Лавина новостроек
Окажутся ли они на «голодном пайке»?
По итогам минувшего года, цены на строительные материалы в России
возросли на 11%.
В Санкт-Петербурге этот показатель равен 40%.
ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ
Вспомнить
о былом заставляет вовсе не ностальгия по минувшему, а тот положительный
опыт, который игнорируется сегодня. Сейчас, как и двадцать лет назад,
основные стройматериалы производятся на предприятиях Ленинградской области.
Всеми видами транспорта они доставляются в Петербург и поступают на
строительные площадки города, на ДСК и предприятия стройиндустрии.
Прежде за развитие этой отрасли несли ответственность Главленстройматериалы.
Этот главк в плановом порядке развивал свои мощности, работая на среднюю
и отдаленную перспективу. Казалось бы, теперь, когда народное хозяйство
страны и регионов переходит на 3-летний бюджет, впору вернуться к такому
же подходу и в производстве стройматериалов.
Но в том-то и беда, что взяться за решение этой задачи… некому.
За два последних десятилетия все производственные мощности Главленстройматериалов
приватизированы. Частным собственникам принадлежат и все новые мощности
этой отрасли.
Естественно, этим определяется и частный интерес к производству стройматериалов
по всей их номенклатуре. Поэтому иногда неоправданно сдерживается развитие
старых и строительство новых предприятий – без них сбыт всей продукции
идет без конкуренции и по предельно высоким ценам.
К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕЛО
Начнем с положения со стройматериалами в России в целом. Начальник
экспертного управления президента Аркадий Дворкович заявляет, что через
1–1,5 года стране грозит дефицит строительных материалов. В ряде регионов
уже образовался дефицит стройматериалов. А поскольку их производство
сконцентрировано лишь в нескольких местах, транспортные издержки в некоторых
регионах достигли 25–30% от цены материалов. Нужда в высококачественных
стройматериалах в европейской части РФ на 30–50% от общей потребности
удовлетворяется за счет ввоза из-за рубежа. А за Уралом строительные
фирмы покупают материалы и цемент в Китае.
Таким образом, Россия вместо расширения собственного производства
инвестирует развитие предприятий за рубежом.
Первый вице-премьер Д. А. Медведев в резкой форме отчитал региональные
элиты, которые не заботятся о развитии стройиндустрии, что заметно влияет
на реализацию программы доступного жилья. Высокопоставленному чиновнику
вторит председатель Комитета Госдумы по промышленности и строительству
Мартин Шаккум. Он убежден, что объемы строительства сдерживаются сегодня
в основном бюрократическими барьерами.
В результате дефицит стройматериалов уже стал заметен и сохранится на
перспективу. Наше государство, подчеркивает депутат, начало массовые
вложения в инфраструктуру. Она оттягивает на себя значительную часть
стройматериалов. Мы собираемся строить десятки АЭС. А ведь на каждый
энергоблок надо 250–300 тыс. т цемента. То же с аэропортами, взлетно-посадочными
полосами и т. д.
КТО И ЧТО ПРОИЗВОДИТ
Санкт-Петербург и Ленинградская область за ближайшие 4 года могли
бы построить различных объектов на сумму более $92 млрд. Во всяком случае
таковы аппетиты зарубежных и отечественных инвесторов. А если учесть
возможную реконструкцию «хрущевок», то к этой сумме надо приплюсовать
еще 25 млрд долларов.
А ведь даже если стройматериалы по стоимости составят треть
всех расходов, их цена превысит $30 млрд! Выполнение такого
заказа предприятиям области и города не по силам. В ближайшие годы компании,
которые не имеют собственной производственной базы, столкнутся с серьезным
дефицитом стройматериалов.
Проиллюстрируем этот тезис на примере цемента. Мощности по его производству
уже в прошлом году были использованы на 100%. А по оценкам специалистов,
к 2010 г. ежегодные потребности цемента в России составят 85–90 млн
тонн. Для их обеспечения требуется инвестировать в отрасль 5–6 млрд
долларов. Фонды старых заводов изнашиваются. В том числе и в нашем регионе.
А где возникнут новые заводы? Такие мощности появятся в Сланцах. Первый
же завод станет производить 2,5 млн тонн в год. За ним построят еще
1-2 не менее крупных завода. Хотелось бы верить, что года через два
они начнут отгружать продукцию.
Но нет гарантии, что она поступит в распоряжение фирм Санкт-Петербурга
и Ленинградской области. А если прибалтийские строители предложат лучшую,
чем мы, цену? Скажете, туда далеко возить? Но ведь уже приходят
баржи с цементом на Неву из Китая. И это себя оправдывает. Не лучше
ли у той же страны купить готовые заводы? Их наш восточный сосед строит
по самой доступной в мире цене и с минимальной себестоимостью цемента.
