Составляющая успеха
Информационные механизмы государственной инвестиционной политики
На формирование инвестиционного климата в стране огромное влияние
оказывает стимулирование инвестиционной активности как на региональном
уровне, так и на уровне муниципалитетов. Главным инициатором инвестиционной
активности должна выступать местная администрация.
Как
этого добиться? Об этом рассказывает помощник вице-губернатора Ленинградской
области Александр Бутенин.
– Существует набор механизмов воздействия государства на инвестиционную
деятельность в регионе. Стимулирование этой деятельности включает налоговые
льготы, льготные кредиты, софинансирование, администрирование, создание
специальных советов по инвестициям, организаций регионального развития
и инвестиционных фондов. Об этом в той или иной мере известно.
Информационное же обеспечение инвестиционной деятельности используется
на практике не столь широко.
Многие исследователи отмечают необходимость разработки механизмов инвестиционного
маркетинга, включающего комплекс мероприятий по повышению качества и
достоверности информационного обеспечения инвестиционных проектов. Режим
в отношении особенно иностранных инвесторов в России, считают экономисты,
должен характеризоваться высокой транспарентностью.
Информационная стратегия, как правило, являющаяся составной частью
маркетинговой стратегии или тем или иным образом встроенная в процесс
стратегического планирования и управления, решает задачи информационного
обеспечения для выбора пути достижения поставленных целей. Важно помнить,
что в основе всех действий, удачных и неудачных, лежит информация и
знания. На определенном этапе возникает необходимость предоставить инвесторам
макет и методику бизнес-плана, разработав их с расчетными формами, удобными
для пользователей.
Актуальной проблемой становится подготовка структурными подразделениями
муниципального образования ряда методических материалов по разработке
бизнес-планов и оценки эффективности по типам инвестиционных проектов,
осуществляемых с поддержкой муниципальных властей.
От местных властей зависит формирование инвестиционной инфраструктуры
– упорядоченной системы предприятий и организаций, чья деятельность
направлена на создание нормальных условий для реализации инвестиционной
политики.
Ядром такой системы могут выступать структуры, главными функциями
которых наряду с координацией инвестиционной деятельности на территории
региона станет информационное обеспечение инвесторов.
Об этом же говорит немецкий ученый экономист Пауль Фишер, считающий
информационную систему для иностранных инвесторов составной частью инфраструктуры
для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Многие западные
компании недостаточно информированы об основных региональных и отраслевых
тенденциях и возможных партнерах в России. Подобная неопределенность
тормозит приток инвестиций.
Региональные и муниципальные власти должны всячески рекламировать свои
территории, изначально ориентируясь на всех инвесторов, пытаясь их заинтересовать,
не имея в виду привлечь какую-либо определенную компанию. В то же время
иностранный инвестор может заинтересоваться условиями работы в конкретном
регионе, независимо от промоутерских попыток региональных и местных
администраций, проводя маркетинговое исследование (самостоятельно или
через специализированные консалтинговые компании).
Лучший эффект для обеих сторон дает пересечение намерений и информационных
потоков, когда информация о благоприятном инвестиционном климате и конкретных
условиях работы инвесторов на территории региона, исходящая от администрации,
дополняет и уточняет общие сведения о регионе, которые собраны и аккумулированы
инвестором.
Какую же информацию ищет инвестор и что в первую очередь должно быть
предложено ему муниципальной властью?
Конкурентные преимущества региона (муниципалитета) – доступно изложенный
перечень как субъективных, так и объективных возможностей региона, свидетельствующих
о перспективности данной территории для инвестора в качестве места для
реализации проекта. Подобный комплекс сведений разрабатывается структурами
власти на основании проведенной статистической и аналитической работы
по выявлению конкурентных преимуществ территории.
Эта информация является двухступенчатой: от муниципалитетов, составляющих
регион, и от администраций субъектов Федерации – и рассчитана на потенциальных
инвесторов независимо от специализации их деятельности. Информация о
конкурентных преимуществах особенно актуальна для инвестора на предварительном
этапе реализации инвестиционного процесса, если говорить о каком-то
конкретном проекте. И, вместе с тем, такая информация постоянно значима
и интересна для инвесторов, чье внимание приковано к России.
Технически эта информация может быть подготовлена и обнародована
многовариантно. Она включает: подробное описание преимуществ
территории на сайтах администрации субъекта РФ; печать специализированных
буклетов; выпуск иноязычных рекламно-информационных материалов – журналов,
брошюр, статей; участие в общественных акциях – круглых столах, симпозиумах,
международных конференциях и т. д. с последующими публикациями пост-релизов
по итогам мероприятий. Главным эффектом от использования этого информационного
инструмента является «перетягивание» неопределившегося с
территорией инвестора в свой регион (муниципалитет).
Информация о благоприятном налоговом климате в регионе состоит из соответствующих
нормативно-правовых актов, предоставляющих льготы инвесторам по уплате
ряда налогов. Эти акты публикуются в СМИ, в специальных сборниках, на
официальных интернет-порталах администрации. Кроме того, необходимо
давать как в прессе, так и в ходе различных презентационных, выставочных
мероприятий развернутые и ясные комментарии специалистов по практическому
применению тех или иных законов.
Составляющие системной конструкции, лежащей в основе понятия
«Информационная политика региона (муниципалитета)»:
· Использование информации в качестве средства для достижения
и поддержания конкурентоспособности данной территории в рамках локального,
регионального и глобального экономического пространства.
· Придание информационным процессам, обладающим свойством потенциальной
управляемости, определенной направленности, соответствующей целям и
долгосрочным интересам данной территории.
· Искусство упреждающей интерпретации важных событий и явлений на основе
активного использования информационных технологий и возможностей современных
информационных коммуникаций.
В основе информационной политики, обеспечивающей региональную, локальную
инвестиционную деятельность, лежит принцип, в соответствии с которым
нужная информация должна быть доставлена нужному адресату (инвестору)
в определенное время в необходимом количестве.
В Ленинградской области информационной поддержке инвестиционной
деятельности уделяют особое внимание.
Во многом результатом этого стали впечатляющие темпы прироста
объема инвестиций: (в 2004 году привлечено $2,5 млрд, в 2005 году –
2,7 млрд, за 11 месяцев 2006 года – 3,7 млрд). Объем инвестиций в основной
капитал за счет всех источников финансирования за прошлый год превысил
102,3 млрд руб., дав более чем 40%-й рост к предыдущему году.
Крупными и средними организациями в январе–ноябре инвестировано в строительство
81,3 млрд руб. (79,5% от общего объема инвестиций), или 146,6% к аналогичному
периоду 2005 года. За 11 месяцев т. г. по договорам строительного подряда
выполнено работ на сумму 45 638 млн руб. (в 1,8 раза больше соответствующего
периода 2005 года), в том числе крупными и средними организациями –
на 22 357 млн руб. (в 1,8 раза больше). Кроме того, организациями различных
видов деятельности выполнено хозяйственным способом строительно-монтажных
работ на 323 млн руб.
Тел. (812) 274-6430