Лучшее для Санкт-Петербурга!
Новые технологии устройства буронабивных свай
Характерной особенностью Санкт-Петербурга является большая мощность
слабых водонасыщенных тиксотропных грунтов. О преимуществах и проблемах
применения новых технологий при производстве земляных работ рассказывает
д. т. н., профессор, зав. кафедрой геотехники СПбГАСУ Рашид Александрович
Мангушев.
рис.
4. Сваи, выполненные фирмой «Статика» по технологии «Фундекс»
В центральной части города относительно прочные моренные отложения
залегают на глубинах до 30 м и выше от дневной поверхности.
При производстве работ нулевого цикла в Санкт-Петербурге приходится
учитывать свойства грунтов надморенной толщи, представленной позднеледниковыми
и послеледниковыми озерными и морскими отложениями. Часто именно эти
грунты служат основанием фундаментов мелкого заложения, в них располагается
большая часть тела свай трения при устройстве свайных фундаментов.
При использовании таких грунтов в качестве оснований характерны
следующие процессы:
а) большие, неравномерные, длительно незатухающие осадки зданий
и сооружений и окружающей территории;
б) потеря устойчивости несущих слоев оснований зданий и сооружений,
сложенных пылевато-глинистыми грунтами в состоянии незавершенной консолидации
или подвергшихся промерзанию-оттаиванию;
в) разрушение природной структуры грунтов при традиционных способах
производства земляных работ;
г) плывунные явления при открытом водоотливе из котлованов и траншей;
д) изменение несущей способности свай вследствие развития сил отрицательного
трения на участках, поднятых намытым или насыпным грунтом;
е) развитие процессов гниения торфа, органических включений в грунте
и деревянных элементов подземных конструкций при понижении уровня подземных
вод.
Знание и учет этих сложных процессов во многом определяет профессионализм
и успех строительных организаций, занимающихся устройством оснований
и фундаментов.
До начала 90-х годов основным типом свайных фундаментов являлись сборные
железобетонные сваи. Однако их применение оказалось весьма опасным для
зданий старой застройки.
Многочисленные аварии и повреждения соседних зданий при забивке свай
на расстояниях до 20, а иногда и более метров вынудили проектировщиков
и строителей искать и широко внедрять новые технологии, оказывающие
более щадящее воздействие на окружающую застройку.
Широко известные ранее технологии изготовления свай в грунте – буронабивные
и буроинъекционные сваи – с начала 90-х годов получили в Санкт-Петербурге
новую жизнь и сильно снизили процент использования свай предварительной
готовности (сборных железобетонных свай).
По характеру изготовления такие сваи могут быть разделены на
три основных типа:
а) сваи с выемкой грунта,
б) с частичной выемкой,
в) без выемки грунта по стволу сваи.
Примером буронабивных свай без выемки грунта могут служить
сваи, изготовленные по технологии «Фундекс», освоенной и
применяемой такими фирмами, как «Статика Инжиниринг», «Геоизол»,
«Геострой» и др.
Рис.
1 . «Теряемый» чугунный винтовой наконечник
Технология устройства свай «Фундекс» разработана в Нидерландах
в 1960 г. и заключается в образовании скважины под сваю без извлечения
грунта за счет его уплотнения ввинчиваемой инвентарной стальной трубой,
нижний конец которой закрыт оставляемым в грунте режущим наконечником.
Сваи «Фундекс» изготавливаются установками вращательно-вдавливающего
(извлекающего) действия. Пятой будущей сваи служит «теряемый»
чугунный винтовой наконечник, который выставляется на заданную точку
поверхности грунтового основания (рис. 1).
К наконечнику штыковым соединением через тройную гидроизолирующую мягкую
прокладку крепится нижний конец штатной буровой толстостенной трубы,
верхний конец которой зажат в силовом рабочем органе бурового стола,
перемещающегося по направляющей стреле.
Рис.
2. Схема устройства свай «Фундекс»
Скважина для будущей сваи создается путем вращательно-вдавливающего
погружения системы «наконечник–буровая труба» до заданной
отметки (рис. 2).
В процессе внедрения системы в основание грунт раздвигается в радиальном
направлении от оси скважины и одновременно уплотняется. По достижении
наконечником проектной отметки труба проверяется на отсутствие воды.
В сухую инвентарную трубу через открытый верхний конец опускается арматурный
каркас. Перед подачей бетонной смеси для предотвращения ее расслоения
в трубу подается порция раствора – праймера, состоящего из одной части
цемента, одной части песка и одной части воды. Затем производится порционное
заполнение полости пластичным бетоном на мелком (5–20 мм) заполнителе
с осадкой конуса 12–14 см.
Извлечение буровой трубы из грунта производится возвратным знакопеременным
вращением с одновременным вытягиванием.
Диаметр ствола сваи может быть 380, 450, 520 мм, длина сваи – до 45,0
м.
Преимущества
свай «Фундекс»:
• Отказ от свай заводского изготовления и связанных с их использованием
операций (доставка, складирование, подъем на копер, стыковка и т. п.).
• Отсутствие значительных динамических воздействий на грунтовый массив
основания в процессе изготовления свай, что важно с точки зрения безопасности
прилегающих строений, особенно в стесненных условиях застройки.
• Высокая несущая способность свай при их качественном изготовлении.
• Отсутствие работ по удалению грунта из полости буровой трубы и необходимости
его вывоза со стройплощадки.
• Высокая производительность (до 380 п. м. в сутки).
• Низкий уровень шума работы специализированной копровой установки.
