Конкурс реставраторов-2006
Объекты, удостоенные золотого знака качества
Победителями конкурса «На лучшую реставрацию объектов культурно-исторического
наследия Петербурга» в 2006 г. стали четыре Петербургские фирмы.
Об этом мы писали в № 90 нашего журнала.
Сегодня мы рассказываем об объектах-победителях, которые были удостоены
золотого знака качества.
Павильон Катальной горки в Ораниенбауме
Работы по воссозданию фасада продолжались около года. ООО «Деметра»
восстановило исторический цвет фасада здания, задуманный автором павильона
Катальной горки архитектором Антонио Ринальди, – так называемую кобальтовую
синеву. Известковая краска, которая использована при реставрации павильона,
позволит стенам «дышать» и лучше сохранит кирпичную кладку.
При фасадных работах снята цементная штукатурка советских времен, заменены
разрушенные кирпичи. Отреставрированы элементы архитектурного декора
– балюстрада, 125 ваз из искусственного мрамора.
По официальным данным, Фонд поддержки восстановления и развития дворцово-паркового
ансамбля «Ораниенбаум» выделил на фасадные работы в павильоне Катальной
горки около 70 млн рублей. Всего на работы по реконструкции павильона
Катальной горки ушло 84 миллиона рублей.
Александринский театр
Как объект реставрации Александринский театр уникален, и в его исторической
отделке многое неплохо сохранилось.
Достаточно взглянуть на императорскую ложу с ее редкими по красоте перилами
из ясеня, металлическим ограждением с золочеными деталями. Удивительная
живопись украшает ротонду. В хорошем состоянии дожили до наших дней
наличники, изящно выполненные камины и лестницы из путиловского камня.
ООО «Пассим» отреставрированы портал и прилегающие к нему ложи: императорская
и министерская. На лестнице, ведущей в первую, была обнаружена подлинная
отделка стен, которые были расписаны под русты в технике альфрейной
трафаретной живописи. Поверх нового слоя позже нанесли новую роспись.
Реставраторами было найдено компромиссное решение: полностью восстановить
позднюю живопись, оставив расчищенный фрагмент ранней.
В одной из ротонд отреставрированы подлинные полы. Они находились в
очень плохом состоянии; для того чтобы вставки нового материала в сочетании
с историческим паркетом не слишком бросались в глаза, было принято решение
сохранить подлинный паркет в одной из ротонд, собрав сохранившиеся фрагменты
из других мест.
Надгробие Е. А. и В. Н. Кочубей
Надгробие представляет собой скульптуру коленопреклоненного ангела,
вознесенную на высокий постамент. Его верхняя часть решена в виде саркофага,
на котором помещены портретные медальоны матери и дочери, обрамленные
венками из листьев и цветов, обвитых змеей. Нижняя часть мраморного
пьедестала оформлена головками херувимов и гербами родов Кочубей и Столыпиных.
Крылатая фигура ангела является выразительным пластическим акцентом
не только в пространстве Некрополя, она хорошо видна и с Невского проспекта.
Реставрационные работы проводились ООО «Реставрационная мастерская «Наследие»
с июля по сентябрь 2006 года. Руководил ходом работ художник-реставратор
высшей категории каменной и гипсовой скульптуры В. С. Мозговой.
Сложность проводимых реставрационных работ заключалась в расчистке поверхности
от плотных корковых наслоений, которые были сконцентрированы на двух
медальонах и резных деталях саркофага. Особую трудность представлял
медальон с изображением Е. А. Кочубей, поскольку на участке с рельефным
изображением наблюдалась начальная стадия отслаивания черной корки и
интенсивная деструкция нижележащих слоев мрамора. В таких случаях проводилось
предварительное укрепление мрамора в местах отслоений и на участках
с деструкцией камня.
Особняк барона фон Дервиза на Галерной
Гармоничное сочетание самых разных стилей во внутренних пространствах
особняка было призвано создавать ощущение роскоши и дарить каждому гостю
фон Дервизов приятные впечатления.
Когда специалисты занимались реставрационной расчисткой многочисленных
красочных наслоений поздних времен на плафоне театрального зала, была
обнаружена удивительная живопись – бездонное небо, цветы и ласточки,
а в великолепном гроте – горные пейзажи. Эти находки были сделаны накануне
300-летия Санкт-Петербурга.
В Кленовой гостиной компания «Сфера ХХI век» восстановила уникальные
росписи по шелку. С точки зрения техники исполнения и мастерства авторов
у этих образцов декоративно-прикладного искусства конца ХIХ в. нет аналогов.
Этим объясняется особая ответственность и сложность процесса их реставрации.
Проведены сложные работы по дублированию шелка. Воссозданы утраты живописи.
Поиск документально-исторических материалов продолжается.
Подготовил Владимир Хохлев