Степень влияния
архитектурная среда и ее создатели
Архитектор может создать уникальный проект здания. Непрофессиональные строители,
воплощая проект в жизнь, способны обезобразить его до неузнаваемости.
Не исключено и обратное, когда строители укажут архитектору на его ошибки.
Н.
А. Коок - один из авторов проекта застройки «Ленинградский квартал»,
Градостроительного комплекса № 3 в г. Славутич УССР, удостоенного Государственной
премии РФ.
Автор более двух десятков реализованных проектов. Среди них поселок
Нежново Кингисеппского р-на Ленинградской области; центральный офис
АО «Промстройбанк»;
жилой дом со встроенными помещениями на Серебристом бульваре (в соавторстве).
О влиянии проектных организаций на качество строительства мы
беседуем с Н. А. Кооком – главным архитектором проекта ООО «Архитектурная
мастерская Тирских С. В.».
– Николай Альфредович, в какой степени качество проектирования
влияет на качество строительства?
– Если строители не умеют строить, то каким бы качественным
ни был проект, строителям он не поможет и работать их не научит. С другой
стороны, если проект в архитектурном отношении слабый, то даже отлично
построенный дом будет некрасивым. А если проект вдобавок еще и технически
неграмотный, то даже некрасивый дом не получится.
Качество проектирования влияет на качество строительства по следующей
схеме. Сначала возникает социальный заказ на проекты, обладающие тем
или иным архитектурным уровнем. Самый простой пример – появление в середине
90-х годов социального заказа на индивидуальные проекты (вместо типовых)
для жилищного строительства. Следует отметить, что на социальный заказ
влияют политическая ситуация в государстве, экономическая составляющая,
уровень общественного развития и многие другие факторы.
После того как социальный заказ сформирован, участники рынка (заказчики,
проектировщики и строители) вносят свой вклад в его реализацию. При
этом они влияют друг на друга в рамках сложного диалектического процесса,
в котором имеют значение и материально-технический, и культурный уровень,
и уровень профессионального мастерства каждого из участников.
Считаю, что конечный результат, то есть построенные здания, более-менее
адекватно отражает эту схему. То есть каким бы высоким качеством ни
обладал проект, если отсутствуют необходимые условия, сохранить это
качество при его реализации не удастся.
– Чтобы создать «качественный» архитектурный образ, требуется
вдохновение, которое в отведенные, часто сжатые сроки проектирования
можно и не дождаться. В результате строители строят «то, что получилось».
– Считаю, что такой проблемы не существует. В архитектурные
вузы всегда был большой конкурс. Система архитектурного образования
направлена в первую очередь на развитие творческих способностей, композиционных
навыков. Рамки профессии очень широки – после окончания института можно
«найти себя» в проектировании интерьеров, в реконструкции и реставрации
зданий, в градостроительстве, в гражданском и промышленном проектировании,
в разработке рабочей документации, в управлении проектированием и так
далее.
Уникальные объекты «достаются», как правило, или признанным мастерам,
или на основе победы в архитектурном конкурсе. Новичок конкурс не выиграет,
а мастер, по определению, должен уложиться в отведенные сроки проектирования.
–
Возможно ли на стадии «рабочее проектирование» предусмотреть
все нюансы реализации проекта?
– Я считаю, что это невозможно. В процессе авторского
надзора проектная организация должна устранять недоработки проекта за
свой счет. Желательно – своевременно. А в обоснованных случаях вносить
изменения в рабочую документацию на основании дополнительного соглашения
с заказчиком.
Строители, в свою очередь, должны обладать необходимой квалификацией,
чтобы решать незначительные проблемы «по месту». Если не
обладают – каким бы качеством и проработкой нюансов не отличался рабочий
проект, конечный результат может разочаровать всех.
– Обеспечит ли тотальный авторский архитектурный надзор
необходимое качество строительства?
– Бюджет авторского надзора всегда ограничен, а находиться
на стройке с утра до вечера за свой счет никакой проектировщик не может.
Я ни разу не встречался с фактом «тотального авторского надзора».
Если заказчик привлекает к реализации проекта подрядчика, обладающего
необходимыми профессиональными навыками, а этот подрядчик, в свою очередь,
формирует договорную цену и определяет срок строительства, предварительно
изучив проектную документацию, то построить отношения с подрядчиком
в рамках авторского надзора, как правило, труда не составляет: все делают
общее дело и все довольны. Разумеется, если проект грамотный.
А вот как компенсировать авторским надзором, например, недостаток квалификации
строителей или отсутствие у них необходимых денежных средств, я не знаю…
– Как влияют на качество строительства изменения, вносимые
в проект в ходе строительства?
– Рутинные случаи, когда выполняется «работа над ошибками»
проектировщиков или строителей, неинтересны.
Случая, чтобы в процессе строительства мне вдруг пришла идея «сделать
дом более красивым» и я под эту идею переделал рабочую документацию,
убедил заказчика и строителей строить «по-новому», в моей практике не
было. Серьезные упрощения в рабочую документацию в процессе строительства
по требованию заказчика, к счастью, вносить также не приходилось.
– Когда заказчик экономит на проекте, как все же добиться
высокого качества архитектуры?
– Строго говоря, заказчик всегда экономит на проекте.
Я не знаю проектов с неограниченным бюджетом. Опытный заказчик формирует
стоимость строительства, управляя проектированием с самого начала. С
подготовки задания на проектирование, с технических условий на применение
конструкций, материалов и оборудования. При реальном проектировании
необходимо брать за основу финансовые возможности заказчика, иначе результат
не устроит ни одного из участников процесса.
Для меня это, прежде всего, вопрос профессиональной квалификации. Надо
стремиться, чтобы мастерская имела хорошую репутацию и сама могла выбирать,
какие проекты ей интересны.
– В какой степени на качество проектирования и строительства
влияет система получения заказов через тендеры?
– Здесь следует оговориться – наша мастерская преимущественно
проектирует жилые дома. Система получения заказов на проектирование
жилых домов выглядит следующим образом. В течение 2-3 дней со дня получения
предложения на участие в тендере, имея на руках, в лучшем случае, топографический
план в масштабе 1:2000 с ориентировочными границами проектирования,
необходимо представить заказчику коммерческое предложение с указанием
общей площади будущего здания или комплекса, стоимости и срока проектирования.
В случае победы в тендере эти показатели фиксируются в договоре на выполнение
проектных работ.
Очевидно, что за несколько дней, не имея необходимых исходных данных,
в том числе съемки в масштабе 1:500 с существующими инженерными коммуникациями,
инвентаризационных планов окружающей застройки, сведений о наличии санитарно-защитных
зон; не имея возможности как следует изучить участок застройки «в натуре»,
сделать серьезное проектное или предпроектное предложение невозможно.
Тем не менее эта система работает – другой нет. Поэтому приходится вписываться.
Получить заказ в обход системы, чаще всего, не удается.
Возможно, проблему удалось бы решить путем разработки городского законодательного
или нормативного акта о порядке привлечения проектных организаций к
проектированию тех или иных объектов недвижимости. Но может оказаться,
что формализация еще одной стороны нашей профессиональной деятельности
не даст желаемых результатов, так как обсуждаемая проблема уходит корнями
в уровень культуры общества, который в законе не пропишешь.
Беседовал Владимир Хохлев
Тел. (812) 449-6437