Витражи на «Парнасе»
Возрождение забытой техники
В наземном вестибюле станции метро «Парнас» установлены 4 витража,
выполненные в классической технике. ООО «ПТМ «Витражи и живопись на
стекле» удалось восстановить технику витражей XIX века. Живопись на
стекле, производимая мастерской, не имеет аналогов в мире.
С руководителем мастерской Сергеем Хваловым беседует наш корреспондент.
– Сергей Александрович, почему вы занимаетесь витражами?
– Потому что для художника самое важное – найти «материал
по руке». Для нас этим материалом оказалось стекло. В витраже осуществляются
две инициативы – живопись и графика, плюс еще технология. Соединить
это в одном объекте творчества очень интересно.
Витражная техника не только у нас, но и в Европе оказалась забыта.
Для ее восстановления – а это была изначальная задача мастерской – пришлось
много работать в архивах, с историческими документами Императорского
стекольного завода, других производств. Мы освоили технологию XIX века,
совершенствуем и развиваем ее в соответствии с современными техническими
условиями. Качество современного стекла значительно возросло, обжигается
оно в муфельных печах при задаваемых температурных параметрах, а это
– дополнительные возможности.
– Когда вы поняли, что овладели техникой старых мастеров?
– Когда через наши руки прошли такие уникальные объекты,
как Англиканская церковь, с витражами, выполненными на самом высоком
мировом уровне; как Юсуповский дворец, где витражная техника представлена
в самом полном объеме. Когда мы осуществили очень серьезный заказ в
Петергофе, изготовив витражи для Готической капеллы в виде цельных стекол.
Это стекла без протяжки, расписанные стекольными красками с обжигом
– «Ангел молитвы» и «Ангел у Гроба Господня».
В живописи на стекле используется не цветное, а бесцветное стекло, которое
многослойно расписывается и многократно обжигается. Процесс очень длительный,
требует постоянного внимания. Аналогов этой технологии в мире нет.
– Что желают получить современные заказчики?
– Диапазон заказов очень широк: дверные филенки, каминные
экраны, плафоны, светильники, витражные окна и перегородки. Пользуется
спросом так называемый фьюзинг – это спекание стекол при большой температуре,
когда на одно цветное стекло накладывается второе и создается рельеф.
–
Что вы можете рассказать о работе над витражами для станции «Парнас»?
– Авторы проекта витражей (эскизов и картонов) – выпускники
монументальной мастерской Андрея Мыльникова – Григорий Гукасов и Егор
Быстров.
В составе проекта три полуциркульных витража (тимпана): «Гелиос»,
«Похищение Европы» и «Аргонавты» и круглый витраж
«Ника Оптерос». Проектировали и исполняли витражи с марта
по октябрь 2006 года. Монтировали непосредственно перед открытием станции
в ноябре – декабре.
Все работы производили в тесном сотрудничестве с архитектором, проектировавшим
станцию, Николаем Ромашкиным, от него же получили и творческий импульс
в выборе тематики витражей.
На этом объекте использованы американские стекла фирм «Спектрум
гласс», «Кокомо», «Армстронг», поставляемые
в Россию немецкой фирмой Bole. У нас, к сожалению, стекла сейчас не
варят.
– Какие еще объекты есть в вашем портфеле заказов?
– В основном это частные заказы. Сейчас идут переговоры
о выполнении витражей для церкви в г. Архангельске. Параллельно с «Парнасом»
мы работали в Пушкине, в Знаменской церкви, расположенной возле Лицея.
Беседовал Владимир Хохлев
ООО «ПТМ «Витражи и живопись на стекле»
Санкт-Петербург,
наб. р. Фонтанки, д. 24, пом. 84
Тел.: (812) 273-9861, (812) 328-1414
Е-mail: