Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 91 февраль 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Владеть или управлять – вот в чем вопрос
О владельческом контроле над бизнесом

Пока владелец бизнеса сам выполняет обязанности директора, его роль как владельца может казаться незаметной. Но если владелец решил уйти с должности руководителя, сразу встает вопрос о владельческом контроле над бизнесом.

Когда директором фирмы становится наемный топ-менеджер, перед владельцем встает задача сохранить контроль над своим бизнесом. Но вот какой силы должен быть этот контроль и в каких формах он должен выражаться – однозначного ответа на эти вопросы не существует.

Результатами своих исследований на эту тему с «СГХ» поделился президент Центра владельческого контроля бизнеса действительный член НП «Консалтинг Сибири» бизнес-консультант Николай Сычев из Новосибирска.

– В наших условиях «владелец бизнеса» – это должность! И у этой должности есть свои «обязанности» – контроль бизнеса.
Организацией деятельности занимаются топ-менеджеры. И они фактически могут претендовать на роль совладельцев, даже не имея доли в собственности. Их роль может быть кратковременной, и они порой действуют, исходя из своих временных интересов в бизнесе. Часто интересы топ-менеджеров настолько расходятся с интересами собственников, что это вредит делу. Чтобы оставаться владельцем бизнеса, собственнику необходимо выполнять соответствующую работу, в противном случае его собственность может превратиться в ничто.

Иногда владельцы думают, что достаточно просто разработать систему показателей и следить с ее помощью за работой бизнеса. Если показатели хорошие, то директора поощряют, если плохие – увольняют и назначают нового. В принципе, это правильная последовательность, но у нее есть несколько изъянов.

Во-первых, сам владелец перестает контролировать бизнес. Он контролирует только директора.
Во-вторых, у нас сейчас мало людей, полностью готовых к руководству компанией. Большинство менеджеров подготовлены к этому на 30–70%.
В-третьих, честолюбивые менеджеры не против завести свой собственный бизнес или сделать руководство чужим бизнесом частью своей карьеры.

Некоторые владельцы к сбору и анализу показателей работы компании добавляют проведение ревизий и проверок.
Но проблема в том, что при этом владелец узнает о результатах проверок уже после того, как многие события произошли, и не может своевременно отреагировать на них.

Владельческий контроль

Владельцу нужно контролировать весь бизнес, но нет необходимости контролировать все в бизнесе, достаточно выделить «каркас». Для начала необходимо разработать структуру и функции Отдела владельца и Регламент контроля бизнеса.

Отдел владельца – это подразделение, которое осуществляет владельческий контроль бизнеса. Этот отдел подчиняется только владельцу бизнеса и не подчиняется директору фирмы. В нем может работать только один сотрудник – сам владелец, или он может привлечь помощников. Некоторые сотрудники фирмы могут войти в состав этого отдела по совместительству с основной работой.

Регламент контроля бизнеса – это типовые мероприятия, которые осуществляет владелец для успешного контроля бизнеса. Мероприятия, входящие в регламент, проводятся по всем важным направлениям работы бизнеса: результаты, сотрудники, рынок, финансы и их использование, бизнес-проекты, производство, безопасность и окружение фирмы, управление и роль владельца.

Например, в регламент могут входить такие действия, как:
· общение с «потерянными» клиентами о причинах их ухода к конкурентам;
· проверка разумности цен на закупаемое сырье;
· своевременное изъятие прибыли;
· формирование владельческого бюджета;
· проведение бухгалтерского аудита.

Содержание регламента зависит от специфики конкретного бизнеса и может содержать примерно 10 страниц мероприятий. По оценкам владельцев бизнеса, на осуществление грамотного контроля достаточно тратить примерно один день в неделю.

Директор и владелец в одном лице

Иногда владельцы путают владельческий контроль с корпоративным управлением и работой управляющих компаний. Корпоративное управление — это западная методика «борьбы» акционеров с менеджерами за влияние на бизнес. Управляющая компания — это инструмент управления несколькими бизнесами, тоже требующий хорошего владельческого контроля. Зарубежный опыт показывает, что проблемы владельческого контроля бизнеса там тоже решены не до конца.
Некоторые владельцы нашли выход в том, что сами исполняют роль топ-менеджеров. Это создает у них иллюзию контроля. На самом деле они попадают под влияние текущих проблем фирмы, подчиняя собственные интересы интересам своих сотрудников. В этой ситуации прояснение обязанностей владельца и отделение их от обязанностей директора особенно необходимо.

Следует заметить, что продвинутые топ-менеджеры тоже заинтересованы в прояснении роли владельца бизнеса и своих взаимоотношений с ним. Это помогает им упорядочить свою работу и получать лучшие результаты, а также соответствующее вознаграждение.
Владельческий и управленческий контроль — это не только разные виды работ, но и разные системы мышления. При этом мышление управленца часто довлеет над мышлением владельца. Эту диспропорцию необходимо устранить.

Прежде чем передавать компанию наемному руководителю, необходимо разработать и поставить работу системы владельческого контроля бизнеса. Затем необходимо бизнес правильно подготовить. Ведь то, что работало в руках одного человека, может перестать работать в других руках только потому, что наемные сотрудники могут не знать всех нюансов данного конкретного бизнеса.

С другой стороны

Как было сказано выше, вопрос о формах владельческого контроля бизнеса тесно связан с проблемой взаимоотношений владельца и топ-менеджера. Частично эта тема была затронута в интервью с генеральным директором ЗАО «Петербургстрой-Сканска» Виталием Вотолевским в № 83 «СГХ», в котором он отметил, что менеджер и собственник – это совершенно разные виды деятельности.

– Не факт, что в России выгоднее совмещать функции собственника и управленца. У собственника и менеджера интересы могут не совпадать. И только баланс этих интересов может служить двигателем развития компании. Разделение на собственников и менеджеров – это нормальное состояние бизнеса. Совмещение этих функций воспринимается как исключение из правил. Оно больше характерно для мелкого, частично среднего бизнеса, для так называемого семейного бизнеса.
В условиях современной конкуренции, чтобы развить большой бизнес, в него необходимо вовлечь большое количество игроков, что в принципе исключает совмещение функций собственника и управленца…
Я не считаю, что любой менеджер должен обязательно становиться собственником. Собственник – это уровень стратегического управления. Хотя в серьезных компаниях собственники воспринимают топ-менеджеров если не как младших партнеров, то как людей, вовлеченных в разработку стратегии.

Подготовила Наталья Соколова

От редакции
В 2007 году рубрика «топ-менеджмент» (с 2006 г. она стала постоянной) продолжит обсуждение тем, связанных с деятельностью руководителей высшего звена компаний. В рубрике будут представлены исследования консалтинговых фирм, комментарии специалистов в области бизнес-образования, специалистов тренинговых и рекрутинговых компаний, психологов, а также менеджеров-практиков.

Приглашаем руководителей к деловому разговору. Это позволит более четко обозначать проблемы, с которыми сталкиваются топ-менеджеры в своей работе, и находить пути их решения.



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна