Реформирование ЖКХ – дело непростое!
СПб ГУ «Жилищное агентство Василеостровского района»
Василеостровский район – это морской фасад нашего города с множеством
новостроек на берегу Финского залива. В то же время это один из старейших
районов города, где более 70% домов дореволюционной постройки со всеми
вытекающими из этого проблемами.
Санкт-Петербургское государственное учреждение «Жилищное агентство
Василеостровского района Санкт-Петербурга» (ГУ ЖА) обслуживает 3,6 млн
кв. м. Это 1205 строений, из них 1046 – жилых и 159 строений нежилого
фонда. На территории ГУ ЖА работают ОАО «Жилкомсервис № 1» и «Жилкомсервис
№ 2» (ЖКС), а также частные компании: ЗАО «Ремонтно-эксплуатационная
служба № 1» УК «СХ – «Эталон-ЛенСпецСМУ» (РЭС № 1), УК «Созвездие».
Непосредственный
контроль за работой ЖКС, УК, РЭС по исполнению договоров на организацию
управления и обеспечение технической эксплуатации объектов недвижимости
Санкт-Петербурга осуществляет ГУ ЖА.
Возглавляет ГУ ЖА Василеостровского района директор Н. И. Будилова,
которая работает в жилищной сфере более 36 лет и знает «в лицо»
каждую улицу, каждый дом своего района.
– Нина Ильинична, как проходит реформа ЖКХ в вашем районе,
наметились ли какие-то результаты?
– Более 15 лет проблемам содержания жилищного фонда
уделялось недостаточно внимания, и только в последние годы реформа действительно
начала набирать силу. Растущее городское финансирование и достаточно
высокая квартирная плата позволяют нам планировать свои действия. Разработав
методы влияния на должников, нам удалось за октябрь 2006 г. собрать
106% квартплаты, а бюджетные отчисления зависят от того, как составляются
кассовые планы, в каком квартале требуются средства на те или иные цели
согласно Закону города «О бюджете Санкт-Петербурга на 2006 г.».
В прошлом году на 200 млн рублей выполнен капитальный ремонт жилищного
фонда Василеостровского района, на 141 млн – благоустройство и на 41
млн рублей – ремонт фасадов. Помогают нам и крупные арендаторы, которые
ремонтируют фасады и лестницы в своих домах, а вот с собственниками
нежилых помещений общаться труднее.
Постепенно мы решаем наболевшие вопросы – ремонтируем и заменяем инженерные
сети, ремонтируем квартиры после пожара, протекающие крыши. Продолжаем
ремонтировать лестницы, ремонтируем и модернизируем лифты, благоустраиваем
дворы, решаем вопросы вывоза бытовых отходов населения, в том числе
крупногабаритных.
– Теперь все виды работ проходят через открытые торги,
всегда ли выигрывают лучшие и какими методами можно воздействовать на
недобросовестных подрядчиков?
– Проведение конкурсов – одна из самых острых проблем,
которую сегодня осложняет постановление правительства, отменяющее критерии
квалификационного отбора. Как правило, выигрывает тот, кто предлагает
меньшую сумму, хотя я считаю, что цена не должна быть единственным критерием.
Недобросовестные подрядчики в основном экономят на материалах в ущерб
качеству, которое затем спрашивают с ГУ ЖА. Конечно, мы соблюдаем процедуру
организации проведения конкурсов, к торгам подготавливаем полный комплект
конкурсной документации со всеми расчетами и техническими заданиями,
и если предложения или конкурсная документация участника конкурса не
отвечают требованиям, то претендент выбывает из конкурса. В КЭРППиТ
существует список неблагонадежных подрядчиков, и если у нас есть рекламация
на фирму, ГУ ЖА ее предоставляет в комитет. Однако принятые меры не
дают 100%-ю гарантию, и часто приходится иметь дело с неквалифицированными
компаниями.
– Сколько в районе организовано ТСЖ, как складываются производственные
взаимоотношения с ними?
– На территории района, в старой застройке, создано
155 ТСЖ, в новых домах ТСЖ организуются одновременно с вводом их в эксплуатацию.
Исходя из опыта, полученного в 2005–2006 гг., мне думается, что ТСЖ
целесообразнее создавать в больших домах, где много квартиросъемщиков,
иначе просто не будет хватать средств на содержание здания.