В процессе устройства свай «Фундекс» фирмой ЗАО «Статика Инжиниринг»,
как правило, измеряются крутящий момент и усилие вдавливания буровой
трубы, что позволяет косвенно произвести оценку ожидаемой несущей способности
сваи в данных инженерно-геологических условиях.
Этими же фирмами освоена и другая современная технология устройства
буронабивных свай с частичной выемкой грунта – сваи CFA, устраиваемые
проходным шнеком (Continuous Flight Auger (CFA) Piles).
Устройство
CFA-свай заключается в погружении рабочего органа – полого (проходного)
шнека на необходимую глубину. Грунт извлекается в объеме разбуриваемой
скважины и доставляется на поверхность посредством реборд, наваренных
по спирали по всей длине трубы.
Рис. 5. Схема устройства свай проходным шнеком
Технология устройства свай проходным шнеком заключается в следующем
(рис. 5).
1. Установка бурового станка на точку предполагаемого устройства сваи.
2. Погружение шнековой колонны до проектной отметки.
3. Постепенное извлечение шнека из скважины с одновременным ее заполнением
бетонной смесью, подаваемой через полый шнек бетононасосом.
4. Перемещение станка на следующую точку бурения.
5. Погружение в скважину, заполненную бетонной смесью арматурного каркаса
с помощью вибратора.
6. Формирование оголовка сваи для связи с ростверком.
При внедрении проходного шнека происходит частичное уплотнение грунта,
а также некоторое разупрочнение контактной зоны «свая-грунт» в процессе
разрушения грунта бурением.
Технология положительно зарекомендовала себя при использовании в грунтах,
имеющих слои, существенно различающиеся по прочности. Особенно эффективна
она при проходке большой толщи песков, полутвердых и тугопластичных
суглинков, когда применение технологии изготовления свай уплотнения
невозможно.
Рис.
6. Буровой станок для устройства свай проходным шнеком (1) и полый шнек
(2)
Недоучет тиксотропного разупрочнения водонасыщенных пылевато-глинистых
грунтов, возникающего в околосвайном массиве грунта при устройстве свай
по данной технологии при последовательном изготовлении свай без «отдыха»,
приводит к существенному перерасходу бетонной смеси (в 2–7 раз). Повышенный
расход бетонной смеси, как правило, имеет место, когда в инженерно-геологическом
разрезе площадки присутствуют значительные по толще слои текучих, текучепластичных
суглинков и супесей с низкими прочностными характеристиками.
Преимуществом технологии CFA-свай является высокая производительность
работ и высокое качество заполнения скважины бетоном за счет подачи
бетона под давлением.
В табл. 1 приведен перечень основных возможных проблем, возникающих
при изготовлении свай в грунте по рассмотренным технологиям, и предложения
по минимизации ущерба от возможных потерь.
№ п/п |
Возможная проблема |
Предложение по минимизации возможного ущерба |
1 |
Нарушение тела в верхней части сваи при проходе через насыпные
грунты или ниже уровня поверхностных грунтовых вод, в том числе
дополнительное бетонирование «шейки сваи»;напорных. |
1) использование кондукторов;
2) дополнительные работы по наращиванию головы либо
3) откачка воды из скважины;
4) изготовление свай по технологии CFA;
5) дополнительные испытания проблемных свай. |
2 |
Наличие слабых прослоев в грунте может привести к повышенному
расходу бетона. |
1) устройство буровых свай в неизвлекаемой металлической трубе;
2) дополнительные испытания проблемных свай. |
3 |
При наличии в основании плотных грунтов с галечниковыми или валунными
включениями может произойти отклонение ствола сваи от проектного
положения или остановка бурения и разрушение бурового наконечника. |
1) уширение ростверка либо устройство дополнительных балок по
фактическому расположению свай;
2) назначение дублирующих свай либо дополнительных, с включением
или с исключением свай, частично не соответствующих проекту. |
4 |
При изготовлении свай в слабых грунтах возможно оседание грунта
ниже проектной отметки голов свай (рис. 7). |
1) дополнительная подсыпка на дно котлована на отметки, превышающие
проектную отметку свай;
2) дополнительные работы по дозаливке голов свай вручную. |
5 |
При устройстве кустов свай в связных грунтах возможен выпор грунта
на расстоянии до 80 см от изготовляемой сваи, что может привести
к поднятию ранее изготовленных свай. |
Снятие излишков грунта либо его дополнительное перераспределение
по дну котлована. |
6 |
При устройстве буронабивных свай вблизи зданий и сооружений может
произойти их дополнительная осадка до 30 мм. |
Соблюдение безопасных расстояний при устройстве свай вблизи зданий
с проведением мониторинга за деформациями сооружений. |
Рис.
7. Оседание сваи и поверхности грунта около нее после изготовления
Влияние указанных проблем можно значительно снизить при тщательном
изучении физико-механических процессов, происходящих в массиве грунта
около изготавливаемой сваи и в стволе самой буронабивной сваи как во
время ее изготовления, так и при передаче на нее нагрузки.
Очень важно, что осознание исследований, необходимых для повышения качества
изготовления и прогнозирования работы свай, выполненных по новым технологиям,
имеется у руководителей геотехнических фирм «Статика Инжиниринг»
и «Геострой».
Кафедрой геотехники и Центром геотехнологий Санкт-Петербургского государственного
архитектурно-строительного университета совместно с этими фирмами проводятся
и намечаются новые полевые исследовательские работы по изучению работы
буронабивных свай, выполненных по различным технологиям.
Рашид Александрович Мангушев, д. т. н., профессор ГАСУ
тел. 316-4806
ЗАО «Статика Инжиниринг»
Тел. (812) 394-1222