Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 91 февраль 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Быть или не быть?
Дорастет ли Газпром-сити до трехсот метров?

Общественность против небоскреба. Но обладают ли директор музея или ректор ВУЗа той совокупной информацией, которая есть у власти в момент принятия решения? Губернатор В. И. Матвиенко убеждает общественность в том, что небоскреб – это хорошо.

Без вдумчивого сопоставления доводов «за» и «против» на вопрос: быть или не быть небоскребу в Санкт-Петербурге? – не ответить. Попробуем сопоставить.

Пример из истории

Как закладывалась и строилась новая столица Российской империи? Единицы поддерживали Петра I, большая часть высокопоставленной общественности была против. Почему? Трудно и неохота съезжать с насиженных мест в Москве, чтобы где-то на болотах, под дождем обустраиваться заново. Многие просто не понимали – зачем это нужно. И противодействовали, препятствовали. Но император Петр сказал: Петербургу быть… город стал.

Петр I применил власть, понимая, что иначе европейское государство не построить. А если бы не применил, смалодушничал? Где бы тогда мы жили, чем бы любовались в белые ночи, что бы показывали нашим гостям и многочисленным туристам?

Еще один исторический пример

Без малого через две сотни лет в столице Франции случилась другая история. Гюстав Эйфель выиграл организованный в 1886 году государственный конкурс, предложив построить в центре Парижа металлическую башню из железа высотой 300 метров. Строительство началось 26 января 1887 года, несмотря на протесты многочисленных знаменитостей, среди которых были Ги де Мопассан, Шарль Гуно, Викторьен Сарду.
А сколько журналистских криков и протестов общественности было против решения не сносить башню.
Ее должны были демонтировать в 1909 году, по окончании концессии, полученной Эйфелем, но развитие радиотелеграфии ее спасло. В XX веке Эйфелева башня стала символом «столицы красоты», и вряд ли сейчас у нее найдутся противники.

История и современность пересеклись

Что делал Петр I в период своего правления? Стремился привести облик России и российское мышление к европейским стандартам. Для строительства новой столицы он пригласил ведущих европейских архитекторов. И не ошибся.
Нечто похожее происходит в Санкт-Петербурге и в настоящее время. Все самые амбициозные проекты осуществляются иностранцами. Почему? Чтобы европейский (и даже мировой) дух во второй раз прижился на берегах Невы. Чтобы город мог конкурировать и сотрудничать на равных с ведущими городами мира.

Современный облик делового мира – высотный

Высота офиса компании характеризует уровень ее капитализации, престижность и успешность. Говорит о ее деловой репутации и «весе».
Город, который стремится не плестись в хвосте цивилизации, а в какой-то мере даже задавать ее тон, может позволить одной или нескольким ведущим мировым компаниям построить на своей территории, в непосредственной близости от исторического центра высотные офисы.
Санкт-Петербург никогда не мыслил себя исключительно городом-музеем. Современные петербуржцы хотят жить в деловом, современном центре.
Понимая это, что называется «зря в корень», городская власть вынуждена отвечать адекватно.

Архитектура небоскреба

Из всех предложенных вариантов высотки конкурсная комиссия остановила выбор на том, который в наибольшей степени отвечает стилю высотных городских доминант. Параллелепипед с одинаковыми по ширине вверху и внизу гранями – не прошел. Одобрен проект здания-шпиля, собирающийся высоко над землей в одну точку, как бы деликатно «стремящийся к нулю».

Такая архитектура – при достаточно тонкой прорисовке деталей – может стать символом нового делового Петербурга.

Что еще «за» небоскреб на Неве?

Экономическая выгода, новые рабочие места, на ближайшие несколько лет фронт работ для стройиндустрии города, развитие примыкающих к площадке Газпром-сити территорий.

Теперь – что «против»?

Есть города, которые сразу закладываются и строятся как города высотные.
В них небоскребы, как «старые», так и «новые», воспринимаются нормально, потому что структура и масштаб городского пространства вертикальны. В Санкт-Петербурге все иначе.

Санкт-Петербург – равнинный город

Ближайшие к центру города высокие отметки рельефа – это Пулковские высоты на юге, Кавголовские горы на севере. В отличие от городов на холмах (Москва) или городов «вокруг горы» (Прага, Таллин) Санкт-Петербург горизонтально распластан на берегах широкой реки Невы и вдоль побережья Финского залива. Весь западный горизонт – это чистая, не перебиваемая никакими вертикалями линия.

Равнинность земли и горизонтальность воды обусловила преобладание горизонталей и в архитектуре. Горизонтальны гранитные набережные и бастионы Петропавловской крепости, невысокие, как будто растянутые вдоль поверхности земли дворцы.
Глаз, воспринимающий Санкт-Петербург, привык к высокому, чистому небу, парящему парусом над водой, землей и архитектурой. К его ничем не замутненному отражению в многочисленных реках и каналах.