Перед тем как передать дом товариществу собственников жилья, комиссия,
в которую включены представители обеих сторон, обследует здание, составляет
дефектную ведомость и включает необходимые работы в программу капитального
ремонта. Если ТСЖ получают юридическую самостоятельность, то они имеют
право даже менять расценки на квартирную плату.
Большинство созданных в районе ТСЖ оформили договоры на эксплуатацию
с ЖКС и работают с ними в контакте. Жилкомсервисы помогают в работе
ТСЖ, разъясняют, как нужно управлять домом, не растрачивать деньги без
пользы. В этом году появился опыт оформления трехсторонних договоров
(ЖКС – Управляющая компания – квартиросъемщик) с гражданами, которые
выбрали так называемую «третью форму управления».
Жителям, на мой взгляд, все равно, кто будет управлять, главное, чтобы
в квартире и в доме было чисто, тепло и комфортно жить, а председателем
ТСЖ был специалист своего дела.
–
Вы довольны работой частных обслуживающих компаний?
– К сожалению, на рынок предоставления жилищно-коммунальных
услуг часто попадают непрофессиональные компании, которые никогда не
работали в этой сфере. А ведь для того, чтобы грамотно управлять жилищным
фондом, нужны специалисты. По моему мнению, частные компании не должны
сразу претендовать на 5–6 лотов, нужно взять один-два и посмотреть –
получится или нет, тогда и ГУ ЖА легче по достоинству оценить работу
фирмы.
Тормозит процесс развития конкурентных отношений в городском хозяйстве
и годичный срок заключения контрактов. Зачастую частные компании не
хотят вкладывать значительные средства в развитие инфраструктуры, они
боятся за год не возместить своих вложений и не получить прибыли, хотя
основное условие для победы в конкурсе – это наибольший объем инвестиций.
Зачем же вкладывать средства в развитие, когда на следующий год этот
лот может достаться другой фирме?
В августе прошлого года мы провели первые торги на право заключения
договоров на организацию управления и обеспечение технической эксплуатации
жилого фонда. Первый лот выиграл ЖКС № 2, второй лот – частная компания
УК «Созвездие». Конечно, «Созвездие» – компания хорошая, но в своей
работе она строго придерживается «буквы» условий договора, и если там
не написано, что они должны приводить в порядок квартиры после умерших
жильцов, то они и не будут этого делать. С частными организациями сотрудничать
сложно, и я могу опереться только на ЖКС. Это старые, проверенные временем
квалифицированные работники, которые отлично знают свой фонд, у них
хорошая материальная и техническая база, средства для ее обновления,
свои ремонтные службы.
– Как складываются в ГУ ЖА отношения с монополистами?
– Со всеми монополистами заключены четырехсторонние
договоры. Тарифы на электроэнергию, тепловую энергию, воду повышаются
гораздо быстрее, чем квартплата, которая поступает на расчетный счет
Жилищного комитета, а деньги за коммунальные услуги напрямую уходят
к поставщикам услуг. Мы просто производим расчеты между квартиросъемщиками
и поставщиками услуг, и монополистам это выгодно. Несмотря на многолетние
недоплаты (долги населения и арендаторов, бюджета – по льготам и компенсациям),
монополисты требуют оплаты в срок, и все претензии предъявляют ГУ ЖА.
Любая авария по вине тех же монополистов отражается на наших счетах,
так же как и отсутствие индивидуальных счетчиков учета электрической
энергии в принятых от ведомственных организаций общежитиях, а их у нас
13. Конечно, мы стараемся выходить из положения: устанавливаем в домах
узлы учета расхода топливно-энергетических ресурсов и воды. Процесс
это затратный и длительный, а долги растут сейчас и постоянно.
– Нина Ильинична, как вы считаете, реформа ЖКХ идет на
пользу жителям района?
– Реформирование ЖКХ – дело непростое – важное и нужное.
Конечно, фронт работ у нас огромный, а средств катастрофически не хватает.
Но уже то, что в течение года в районе не было крупных аварий, а количество
жалоб граждан на некачественное обслуживание постепенно сокращается,
говорит само за себя. А если жильцы начнут бережнее относиться к коммунальному
хозяйству и к своему дому, почувствуют себя собственниками жилья, а
главное – будут своевременно и в полном объеме оплачивать предоставленные
им жилищно-коммунальные услуги, то жить станет намного комфортнее.
Евгения Береславская
СПб, 3-я линия В.О., д. 10, лит. Б
Тел. 327-6849