Экологический мониторинг при строительстве КАД
Воздействие на окружающую среду начинается с момента строительства
дороги.
В связи с этим требуется проведение систематических (мониторинговых)
наблюдений за ее состоянием.
Каждый
из технологических процессов строительства автомобильной дороги отличается
спецификой характера и степенью воздействия на окружающую среду. Наибольшее
воздействие оказывают дорожно-строительные машины и механизмы. Работа
этих машин приводит к загрязнению атмосферного воздуха, почвы, поверхностных
и грунтовых вод, повышению шумового фона. При этом могут возникать серьезные
негативные изменения во всех компонентах окружающей среды.
Для профилактики неблагоприятного действия этих факторов строительства
проводится контроль за содержанием вредных химических веществ в воздухе,
почве, воде, замеры уровня шума и радиации в режиме мониторинга.
В нашей стране такая работа проводится впервые. Мониторинг носит
комплексный характер.
· В воздухе контролируется содержание наиболее опасных химических соединений:
окись и двуокись азота, окись углерода, двуокись серы, бенз(а)пирен,
углеводороды суммарно, взвешенные вещества (пыль).
· В воде определяется содержание меди, железа, свинца, нефтепродуктов,
сухого остатка, бенз(а)пирена, показатель биологического потребления
кислорода и рН.
· В почве контролируется содержание свинца, цинка, кадмия, меди, никеля,
мышьяка, ртути, бенз(а)пирена, рН.
· Проводится радиометрический контроль почвы при вскрышных работах.
· Измеряются максимальный и эквивалентный уровни шума в районах тяготения
строящихся участков КАД к зонам жилой застройки.
В качестве интегрального показателя изучается влияние загрязнения окружающей
среды на здоровье населения, проживающего на территориях, тяготеющих
к строительству КАД. Эта работа проводится систематически начиная с
2001 г. и по настоящее время.
Заказчиком работы по экологическому мониторингу является Федеральное
государственное учреждение «Дирекция по строительству транспортного
обхода города Санкт-Петербург». Право на проведение этой работы получило
в результате конкурса ЗАО «ЭКОТРАНС-ДОРСЕРВИС».
Кроме специалистов аккредитованных лабораторий ЗАО «ЭКОТРАНС-ДОРСЕРВИС»
к этой широкомасштабной работе привлечены ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области».
Результаты мониторинговых наблюдений показали, что концентрации основных
загрязнителей атмосферного воздуха на разных расстояниях от строительной
техники, на пересечениях строящейся трассы с действующими автомагистралями,
на территориях жилых массивов и др., в пределах зоны санитарного разрыва,
не превышали гигиенически и экологически значимых величин.
Уровень химического загрязнения почвы вдоль строящейся трассы в основном
находился в пределах нормы.
Состояние поверхностных вод открытых водоемов в зоне строительства в
основном можно характеризовать как удовлетворительное.
В ряде случаев имели место повышенные против нормы уровни шума. Как
правило, это было связано не со строительством КАД, а с движением автотранспорта
по близлежащим автодорогам.
Мощность дозы гамма-излучения на исследованных территориях не превышает
нормативных величин, установленных нормами радиационной безопасности.
Результаты экологического мониторинга являются основой для
принятия ряда природоохранных мероприятий и рекомендаций Дирекции по
строительству и строительным организациям. Санитарно-экологическое
заключение по результатам экологического мониторинга рассматривает Государственная
комиссия при вводе в эксплуатацию участков КАД.
В настоящее время локальный экологический мониторинг процесса строительства
КАД продолжается.
Д.м.н., профессор Г. А. Васильев,
академик Международной академии транспорта А. Н. Птюшкин,
к.м.н. Е. Е. Савко
ЗАО «Экотранс-Дорсервис»,
Санкт-Петербург
ЗАО
«ЭКОТРАНС-ДОРСЕРВИС»
191024, Санкт-Петербург,
Миргородская ул., д. 24/28
Тел.: (812) 717-2852, 717-4670,
факс (812) 327-1663