Чтобы добиться такого органичного взаимодействия архитектуры с природным ландшафтом основателю города –Петру I – пришлось установить высотные ограничения.
Но как бы смотрелся Петербург без шпиля Адмиралтейства и колокольни Петропавловского собора, Александровской колонны и даже без относительно молодой радиотелевизионной башни?
Отдельные вертикальные доминанты, храмы, шпили колоколен – необходимы. Они помогают горизонтальному городу вписаться в «горизонтальный рельеф».

Сложившаяся среда

Самое главное «против» кричит о разрушении исторически сложившейся природно-архитектурной среды. Если с Дворцовой площади (от которой до площадки Газпром-сити более пяти километров), с площади Искусств, с Невского проспекта, с большинства линий Васильевского острова и улиц Петроградской стороны небоскреб никто не увидит, то Смольный собор и весь комплекс Смольного института на фоне металло-стеклянного, спиралевидно завернутого шпиля будут восприниматься совсем по-другому.

Какие архитектурные ансамбли города «пострадают»?

С некоторых точек Александро-Невская лавра, Марсово поле от здания Ленэнерго, Михайловский сад, Таврический сад…
«Пострадают» виды на город со стрелки Васильевского острова, с Университетской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта, с пляжа Петропавловской крепости, с Петровской набережной; виды от гостиницы «Санкт-Петербург», от Финлядского вокзала, с Арсенальной набережной.
Ширина реки Невы позволит увидеть небоскреб во всей своей красе.
А вот с Елагина острова, из ЦПКО, из парка 300-летия Санкт-Петербурга его мы не увидим вовсе или увидим только навершие здания-шпиля. В таком же виде Газпром-сити будет восприниматься и от Володарского моста и прилегающих к нему территорий, но каких-то особенно ценных архитектурных памятников здесь не много.

Негибкость компании-застройщика

Почему Газпром «уперся» в заявленный участок? Почему не работает по другим?
Отступи он на пару километров от реки Невы, заяви свой небоскреб где-нибудь в районе станции метро «Ладожская» (между прочим, в том же депрессивном районе), и напряжение в обществе схлынет.
Или, оставаясь у Невы, найди другие способы (не высотой офиса) заявить о своей репутации, капитализации и имидже…
Вряд ли для такой богатой компании определяющим является стоимость земли, из клочка которой нужно выжать все возможное и поэтому строиться не вширь, а вверх.

А если пожар?

Еще «против» небоскреба – его пожарная безопасность. В арсенале городской пожарной службы нет ни рукавов, ни пожарных лестниц для борьбы с огнем на такой высоте. Автор этих строк лично присутствовал при тушении пожара высотного здания Института Урбанистики на Бассейной улице в марте 1998 года. Он вошел в историю Петербурга как один из самых крупных пожаров последних лет.
Из-за конструктивных особенностей здания, построенного из стекла и бетона, площадь возгорания быстро увеличивалась – огонь полз на верхние этажи.
В тушении пожара участвовали 46 единиц техники, 160 человек личного состава. Они контролировали территорию вокруг горящего здания, гасили падающие на землю архитектурные детали и обломки конструкций, следили за стоящими рядом домами. И ждали, пока сгорят все верхние этажи (7 из 14). Лишь через 5 часов после возгорания пожарным удалось взять ситуацию под контроль и приступить к проливке и разборке полностью сгоревших помещений. Наблюдать подобное в более крупном масштабе (а Газпром-сити – это не 14, а 100 этажей) не пожелаю никому.

А если теракт?

Еще «против» – угроза террористических актов. Высотка в этом отношении слишком притягательный объект, и в этом вопросе дополнительных пояснений не требуется.
Чтобы читатель имел возможность сам сопоставить все перечисленные «за» и «против», сведем их в одну таблицу.

«За» «Против»
Новое мышление власти. При закладке Петербурга Петр I тоже испытывал невероятное сопротивление старой «российской» знати. Равнинный город. Преобладание горизонтальной линии в природном и архитектурном ландшафтах.
Эйфелева башня – символ Парижа. А все были против. Разрушение исторической, городской застройки.
Удар по некоторым сложившимся городским ансамблям.
Высота – характеристика капитализации, престижности и репутации компании и города, где размещен ее офис. Негибкость компании-застройщика. Нежелание прислушиваться к общественному мнению и мнению специалистов.
Стилевое повторение темы петербургских шпилей в победившем проекте. Нерешенные вопросы пожарной безопасности.
Развитие близлежащей территории. Опасность небоскреба как объекта террористической атаки.
СПб – не музей. Импульс нового развития города. Прецедент для других компаний, менее щепетильных в архитектурно-стилевых вопросах.

Так «быть или не быть» небоскребу Газпром-сити на Неве? На этот вопрос всем нам предстоит ответить в самое ближайшее время.
И не ответить – нельзя, потому что современная высотная архитектура будет стремиться в Санкт-Петербург и к его историческому центру. Это тенденция…

Владимир Хохлев



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна