Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 92 март 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

От СНиПа к техническому регулированию
Особенности переходного периода

Принятый в 2003 году федеральный закон о техническом регулировании реализуется очень медленно. Поэтому он не может оказывать прямого влияния на качество строительства. Почему так происходит?
Начальник Петербургского регионального центра по ценообразованию в строительстве Павел Владимирович ГорячкинОтвет на этот и другие вопросы наш корреспондент попытался найти в беседе с начальником Петербургского регионального центра по ценообразованию в строительстве П. В. Горячкиным.

– Павел Владимирович, сохранилась ли связь между СНиП и качеством строительства?
– Такая связь существовала всегда и сохраняется сейчас. Потому что СНиП – основополагающий и регламентирующий документ, с которым мы строили и строим до сих пор. Его роль постепенно меняется, о чем свидетельствует начавшаяся недавно дискуссия по поводу технического регулирования.

Строители все настойчивее высказывают мнение о необходимости серьезных изменений в законе о техническом регулировании. Поскольку технических регламентов в строительстве еще нет, получается, что нормативно-техническая база, в том числе регламентирующая вопросы качества, «зависла».
Пока не введена система технических регламентов и документов второго уровня, СНиП продолжает действовать.

– Из чего выстраивается эта система?
– Система технического регулирования у нас двухуровневая. Технический регламент как документ прямого действия обязателен для исполнения. Он должен приниматься Госдумой и содержит обязательные требования к процессам, технологиям, стройматериалам, изысканиям, проектированию, возведению и эксплуатации зданий.
А система национальных стандартов носит добровольный характер.
За исключением отдельных положений и стандартов, которые прописаны в технических регламентах. В нашей системе только в строительстве существует около 280 основополагающих СНиП. И по большому счету часть их положений должна уйти в технические регламенты, а другая – в национальные стандарты.

– Что тормозит этот процесс?
– Он заболтан, а реальная работа по нему приостановлена. В реформе технического регулирования заинтересованы все, но объяснить, почему она тормозится, никто не может.

– Но хоть что-то сдвинулось с места?
– Совсем немного. Есть список из 14–16 первоочередных регламентов. Имеются проекты 3 регламентов, но они вызывают у специалистов большие нарекания. За техническое регулирование у нас отвечают Министерство промышленности и энергетики и Минрегионразвития. Я знаком с проектами технических регламентов о безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Этим ТР должны предшествовать требования к инженерным изысканиям, проектированию. И непосредственно по строительству зданий, включая их сдачу. С этих документов и следовало начинать.

– Что еще находится в разработке?
– Другой проект связан с безопасностью стройматериалов, изделий и конструкций. Многое здесь вызывает вопросы. И пока они не сняты, не должно быть каких-то разговоров, что из-за технических регламентов СНиП отменены, что ими нельзя пользоваться и т. д.
В ноябре по этому поводу сделано совместное разъяснение вышеназванных министерств и Министерства юстиции о том, что СНиП никто не отменял. И пока ими можно и нужно пользоваться. А когда появятся технические регламенты (ТР), надо переходить на них. Иначе возникнет правовой вакуум.

– А как это делается в других странах?
– Во всем мире это прерогатива правительства. Оно должно принимать специализированные ТР своими постановлениями. Со временем из них и образуется федеральная система ТР.

– Значит, субъекты Федерации должны терпеливо ждать?
– Учитывая определенный вакуум, часть регионов идет по пути выпуска территориальных строительных норм (ТСН). Они пока не образуют цельную систему, но позволяют решать отдельные вопросы. Так, в Москве появились ТСН по высотному строительству.
Это временная, но совершенно необходимая для столицы мера. У нас право утверждения таких ТСН предоставлено Комитету по строительству. И в определенной степени эта работа уже ведется.
Правовой вакуум надо заполнять. Но по мере выхода федерального законодательства местные ТР и ТСН будут приводиться в соответствие с ними. Это нормальный и правильный путь, но продвигаться по нему надо быстрее. Пока часть регионов опережает центр.

– Павел Владимирович, кто у нас выполняет такие работы?
– В городе есть сильные профильные институты: ЛенНИИпроект, Гипроинжпроект, ЛенжилНИИпроект. Есть и разработки, которые поступают в инициативном порядке. Одной из «кузниц» могут и должны стать наши профессиональные сообщества. Это Союзпетрострой, Ассоциации Северо-Запада, реставраторов, дорожников, проектировщиков, архитекторов, производителей бетона и т. д.

