Владеть или управлять – вот в чем вопрос
О владельческом контроле над бизнесом
Пока владелец бизнеса сам выполняет обязанности директора, его роль
как владельца может казаться незаметной. Но если владелец решил уйти
с должности руководителя, сразу встает вопрос о владельческом контроле
над бизнесом.
Когда директором фирмы становится наемный топ-менеджер, перед владельцем
встает задача сохранить контроль над своим бизнесом. Но вот какой силы
должен быть этот контроль и в каких формах он должен выражаться – однозначного
ответа на эти вопросы не существует.
Результатами своих исследований на эту тему с «СГХ» поделился президент
Центра владельческого контроля бизнеса действительный член НП «Консалтинг
Сибири» бизнес-консультант Николай Сычев из Новосибирска.
– В наших условиях «владелец бизнеса» – это должность!
И у этой должности есть свои «обязанности» – контроль бизнеса.
Организацией деятельности занимаются топ-менеджеры. И они
фактически могут претендовать на роль совладельцев, даже не имея доли
в собственности. Их роль может быть кратковременной, и они порой действуют,
исходя из своих временных интересов в бизнесе. Часто интересы топ-менеджеров
настолько расходятся с интересами собственников, что это вредит делу.
Чтобы оставаться владельцем бизнеса, собственнику необходимо выполнять
соответствующую работу, в противном случае его собственность может превратиться
в ничто.
Иногда владельцы думают, что достаточно просто разработать
систему показателей и следить с ее помощью за работой бизнеса. Если
показатели хорошие, то директора поощряют, если плохие – увольняют и
назначают нового. В принципе, это правильная последовательность, но
у нее есть несколько изъянов.
Во-первых, сам владелец перестает контролировать бизнес. Он контролирует
только директора.
Во-вторых, у нас сейчас мало людей, полностью готовых к руководству
компанией. Большинство менеджеров подготовлены к этому на 30–70%.
В-третьих, честолюбивые менеджеры не против завести свой собственный
бизнес или сделать руководство чужим бизнесом частью своей карьеры.
Некоторые владельцы к сбору и анализу показателей работы компании
добавляют проведение ревизий и проверок.
Но проблема в том, что при этом владелец узнает о результатах проверок
уже после того, как многие события произошли, и не может своевременно
отреагировать на них.
Владельческий контроль
Владельцу нужно контролировать весь бизнес, но нет необходимости контролировать
все в бизнесе, достаточно выделить «каркас». Для начала необходимо разработать
структуру и функции Отдела владельца и Регламент контроля бизнеса.
Отдел владельца – это подразделение, которое осуществляет владельческий
контроль бизнеса. Этот отдел подчиняется только владельцу бизнеса и
не подчиняется директору фирмы. В нем может работать только один сотрудник
– сам владелец, или он может привлечь помощников. Некоторые сотрудники
фирмы могут войти в состав этого отдела по совместительству с основной
работой.
Регламент контроля бизнеса – это типовые мероприятия, которые осуществляет
владелец для успешного контроля бизнеса. Мероприятия, входящие в регламент,
проводятся по всем важным направлениям работы бизнеса: результаты, сотрудники,
рынок, финансы и их использование, бизнес-проекты, производство, безопасность
и окружение фирмы, управление и роль владельца.
Например, в регламент могут входить такие действия, как:
· общение с «потерянными» клиентами о причинах их ухода к конкурентам;
· проверка разумности цен на закупаемое сырье;
· своевременное изъятие прибыли;
· формирование владельческого бюджета;
· проведение бухгалтерского аудита.
Содержание регламента зависит от специфики конкретного бизнеса и может
содержать примерно 10 страниц мероприятий. По оценкам владельцев бизнеса,
на осуществление грамотного контроля достаточно тратить примерно один
день в неделю.
Директор и владелец в одном лице
Иногда владельцы путают владельческий контроль с корпоративным управлением
и работой управляющих компаний. Корпоративное управление — это западная
методика «борьбы» акционеров с менеджерами за влияние на бизнес. Управляющая
компания — это инструмент управления несколькими бизнесами, тоже требующий
хорошего владельческого контроля. Зарубежный опыт показывает, что проблемы
владельческого контроля бизнеса там тоже решены не до конца.
Некоторые владельцы нашли выход в том, что сами исполняют роль топ-менеджеров.
Это создает у них иллюзию контроля. На самом деле они попадают под влияние
текущих проблем фирмы, подчиняя собственные интересы интересам своих
сотрудников. В этой ситуации прояснение обязанностей владельца и отделение
их от обязанностей директора особенно необходимо.
Следует заметить, что продвинутые топ-менеджеры тоже заинтересованы
в прояснении роли владельца бизнеса и своих взаимоотношений с ним. Это
помогает им упорядочить свою работу и получать лучшие результаты, а
также соответствующее вознаграждение.
Владельческий и управленческий контроль — это не только разные
виды работ, но и разные системы мышления. При этом мышление
управленца часто довлеет над мышлением владельца. Эту диспропорцию необходимо
устранить.
Прежде чем передавать компанию наемному руководителю, необходимо разработать
и поставить работу системы владельческого контроля бизнеса. Затем необходимо
бизнес правильно подготовить. Ведь то, что работало в руках одного человека,
может перестать работать в других руках только потому, что наемные сотрудники
могут не знать всех нюансов данного конкретного бизнеса.
С другой стороны
Как было сказано выше, вопрос о формах владельческого контроля бизнеса
тесно связан с проблемой взаимоотношений владельца и топ-менеджера.
Частично эта тема была затронута в интервью с генеральным директором
ЗАО «Петербургстрой-Сканска» Виталием Вотолевским в № 83 «СГХ», в котором
он отметил, что менеджер и собственник – это совершенно разные виды
деятельности.
– Не факт, что в России выгоднее совмещать функции собственника и управленца.
У собственника и менеджера интересы могут не совпадать. И только баланс
этих интересов может служить двигателем развития компании. Разделение
на собственников и менеджеров – это нормальное состояние бизнеса. Совмещение
этих функций воспринимается как исключение из правил. Оно больше характерно
для мелкого, частично среднего бизнеса, для так называемого семейного
бизнеса.
В условиях современной конкуренции, чтобы развить большой бизнес,
в него необходимо вовлечь большое количество игроков, что в принципе
исключает совмещение функций собственника и управленца…
Я не считаю, что любой менеджер должен обязательно становиться собственником.
Собственник – это уровень стратегического управления. Хотя в серьезных
компаниях собственники воспринимают топ-менеджеров если не как младших
партнеров, то как людей, вовлеченных в разработку стратегии.
Подготовила Наталья Соколова
От редакции
В 2007 году рубрика «топ-менеджмент» (с 2006 г. она стала
постоянной) продолжит обсуждение тем, связанных с деятельностью руководителей
высшего звена компаний. В рубрике будут представлены исследования консалтинговых
фирм, комментарии специалистов в области бизнес-образования, специалистов
тренинговых и рекрутинговых компаний, психологов, а также менеджеров-практиков.
Приглашаем руководителей к деловому разговору. Это позволит более
четко обозначать проблемы, с которыми сталкиваются топ-менеджеры в своей
работе, и находить пути их решения.