Качественные изменения
Район – не промышленная окраина
Практически все программы по строительству, реконструкции и благоустройству,
реализуемые сегодня в Калининском районе, носят комплексный характер.
Решать не отдельно взятую задачу, а распутывать клубок проблем – такова
позиция администрации района.
Наш
собеседник сегодня – глава администрации Калининского района Санкт-Петербурга
Михаил Сафонов.
– Михаил Михайлович, в чем заключается специфика развития
района?
– Калининский район – один из старейших в Санкт-Петербурге.
И проблемы его уходят конями в историю…
Исторически бывшая Выборгская сторона формировалась как промышленная
окраина. Эта направленность предопределила характер развития района
на многие десятилетия. Здесь сосредоточены известные на всю страну предприятия:
завод «Арсенал», Ленинградский металлический завод, ЗАО «Игристые вина»,
ОАО «Красный Октябрь», ОАО «ЛОМО», ОАО «Петербургский трамвайно-механический
завод». Эти производства сумели перестроиться в новых экономических
условиях и являются современными, рентабельными предприятиями.
467 тысяч – население самого крупного по численности жителей
Калининского района. Фактически здесь проживает 10% горожан.
– Вместе с тем активно развивалось и жилищное строительство...
– Вокруг предприятий еще в позапрошлом и в начале прошлого
века образовалось то, что мы называем районом сложившейся застройки.
Далее район развивался на север, где выросла так называемая спальная
часть. Социальная инфраструктура в ней развита крайне слабо. Обеспеченность
жителей объектами торговли, сферы обслуживания, культуры и досуга, пожалуй,
одна из самых низких в городе. Ведь прежние подходы к обеспеченности
населения торговыми объектами, предприятиями сферы обслуживания безнадежно
устарели. Поэтому главная задача администрации – создание комфортной
среды обитания.
– Какие пути вы находите для ее решения?
– Отсутствие необходимой социальной инфраструктуры связано
прежде всего с дефицитом свободных земельных участков для нового строительства.
Пока у инвестора была возможность, он шел туда, где земля предоставлялась
без обременений. Однако с прошлого года ситуация начала меняться. Дошла
очередь до вторичного рынка с выкупом земли у собственника.
Сегодня мы изыскиваем различные возможности высвобождения нерентабельных
земельных участков и их перепрофилирования.
Так, например, ЗАО «ЛМЗ» разместил свое производство
более компактно. В результате бывший литейный цех превратился в современный
торгово-коммерческий центр. Кроме того, некоторые предприятия, как,
например, бывшее объединение «Россия», вообще прекратили
свое существование. Его территория выкуплена полностью и находится в
руках частных компаний «Полюстровские пруды» и «Невский
квартал». Этот участок мы намерены развивать комплексно. Уже подготовлен
интересный проект, включающий в себя не только жилые дома, но и торгово-офисные
центры, детские площадки. Предусмотрена даже прокладка пешеходной улицы
от Полюстровского пруда к Неве с видом на Смольный собор.
Мы видим реальную заинтересованность инвесторов в нашем районе, причем
не только отечественных, но и иностранных. Так, на бывшей территории
совхоза «Бугры» у Кольцевой автодороги итальянскими инвесторами возводится
ритейл-парк «Северный Молл». Проект для Петербурга, можно сказать, уникальный.
Это будет целый город магазинов, построенный по типу галереи бутиков
в Милане.
Уже в нынешнем году качественно поменяется ситуация с насыщением
района объектами социальной инфраструктуры. Возводятся два
гипермаркета «Лента», два комплекса «О`Кей»,
введена в строй одна «Карусель», на очереди еще две, будет
строиться первый гипермаркет московской компании «Мосмарт».
– В последние годы транспортные пробки стали настоящим
бедствием для Петербурга, что предпринимается для разрешения ситуации
в Калининском районе?
– В этом году дело сдвинулось с мертвой точки. КБДХ
обратил внимание на состояние улично-дорожной сети в нашем районе. Сложность
еще и в том, что железная дорога разрезает территорию района пополам.
Первый шаг в решении этой проблемы – реконструкция и расширение Пискаревского
проспекта и путепровода.
Вторым этапом явится продолжение Кондратьевского пр. с выходом на ул.
Верности. Это позволит снизить транспортную напряженность. В 2007 году
должна начаться реконструкция Суздальского пр. Эта важнейшая для города
магистраль, дублер пр. Просвещения, обеспечивает транспортное сообщение
между Калининским и Выборгским районами.
Кроме того, начинаем приводить в порядок улицы Лабораторную, Арсенальную,
Чугунную, уже сделаны три четверти печально знаменитой ул. Жукова и
др. Планируется продолжение Новороссийской ул. от «Политехнической»
до Гражданского пр. Сегодня любой отремонтированный и построенный участок
дороги имеет огромное значение не только для района, но и для города.
В комплексе решаем и вопрос парковки автомобилей. Иногда приходится
жертвовать частью тротуаров, газонов, но другого выхода пока нет.
–
Насколько эффективно, на ваш взгляд, идет в районе процесс жилищно-коммунальной
реформы?
– Работа по приведению в порядок жилого фонда началась
2–3 года назад, когда стали выделяться значительные средства из бюджета
города. Сначала мы, как и многие, шли по пути «латания дыр».
Но с 2004 года работа носит планомерный и комплексный характер. Мы одними
из первых в городе приступили к санации «хрущевок». Причем
проводим реконструкцию сразу целых кварталов. Разумеется, это не самый
простой и дешевый способ решения проблем, которые накопились за 40 лет.
И сегодня рассматриваются другие подходы к этому вопросу. Готовится
законопроект о реновации кварталов. Идея заключается в том, что рядом
со старым строится новый многоквартирный дом, в него переселяются жители
близлежащих домов, а на освободившемся пятне инвестор вправе реализовать
любой проект городской инфраструктуры. Интерес у инвесторов есть, но
вначале их права должны быть закреплены законодательно. Люди должны
понимать правила игры.
Кроме того, активно реализуются в районе городские адресные программы.
Только в 2006 году на капремонт потрачено около 170 млн рублей. В
2007 году эта сумма составит около 400 млн. И здесь мы планируем не
просто капитальный ремонт отдельных зданий, а комплексное благоустройство
внутри квартала, которое предусматривает восстановление уличного освещения,
спортивных, контейнерных площадок и др.
– С какими проблемами вам самостоятельно не справиться
и почему?
– К сожалению, на территории нашего района существует
единственный в городе открытый коллектор, который в буквальном смысле
слова отравляет существование жителей. Мы никак не можем решить серьезную
проблему, связанную с водоотведением неочищенных сбросов в Муринский
ручей. Мощностей существующего коллектора недостаточно. Необходимо строить
коллектор-дублер, для этого требуется как минимум полмиллиарда рублей.
Однако существует опасность, что после переключения стоков в новый коллектор
начнет мелеть Муринский ручей. Чтобы этого не случилось, требуется строительство
нескольких плотин. Затраты составят еще 3 миллиарда. У района таких
денег нет, у города пока тоже.
С этой проблемой напрямую связана другая – благоустройство парка в пойме
Муринского ручья. Его территория фактически превращена жителями в несанкционированную
свалку. И решать эти вопросы надо в комплексе, иначе проблема благоустройства
превратится в экологическую.
Сегодня мы вплотную занимаемся судьбой Пискаревского лесопарка, одного
из крупнейших в городе. Лет 15 за этим объектом никто не ухаживал. В
результате территория в 116 га находится в крайне запущенном состоянии.
Дренаж отсутствует, зеленые насаждения гибнут, освещения нет, скамеек
тоже. Нашелся инвестор, который собирается открыть в парке павильон
проката лыж. Нужны серьезные финансовые вложения. Руководство города
также обратило внимание на состояние лесопарка. Губернатор дала поручение
– в нынешнем году завершить проектирование, а в 2008-м начать реконструкцию
и превратить этот объект в настоящий парк отдыха для горожан.
Елена Рачкова
Тел. (812) 542-9005