Где архитектура?
Как живется российскому зодчему в России
В активе архитектурной студии INTERCOLUMNIUM около тридцати реализованных
проектов, среди них Музей воды на Шпалерной, офисный центр на Большой
Морской, бизнес-центр на проспекте Добролюбова, элитный жилой комплекс
на Каменном острове и др.
Об
архитектурной студии INTERCOLUMNIUM и ее проектах мы уже писали в «СГХ»
№ 74, 83, 84.
Сегодня о проблемах архитектуры в России наш разговор с архитектором,
директором студии Евгением Подгорновым.
– Архитектура начинается с идеи, с фантазии, поэтому первый
вопрос об этом. Как у нас с фантазией?
– С фантазией все нормально. А вот с реализацией… Когда
вы смотрите на произведения Норманна Фостера, то обнаруживаете, что
у наших архитекторов фантазии не меньше, чем в его проектах. И почти
все идеи Фостера воплощаются. Причем воплощаются на таком уровне, что
вызывают профессиональную зависть. На некоторых его объектах неповторяемость
стекол доходит до 1500 единиц.
– Не поэтому ли все амбициозные проекты Петербурга у иностранцев?
– Нет, здесь другое. Инвестор, вкладывающий деньги в
объект, стремится привлечь иностранного архитектора, потому что иностранец
– это беспроигрышный бренд на российской земле. Под него и финансирование,
и материалы, и прочие льготы.
– Значит, у вас двойная конкуренция? Со своими и зарубежными
коллегами по цеху?
– Да. Западные архитекторы иногда проявляют даже большую
активность, чем российские, в добывании заказов. Они быстро смекнули,
что здесь неплохо платят и есть гарантия реализации самых неожиданных
идей.
– Может быть, их нужно обыгрывать в конкурсах? Вы участвуете?
– Я не совсем верю в конкурсы, которые проводит компания
для себя. Как правило, результат здесь предрешен заранее, а публичный
конкурс – лишь ширма. К тому же конкурсы архитектурные, а заказчик чаще
всего судит об идее по экономической составляющей: сколько будет стоить
реализация, через какой срок объект начнет окупаться и пр.
– Получается, архитектурная студия может существовать только
благодаря личным связям, наработанному кругу заказчиков, сложившемуся
имиджу?
– В основном – да. Нужно работать профессионально ,
и заказчики тебя найдут. И не раз вернутся.
– В ваших проектах много стекла. Это ваш любимый материал?
– В архитектуре существует мода, подводные течения,
тенденции. Стекло модно. Впрочем, на мой взгляд, стекло, даже в нашем
климате, красивый, проверенный вариант оформления поверхности фасада.
– Как вы проектируете?
– Когда ставится задача, образ, как правило, рождается
мгновенно. Потом идет проработка, прорисовка. Заказчика в этом деле
нужно сделать соавтором, «подтянуть к идее». С другой стороны, он должен
чувствовать, что перед ним профессионал, и не свои проблемы ему решать
не придется. Архитектор должен выступать неким катализатором процесса
поиска оптимального решения.
– Разрабатываете ли вы концептуальную, так называемую «бумажную»,
архитектуру?
– Все проекты начинаются с концепций. Но все наши концепции
реальны, воплощаемы. Абстрактным макетированием мы не занимаемся.
– Почему мы знаем имена таких зодчих, как Доменико Трезини,
Карл Росси, Андрей Воронихин, и не знаем, как зовут современных архитекторов?
– Может быть, и хорошо, что не знаем?
– А может быть, вопрос в стиле? Старые мастера творили
в определенных стилевых рамках. А сейчас позволено все.
– Современных авторов отличает индивидуальность, у каждого
есть свой конек. Многие проекты проходят по границе известных стилевых
решений, подчиняясь в первую очередь технологическим вопросам. Новые
материалы, технологии строительства и технические возможности позволяют
архитекторам в реализации своих фантазий выйти за общепринятые рамки.
Результаты этих работ мы видим воплощенными уже в конкретных постройках.
Беседовал Владимир Хохлев
СПб, Бумажная ул., д. 15, оф. 715
Тел./факс: (812) 786-7049, 786-6863, 785-28 16, 785-2848
E-mail: