ЖКХ выздоравливает медленно
Анализ хода реформы коммунальной отрасли
Реформа Жилищно-коммунального хозяйства, проводимая в Санкт-Петербурге,
встречает трудности, которых можно было бы избежать.
Почему они возникают – анализирует маркетолог Андрей Павлов.
Потенциал рынка ЖКХ
Какова потенциальная привлекательность для бизнеса коммунальной отрасли
в РФ?
Стоимость основных фондов, которыми располагает коммунальный комплекс,
более 4 трлн рублей и составляет около трети основных фондов РФ. Обороты
в ЖКХ – более $30 млрд.
Однако привлекательность данного сектора экономики заключается не столько
в масштабах фондов, сколько в масштабах рынка основных услуг и их стабильной
востребованности.
Но, тем не менее, коммунальная отрасль до сих пор одна из немногих,
где конкуренция в борьбе за потребителя слабая. А ведь, казалось бы,
основная цель реформы ЖКХ – именно создание рынка коммунальных услуг.
Вроде бы, проблема выеденного яйца не стоит: средства на капремонт дома
в рамках бюджета надо передавать в распоряжение ТСЖ посредством запуска
тривиальнейшего процесса:
· экспертиза,
· акт,
· смета,
· перечисление необходимых средств на расчетный счет ТСЖ,
· выбор товариществом собственников жилья подрядчика,
· ремонт,
· независимая приемка.
И – как результат – государство (читай – народ) наконец перестанет
быть дойной коровой. Все ясно, четко, понятно.
А как на деле?
Жилищный комитет СПб и его вновь организованные (в результате реформы)
подструктурные организации – жилкомсервисы (ЖКС) – представляют собой
единую систему. Это мощная государственная управляющая компания, конкурировать
с которой частным управляющим компаниям непросто.
Жилкомсервисам по наследству достались: техника, стройматериалы, преференции
в финансировании и привлечении инвестиций. Ибо ЖКС – это сменившие вывеску
ЖЭКи и РЖА. Не без их участия созданы сегодняшние проблемы домов.
Так в чем суть реформы? Может быть, в новых законах?
Но и они несовершенны, ибо, чтобы работать в коммунальном хозяйстве,
фирме следует:
· выиграть конкурс, причем одно из основных условий для победы в конкурсе
– наибольший объем инвестиций;
· предъявить банковскую гарантию в сумме до 3% от лимита финансирования
по лоту, а также денежное сопровождение контракта до 30%;
· заключить договоры, но не более чем на 1 год.
При этом, однако:
· даже безукоризненное выполнение договоров по обслуживанию и технической
эксплуатации жилищного фонда, при полном исполнении взятых на себя обязательств
по инвестициям в капитальный ремонт за счет собственных средств, не
дает гарантий, что через год конкурсные участки останутся за инвестором,
т. к. участки опять выставляются на конкурс;
· задолженность бюджета носит непредсказуемый характер (местные деньги
опаздывают на месяц-два, а федеральные приходят в конце года);
· квартплата стала облагаться НДС, а коммунальщики, кроме того, платят
налог на прибыль со всех предоставленных льгот населению;
· жилищным комитетом предписано составлять планы-графики погашения долгов
по энергоресурсам и дано указание ВЦКП перечислять 20% от поступающей
квартплаты в безакцептном порядке в «Петроэлектросбыт», то есть за счет
коммунальщиков;
· коммунальщики не имеют права контролировать расход электроэнергии,
проверять котельные, но обязаны экстренно ликвидировать возможные аварийные
последствия их «аварийной» эксплуатации. Таким образом, ответственности
у коммунальщиков больше, чем прав;
· стоимость содержания домов различна, что и понятно, однако тарифы
не продифференцированы по сроку эксплуатации, планировочным особенностям
и состоянию домов;
· технические паспорта есть, а паспортов эксплуатации, которые могли
бы помочь вычислить ремонтно-эксплуатационные затраты, нет;
· отсутствуют аналитические счета каждого дома, которые сделали бы прозрачным
процесс прохождения денежных потоков.
И, как пишется, «ИТОГО»: с каждым новым конкурсом
на управление жильем снижается процент частных компаний, принимающих
участие в конкурсах, – сегмент рынка возвращается в руки ЖКС.
Основная причина такого неутешительного состояния – несовершенство
законодательной базы, которая должна позволять компаниям брать жилищный
фонд в обслуживание не менее чем на 5 лет, действовать в интересах конкретных
территорий, а не служб и ведомств.
Действительно, средства на реконструкцию должны идти не по принципу
латания дыр (любой ценой, но за 1 год), а на подготовленные, грамотно
просчитанные программы восстановления запущенного хозяйства города (капитальный
ремонт инженерных сетей не проводился с 1958 года).
Любому предпринимателю ясно, что 1 год не дает возможность возврата
инвестиции. А это резко тормозит возможность кредитования ремонтных
работ для тех, у кого в данный момент нет средств.
Резюмируя положение вещей по нормативно-правовой базе словами руководителя
эксплуатирующей компании ООО «Наш дом» Марины Петровой (СГХ № 89 2006
г.): «Я за ТСЖ, но с условием, что правление будет иметь возможность
заключать договора от своего лица, а не от ЖКС – иначе мы пойдем по
прежнему пути: к разрушению жилищного фонда и разбазариванию средств»,
– обнаруживаем, что проблема перетекает из юридической плоскости в политическую.
Основные требования квартиросъемщиков одного из спальных районов СПб
по приоритету
(количество опрошенных 10 000)
Отремонтировать подъезды |
Построить и восстановить детские площадки |
Организовать еженедельную уборку подъездов |
Отремонтировать входные двери |
Заменить сантехническое оборудование и коммуникации |
Обеспечить освещение в подъездах |
Отремонтировать лифты |
Производить своевременную уборку дворов |
Обеспечить присутствие дворников на территории |
Организовать автостоянки |
Убирать снег своевременно |
Заменить почтовые ящики |
Улучшить уличное освещение |
Устранить недостатки центрального отопления |
Произвести капитальный ремонт дома |
Произвести ремонт крыши |
Улучшить качество приема ТВ |
Установить скамейки у подъездов и во дворах |
Теперь о маркетинге
Посмотрим на положение вещей с точки зрения стратегического маркетингового
анализа.
Я думаю, что при сложившемся положении вещей рынок ЖКХ можно в целом
квалифицировать как рынок с низкой привлекательностью. А это значит,
что в зависимости от эффективности ведения бизнеса частной компанией,
присутствующей на рынке ЖКХ, работа компании подпадает под одну из трех
стратегий.
· «Защита и переориентирование» – то есть бизнес должен концентрироваться
только на самых привлекательных сегментах, при этом он должен обеспечивать
поступление доходов и не требовать инвестиций.
· «Управление, ориентированное на доходы» – то есть работа только в
наиболее доходных сегментах, где перспективы получения прибыли представляются
небесспорными, и из-за чего целесообразно сориентировать стратегию на
постепенное переключение ресурсов на другие направления.
· «Ликвидация» – то есть любые попытки изменения положения данного бизнеса
на рынке – пустая трата времени и ресурсов.
Таким образом, перечисленные стратегии – это стратегии высокого риска
и малой привлекательности, которые в конечном итоге приводят к повышению
потребительских цен на коммунальные услуги.
Отсутствие понимания (или желания понимать) законов маркетинга (рынка)
приводит к принятию несовершенной законодательной базы. Ведь управление
маркетингом включает в себя не только контуры контроля, организации
и планирования, оно начинается с контура информации. Была бы информация
в виде стратегического маркетингового анализа проекта реформы ЖКХ у
тех, кто готовил и принимал законодательную базу, не получилось бы того,
что имеем.
В контуре планирования маркетинга есть краеугольный элемент – программное
заявление. Это, вообще-то, довольно емкое понятие, но если его упростить,
то это «определение задачи с точки зрения деятельности предприятия по
обслуживанию конкретных групп потребителей и удовлетворению конкретных
нужд».
Все беды и заключаются в том, что этого программного заявления
у законодателей нет.
Основные требования квартиросъемщиков одного из спальных районов СПб
(по приоритетам) представляет таблица – это более чем простые и актуальные
нужды.
Но реформа ЖКХ, о которой так много говорят и спорят (в том числе
и на страницах СГХ), пока не дает возможности быстро решить эти насущные
проблемы. Слишком уж они застарели, слишком много нужно приложить усилий
и найти финансовых средств, чтобы справиться с ними. А разве не аналогичные
«результаты» дает реформа здравоохранения, реформа образования, реформа
армии, проведенные без надлежащего анализа?
Чтобы исправить положение вещей, нужно направить законодателям
два предложения.
Первое – об изменении нормативно-правовой базы в контексте увеличения
срока обслуживания компаниями жилищного фонда до 5 лет.
Второе – о введении обязательной маркетинговой экспертизы всех проектов
реформирования в области ЖКХ.
Вот только кто эти предложения будет направлять? Предпринимателям проще
переориентироваться на более привлекательные рынки, а чиновники очень
дорожат «своей, хоть и небольшой, но регулярной зарплатой»…
И продолжает отсутствовать уважение к фактическим работодателям коммунальщиков
– к жильцам… К людям.
Подготовлено по материалам №№ 83–90 СГХ за 2006 год.