Бизнес-сообщества на пороге перемен, которым нет альтернативы. Сообщества – уже не клубы по интересам. И они ответственны за реальную выработку стандартов. В том числе по качеству, по ответственности перед застройщиками, заказчиками и потребителями.

– А сообществам по силам решение таких задач?
– Сегодня их роль уточняется. Теперь они отвечают на том или ином рынке за определение правил игры. Эти сообщества имеют финансовую базу для их разработки и могут выступить инициатором, провести конкурс или дать поручение.
И профинансировать его выполнение полностью или вскладчину.

– Эта часть работы переходит из центра на места?
– Не только у меня, но и у других с каждым годом энтузиазм по поводу инициатив сверху угасает. Как и в развитии нормотворчества в целом. А вот бизнес-сообщества не вправе откладывать решение самых актуальных проблем на потом. К тому же на местах более детально, чем глядя из центра, учитывается и специфика территории.

– Что, кроме проблем ТР, влияет на качество строительства?
– Мы можем констатировать очень серьезные проблемы и с реформой строительного надзора. В соответствии с Гражданским кодексом у нас должна быть единая система такого надзора. Но и здесь идет мучительный процесс. По России в целом.
Я говорю о создании единой экспертизы, которая будет сопровождаться структурными изменениями. На местах насчитывается более сорока субъектов РФ, в которых Главгосэкспертиза имеет свои филиалы. В Санкт-Петербурге в том числе. Некоторые из них должны сокращаться и реорганизовываться.
Беда в том, что существующие органы архитектурно-строительного надзора сами три года остаются безнадзорными. С этим вопросом есть определенные неясности и в проекте постановлений правительства. Без их снятия невозможно идти по пути создания органов экспертизы, единого органа надзора.

– Когда и кто этим будет заниматься?
– У нас создан Ростехнадзор, которому формально переподчинены прежние службы. Но перемен пока маловато. Есть желание Росстроя взять на себя эти службы. Подобные административные реформы очень болезненно сказываются на работе служб. И потребуется время для формирования и настройки этих структур. Все это отражается на качестве самого надзора и на качестве строительства. И так будет до окончания формирования этих основополагающих систем контроля и надзора на государственном уровне.

– А какова ситуация в двух столицах?
– Считаю, что создание единых служб в Москве и Санкт-Петербурге и те положения, которые реализованы правительствами субъектов при их формировании, лягут в основу образования аналогичных служб во всех регионах. Их подразделения станут охватывать все виды работ на объектах от изысканий до эксплуатации.

– Кто еще сейчас контролирует качество на стройках?
– Госнадзор ведет работу от начала до конца строительства в обязательном порядке. Есть контроль и приемка со стороны заказчика, а также его надзор. Осуществляется и внутрифирменный контроль со стороны подрядной организации.
Но подписание ими актов еще не дает основания для ввода объекта в эксплуатацию. Ведь финансирование работ на стройке в основном идет от инвестора. Поэтому постоянный контроль на этом уровне ведут участники работ, а не госнадзор. Да и не сможет последний полностью гарантировать контроль качества.

Проверки ГАСН раньше и госнадзора теперь на 70–80% ведутся в кабинете по документам: разрешениям, актам и т. д. В результате строительство иногда даже останавливают, но такое бывает редко. Главное, что нужно: контроль за работой непосредственно на объекте.

– Можно ли управлять качеством?
– Проблема управления надежностью и качеством зависит от хорошей документации и качества исходных материалов. Качество объекта в целом закладывается в процессе и определяется на выходе. Срыв на любом этапе пагубен.

– Некоторые считают, что строить стали хуже. Так ли это?
– Строят сейчас за редкими исключениями хорошо. А с архитектурной и конструктивной точки зрения – даже лучше прежнего. Особенно там, где применяется монолит с несущими и ограждающими конструкциями. Их надежность с «панелькой» не сравнить.

– Половина жилья в Петербурге сдается до 1 декабря, и еще 50% – в декабре. Как вы оцените этот факт?
– Такая динамика наблюдается по России в целом. К 1 декабря сдали 24,2 млн кв. м, а к концу года – 50,2 млн кв. м.
В последнее время это наблюдается везде. Но главный ущерб происходит из-за деятельности, а иногда из-за бездействия естественных монополистов.

– Влияют ли на качество тендеры?
– Их проведение без предварительной квалификации снижает качество. И так будет до тех пор, пока упор делается на дешевизну. Пора вносить изменения в ФЗ № 94. Сейчас возможен не только брак, но и … исчезновение подрядчика сразу после получения аванса.

Беседовал Валентин Воронов

Тел. (812) 326-2275



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна