениями. Со временем
из них и образуется федеральная система ТР.
– Значит, субъекты Федерации должны терпеливо ждать?
– Учитывая определенный вакуум, часть регионов идет
по пути выпуска территориальных строительных норм (ТСН). Они пока не
образуют цельную систему, но позволяют решать отдельные вопросы. Так,
в Москве появились ТСН по высотному строительству.
Это временная, но совершенно необходимая для столицы мера. У нас право
утверждения таких ТСН предоставлено Комитету по строительству. И в определенной
степени эта работа уже ведется.
Правовой вакуум надо заполнять. Но по мере выхода федерального законодательства
местные ТР и ТСН будут приводиться в соответствие с ними. Это нормальный
и правильный путь, но продвигаться по нему надо быстрее. Пока часть
регионов опережает центр.
– Павел Владимирович, кто у нас выполняет такие работы?
– В городе есть сильные профильные институты: ЛенНИИпроект,
Гипроинжпроект, ЛенжилНИИпроект. Есть и разработки, которые поступают
в инициативном порядке. Одной из «кузниц» могут и должны стать наши
профессиональные сообщества. Это Союзпетрострой, Ассоциации Северо-Запада,
реставраторов, дорожников, проектировщиков, архитекторов, производителей
бетона и т. д.
Бизнес-сообщества на пороге перемен, которым нет альтернативы. Сообщества
– уже не клубы по интересам. И они ответственны за реальную выработку
стандартов. В том числе по качеству, по ответственности перед застройщиками,
заказчиками и потребителями.
– А сообществам по силам решение таких задач?
– Сегодня их роль уточняется. Теперь они отвечают на
том или ином рынке за определение правил игры. Эти сообщества имеют
финансовую базу для их разработки и могут выступить инициатором, провести
конкурс или дать поручение.
И профинансировать его выполнение полностью или вскладчину.
– Эта часть работы переходит из центра на места?
– Не только у меня, но и у других с каждым годом энтузиазм
по поводу инициатив сверху угасает. Как и в развитии нормотворчества
в целом. А вот бизнес-сообщества не вправе откладывать решение самых
актуальных проблем на потом. К тому же на местах более детально, чем
глядя из центра, учитывается и специфика территории.
– Что, кроме проблем ТР, влияет на качество строительства?
– Мы можем констатировать очень серьезные проблемы и
с реформой строительного надзора. В соответствии с Гражданским кодексом
у нас должна быть единая система такого надзора. Но и здесь идет мучительный
процесс. По России в целом.
Я говорю о создании единой экспертизы, которая будет сопровождаться
структурными изменениями. На местах насчитывается более сорока субъектов
РФ, в которых Главгосэкспертиза имеет свои филиалы. В Санкт-Петербурге
в том числе. Некоторые из них должны сокращаться и реорганизовываться.
Беда в том, что существующие органы архитектурно-строительного надзора
сами три года остаются безнадзорными. С этим вопросом есть определенные
неясности и в проекте постановлений правительства. Без их снятия невозможно
идти по пути создания органов экспертизы, единого органа надзора.
– Когда и кто этим будет заниматься?
– У нас создан Ростехнадзор, которому формально переподчинены
прежние службы. Но перемен пока маловато. Есть желание Росстроя взять
на себя эти службы. Подобные административные реформы очень болезненно
сказываются на работе служб. И потребуется время для формирования и
настройки этих структур. Все это отражается на качестве самого надзора
и на качестве строительства. И так будет до окончания формирования этих
основополагающих систем контроля и надзора на государственном уровне.
– А какова ситуация в двух столицах?
– Считаю, что создание единых служб в Москве и Санкт-Петербурге
и те положения, которые реализованы правительствами субъектов при их
формировании, лягут в основу образования аналогичных служб во всех регионах.
Их подразделения станут охватывать все виды работ на объектах от изысканий
до эксплуатации.
– Кто еще сейчас контролирует качество на стройках?
– Госнадзор ведет работу от начала до конца строительства
в обязательном порядке. Есть контроль и приемка со стороны заказчика,
а также его надзор. Осуществляется и внутрифирменный контроль со стороны
подрядной организации.
Но подписание ими актов еще не дает основания для ввода объекта в эксплуатацию.
Ведь финансирование работ на стройке в основном идет от инвестора. Поэтому
постоянный контроль на этом уровне ведут участники работ, а не госнадзор.
Да и не сможет последний полностью гарантировать контроль качества.
Проверки ГАСН раньше и госнадзора теперь на 70–80% ведутся в кабинете
по документам: разрешениям, актам и т. д. В результате строительство
иногда даже останавливают, но такое бывает редко. Главное, что нужно:
контроль за работой непосредственно на объекте.
– Можно ли управлять качеством?
– Проблема управления надежностью и качеством зависит
от хорошей документации и качества исходных материалов. Качество объекта
в целом закладывается в процессе и определяется на выходе. Срыв на любом
этапе пагубен.
– Некоторые считают, что строить стали хуже. Так ли это?
– Строят сейчас за редкими исключениями хорошо. А с
архитектурной и конструктивной точки зрения – даже лучше прежнего. Особенно
там, где применяется монолит с несущими и ограждающими конструкциями.
Их надежность с «панелькой» не сравнить.
– Половина жилья в Петербурге сдается до 1 декабря, и еще
50% – в декабре. Как вы оцените этот факт?
– Такая динамика наблюдается по России в целом. К 1
декабря сдали 24,2 млн кв. м, а к концу года – 50,2 млн кв. м.
В последнее время это наблюдается везде. Но главный ущерб происходит
из-за деятельности, а иногда из-за бездействия естественных монополистов.
– Влияют ли на качество тендеры?
– Их проведение без предварительной квалификации снижает
качество. И так будет до тех пор, пока упор делается на дешевизну. Пора
вносить изменения в ФЗ № 94. Сейчас возможен не только брак, но и …
исчезновение подрядчика сразу после получения аванса.
Беседовал Валентин Воронов
Тел. (812) 326-2275