А как обстоят дела с кирпичом? В корпорации «Петербургская недвижимость»
считают, что дефицита кирпича в Петербурге нет. Нет потому, что в соседних
регионах он дешевле. И он продается по такой низкой цене, что даже с
доставкой в Петербург обходится дешевле местного.
Вот еще один достоверный факт. В Москве и Московской области свыше 20
кирпичных заводов. Их мощности перекрывают спрос, да и конкуренция между
ними жесткая. Поэтому избытки его везут и в Северную столицу. А остальной
кирпич на Северо-Западе производят заводы Группы «ЛСР». И цена здесь
на 20% выше, чем в соседних регионах. Смягчит ли ситуацию строительство
единственного кирпичного завода той же группы?
Не знает ответа на этот вопрос и наш земляк, глава Минрегионразвития
В. А. Яковлев. Недавно он отметил, что особенно остро нехватку стройматериалов
застройщики почувствуют к 2008 г. Тогда спрос на бетон, цемент, кровельные
и стеновые материалы превысит предложение.
Яковлев не назвал точных объемов прогнозируемой нехватки материалов.
Но основные позиции, по которым возможен дефицит, министр выделил: цемент,
бетон, стеновые, кровельные и инертные материалы. Хорошо, что в этот
перечень не включены вода и воздух.
Тем не менее пора объективно оценивать сложившуюся в стройиндустрии
ситуацию: средний возраст машин и оборудования достиг 17 лет. А
изношенность основных фондов строительных предприятий страны достигла
54%. И самое печальное – ежегодное выбытие заводов уже превышает ввод
новых мощностей.
МЕСТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ ПОТЕСНЯТ
Мысль эта буквально носится в воздухе. А в нашем регионе процесс уже
пошел. Всем хорошо известны планы МИСК. Его приход был мотивирован необходимостью
реконструировать «хрущевки». Но этим москвичи занимаются чуть-чуть.
А вот строительство жилого квартала в Невском районе или гостиницы в
Петергофе идет полным ходом.
Заодно в Войсковицах Ленобласти союзник МИСК СУ-155 реконструировал
и расширил мощности местного ДСК. И он уже способен осваивать серьезные
территории в Петербурге.
Осуждать столичные компании за эту экспансию не хочется. То,
что не по силам местным фирмам, будут выполнять иногородние. Как
это происходит на глазах у всех на углу Невского проспекта и улицы Восстания.
Там на подряде у финской фирмы «Стокман» вовсю развернулась
компания с мировой репутацией «Китай-строй».
Если этих примеров мало, вспомним «Балтийскую жемчужину», фирму «Рюрик»,
две израильские компании, возведение трех китайских объектов в Ленобласти
и т. д. А что же делает отечественный производитель? Частнику не прикажешь.
Он работает там, где ему выгоднее и удобнее.
Да и питерские строители осваивают территории в Москве, в других регионах
России, в предместьях Парижа и соседней с нами Финляндии, пробиться
куда не каждому по силам.
Идет объективный процесс – с законами рынка не поспоришь. Их можно только
изучить и извлекать из этого прибыль на территории, устраивающей бизнес.
ВЫБРАТЬ ЕДИНЫЙ КУРС
Поскольку к прошлому возврата нет, строительному комплексу Санкт-Петербурга
и Ленинградской области предстоит, не откладывая на будущее, определиться,
как жить и работать дальше. Речь вовсе не идет об обязательном слиянии
двух субъектов РФ в один. Ведь смогли же объединить свои усилия в этом
направлении Москва и Московская область. У них в основу действий положены
не догадки и предположения, а выверенные расчеты.
– Мы осуществляем долгосрочное планирование развития бизнеса,
учитывающее потенциальные риски, к которым относятся и перебои с поставками
стройматериалов, – говорит один из специалистов.
Порадовавшись за судьбу столичного комплекса, перенесемся на берега
Невы. Заслужив достаточно высокие международные рейтинги, мы пока не
всегда соответствуем им в повседневной практике. Мощностей по производству
стройматериалов у нас уже не хватает. Но еще острее потребность в них
возрастает на фоне инвестиционного прорыва в наши регионы.
И если их власти не будут адекватно реагировать на это обстоятельство,
то последствия этого могут быть печальными. Во-первых, инвесторы
не получат необходимой поддержки от местных производителей стройматериалов.
А во-вторых, они могут изменить свои намерения и переадресуют свой бизнес
в более подходящие регионы. Но ведь не это является целью нашего сотрудничества
со сторонними инвесторами…
Уж если мы наприглашали их из разных стран и регионов, то, как хозяева,
должны обеспечить не только законодательными льготами, но и соответствующими
строительными материалами. Тем более что, по мнению руководителя Федерального
агентства по строительству и ЖКХ С. Круглика, в среднем 70–80% отечественных
строительных материалов выпускается на уровне лучших зарубежных образцов.
Валентин Воронов