Законодательная база в действии
Земельные торги и качество градостроительной документации
Качество строительства зависит от инженерной подготовки кварталов.
В последнее время город вернулся к практике комплексного освоения территорий.
Этому способствовали разработка и принятие законодательных актов на
федеральном и региональном уровнях.
На
вопросы нашего журнала отвечает первый заместитель председателя Комитета
по строительству Н. В. Крутов.
– Николай Витальевич, как произошел переход от ИТК и короткого
пакета к земельным торгам по полному пакету документов?
– По принятому в мае 2004 г. городскому закону «О порядке
предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга,
для строительства и реконструкции» предоставление объектов недвижимости
реализуется через торги.
Эта процедура направлена на создание конкурентной среды на
рынке недвижимости. Она обеспечивает инвесторов квалифицированным
и долгосрочным предложением. Целевое предоставление стало ограниченным
и строго регламентированным. А торги по короткому пакету были предложены
петербургским инвесторам как временная мера для переходного периода,
вызванного внедрением новой схемы распределения участков.
В декабре 2004 г. в Земельный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся
порядка предоставления земельных участков для строительства из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности. С 1 января
2005 г. земельные участки под жилищное строительство предоставляются
без предварительного согласования места размещения объекта и исключительно
на торгах.
– Что означает эта формулировка?
– Она подразумевает разработку проекта планировки и
межевания земельного участка, определение технических условий подключения
объектов к сетям, проведение кадастрового учета земельного участка.
И как последний этап – проведение торгов. Вся эта процедура фактически
означает формирование полного пакета документации.
Городская инициатива о проведении торгов стала не просто требованием
времени, а обязательной процедурой для строительных организаций и органов,
принимающих решение о предоставлении земельных участков для строительства.
Благодаря состоявшемуся переходу на новую схему распределения земельных
участков, город был готов к проведению аукционов – к этому времени он
смог отработать необходимую схему взаимодействия при подготовке участков
к торгам.
В 2005 году во исполнение ЗК РФ нашим Комитетом было подготовлено постановление
правительства города «О комплексном освоении территорий в целях жилищного
строительства».
Проведение торгов на право заключения договоров аренды участков для
их комплексного освоения в целях жилищного строительства поставило инвесторов
в новую ситуацию. На торги выставляется инженерно неподготовленная территория,
полностью или частично освобожденная от имущественно-правовых обязательств.
Начальная цена аукциона устанавливается в размере рыночной оценки права
на заключение договора аренды земельного участка. Далее все зависит
от качества работы победителя – он получает землю в аренду для комплексного
освоения.
И берет на себя обязательство разработать полноценную градостроительную
документацию. Она покажет наполнение квартала – где построить необходимые
объекты инженерной инфраструктуры, которые ему предстоит передать в
собственность города.
– В чем состоит выгода инвестора?
– После выполнения всех обязательств он получает исключительное
право приобрести все определенные под жилую и коммерческую застройку
участки в собственность или в долгосрочную аренду. А те из них, что
определены в ходе планировки под строительство социальной инфраструктуры,
будут осваиваться за счет бюджета города.
Городским правительством разрабатывается новый порядок предоставления
застроенных территорий. Это позволит развивать их более эффективно и
обоснованно с градостроительной точки зрения. Будет учитываться и необходимость
расселения аварийного жилого фонда.
– Какова роль поправок в Закон «О порядке представления
объектов...» в части разработки качественной тендерной документации?
– Теперь для того, чтобы выявить победителя и начать
разработку документации, необходимо собрать специальную комиссию. Она
состоит из представителей депутатского корпуса и органов исполнительной
власти, что значительно все усложняет.
Важно то, что последние поправки в этот закон предоставляют
потенциальным инвесторам возможность заключения договоров на подготовку
документации для торгов без участия в конкурсе, а лишь на основании
личного заявления. Повышению качества работ способствуют изменения,
которые предусматривают подготовку документации несколькими заявителями
на одну и ту же территорию. Это существенно снизило значимость комиссии
и самого конкурса. Но отмечу, что реальной конкуренции на рынке подготовки
документации для торгов нововведения закона пока не вызвали.
– Николай Витальевич, будет ли сказываться отсутствие такой
конкуренции на качестве подготовки пакета документов?
– Для торгов важную роль играет экономическая заинтересованность
инвестора. Идея конкуренции за право подготовки документации, изложенная
в новой редакции закона, не учитывала того, что в состав пакета документов
войдет разработка и утверждение проекта планировки территории. А сегодня
это довольно дорогостоящая и очень продолжительная процедура.
И многие из заявителей, которые собирались готовить документацию по
небольшим пятнам и кварталам, отказались от этого.
Теперь выгоднее найти территорию, где выявятся сразу несколько
пятен. Соответственно по итогам торгов можно получить по 10%
от стоимости каждого земельного участка. Тогда это оправдает разработку
проекта планировки.
– Каким образом Управление инвестиций проводит конкурсы
на право подготовки документации?
– В связи с принятием последних документов – с мая 2006
г. конкурсов на право подготовки документации для торгов это Управление
не проводило. Внесенные депутатами изменения обязали городское правительство
разработать новый регламент и сформировать межведомственную конкурсную
комиссию по отбору лиц, осуществляющих подготовку пакета документов
к торгам.
Полномочия по созданию конкурсной комиссии были возложены на КУГИ. 7
марта регламент работы нового органа и состав комиссии были одобрены
правительством города. Теперь организацию подготовки материалов для
комиссии, обеспечение проведения конкурса, контроль за выполнением договоров
на разработку документации будет осуществлять Управление инвестиций.
В состав конкурсной комиссии вошли представители КУГИ, Фонда имущества,
Управления инвестиций, нашего Комитета, депутат ЗакС и представители
общественных организаций города. Возглавил ее первый заместитель председателя
КГА Алексей Далматов.
Отмечу, что условия участия в конкурсе для претендентов не изменились.
Присутствие участников или их уполномоченных лиц на заседании комиссии,
как и раньше, является обязательным. Победителем конкурса станет тот,
кто предложит оптимальные сроки подготовки документации для торгов и
укажет минимальный размер вознаграждения.
– Повысится ли качество подготовки документации через тендеры?
– Вся подготовка документации заключается в разработке
проекта планировки и проекта межевания территории и получении информации
о рыночной стоимости земельного участка. Процедура подготовки документации
для торгов максимально упрощена. По сути дела, тот, кто разработал проект
планировки и проект межевания, уже подготовил пакет для торгов. И тендеры
в данном случае никак не влияют на качество подготовки.
– Участвуют ли в подготовке территорий под строительство
компании из других российских регионов, зарубежные фирмы?
– Я не знаю ни одной иногородней или зарубежной организации,
которая приняла бы в этом участие. Даже местным компаниям не просто
перейти на новые правила. А иностранным инвесторам разобраться в наших
законах еще сложнее.
Беседовал Валентин Воронов
Тел. 310-5548