Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 91 февраль 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

С гастарбайтером плохо, без него еще хуже
Кадровые проблемы и качество строительства

По официальным заявкам для работы на стройках Петербурга приезжают порядка 13 тыс. иностранных рабочих в год. 90% из них не имеют строительных профессий. Оставляет желать лучшего квалификация и петербургских молодых специалистов.

В Москве, по подсчетам Федеральной миграционной службы, строительная отрасль устойчиво занимает второе место после торговли по числу занятых гастарбайтеров, аккумулируя почти 40% всех мигрантов. Примерно такая же картина наблюдается в Петербурге. В банке данных городской службы занятости зарегистрировано порядка 6 тыс. вакансий по строительным специальностям. При этом многие компании предпочитают самостоятельно искать работников в других регионах и странах СНГ.
По данным «Союзпетростроя», строительные компании города используют не менее 70 тыс. гастарбайтеров.

В результате мы имеем: с одной стороны – отсутствие профессионализма и элементарного знания основ строительной деятельности и техники безопасности, с другой – использование в практике строительства новых современных технологий, материалов и конструкций. В этой ситуации вероятность некачественного выполнения работ, возникновения брака и опасных отклонений от СНиПов и прочих нормативов вырастает в разы. Помимо этого, становятся обыденным явлением случаи травматизма и аварий на строительных площадках, в том числе с летальным исходом.
Представители различных общественных объединений строителей сходятся во мнении, что в нынешних условиях проблему можно решить только одним способом – в обязательном порядке организовать начальное обучение гастарбайтеров.

Михаил Викторов, гендиректор Российского союза строителей (РСС):
– В конце 2006 г. государство предприняло шаги, способствующие легализации гастарбайтеров. Мы настаиваем, чтобы в ходе этого процесса гастарбайтер, привлеченный в рамках строительной квоты, проходил минимально необходимое профобучение. Тогда можно быть уверенными, что все нормы техники безопасности и охраны труда будут соблюдены. А класс и разряд работник наберет уже в ходе работы.

Владимир Швец, директор департамента науки и подготовки кадров АСР:
– «Краткий курс» для неквалифицированного строителя-мигранта должен продолжаться как минимум неделю и включать азы русского языка и строительной терминологии, специальную подготовку по технике безопасности. Необходимы азы правовой подготовки. Потому что часто трудовой договор с гастарбайтерами не заключают, устанавливают 10–12-часовой рабочий день, без выходных.

Лев Каплан, вице-президент и гендиректор Союза строительных компаний «Союзпетрострой»:
– Беды не закончатся до тех пор, пока гастарбайтеры не будут легализованы и обучены строительным специальностям. Ведь среди них практически нет профессионалов.
Ассоциация строителей России (АСР) и Московский государственный строительный университет уже выступили с совместной инициативой, предложив разработать программу курсов для мигрантов, привлекаемых в сферу строительства. Причем платить за учебу гастарбайтеров должны, как считают в АСР, работодатели.
«Союзпетрострой», в лице своего директора, заявил о создании кадрового центра и готовности помочь строительным компаниям организовать обучение приезжих строительным специальностям. Ряд крупных компаний, имеющих свои учебные центры, решает эту проблему самостоятельно.

Учиться, учиться и …только потом строить

Неквалифицированные гастарбайтеры – это только самая заметная часть кадровой проблемы. Серьезные претензии предъявляются и к местным специалистам. Средний возраст российских строительных рабочих 50–55 лет, а уровень подготовки молодых кадров не соответствует предъявляемым требованиям. В то время как компании перешли на современные технологии, производственная база училищ, техникумов и их учебные программы остались на уровне советского времени. Кроме того, система прохождения учащимися обязательной практики на профильных предприятиях сошла на нет, что так же негативно отражается на подготовке молодых специалистов.

В рамках Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» реализуется программа по установлению прямых связей между учебными заведениями и строительными компаниями. Но эффект от этих усилий, по признанию Михаила Викторова, к сожалению, небольшой. Практика заблаговременного трудоустройства будущих выпускников техникумов и вузов пока охватила около сотни человек.

Другим важным моментом является разработка современных учебных программ, их актуализация, привлечение к чтению лекций сотрудников строительных компаний, знающих практическую сторону дела. Так был создан базовый курс (100 часов) по контролю качества бетона.
Ряд крупных компаний вынужден самостоятельно заняться вопросами обучения и повышения квалификации.

Так, объединение «Победа ЛСР» реализует проект «Школа каменщиков». На базе Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (ГАСУ) открыт Информационно-консультационный центр КНАУФ. Центр создан для обучения и консультирования иженерно-технических работников, студентов, преподавателей и архитекторов по вопросам современных строительных технологий. Учитывая нехватку государственных средств на поддержку образовательных учреждений, фирма КНАУФ подключила к этому процессу собственные ресурсы (финансовые, профессиональные).
Для повышения профессионального уровня специалистов руководящего звена Группа ЛСР создала собственный учебный центр обучающей «мощностью» порядка 200 человек в год. Кроме него на двух предприятиях Группы действуют еще два учебных центра для подготовки и присвоения квалификации представителям рабочих специальностей.

Со своей стороны петербургский Комитет по образованию подготовил программу развития 11 учебных заведений, ежегодно выпускающих 2000 рабочих-строителей. Но для ее реализации до 2010 г. в бюджете города необходимо заложить 30 млн рублей.

Аттестат и профстандарт

Повышение качества трудовых ресурсов руководители строительного комплекса также связывают с созданием СРО и введением профстандартов. Одним из них должна стать оценка кадрового потенциала (см. «СГХ» № 89).

Михаил Викторов предлагает сохранить порядок обязательного повышения квалификации специалистов один раз в 5 лет. А также восстановить систему профессиональной государственной аттестации сотрудников, занимающих определенные должности: главный инженер, начальник ПТО, начальник технадзора, начальник отдела контроля качества… Аттестацию этих специалистов предлагается проводить в обязательном порядке с периодичностью один раз в 3 года или в 5 лет. По мнению директора РСС, если это условие не будет отражено в законе о СРО, то может быть принято отдельным приказом Росстроя.

Пока же в Петербурге проверку на профессионализм проходят прорабы. Ежегодно в городе проводится конкурс «Лучший прораб», специально для которого была разработана балльная система оценок, охватывающая все аспекты деятельности данных специалистов (о победителях 2006 года читайте в разделе «Генподряд»).

Наталья Соколова



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна