Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 91 февраль 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Лавина новостроек
Окажутся ли они на «голодном пайке»?

По итогам минувшего года, цены на строительные материалы в России возросли на 11%.
В Санкт-Петербурге этот показатель равен 40%.

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Вспомнить о былом заставляет вовсе не ностальгия по минувшему, а тот положительный опыт, который игнорируется сегодня. Сейчас, как и двадцать лет назад, основные стройматериалы производятся на предприятиях Ленинградской области. Всеми видами транспорта они доставляются в Петербург и поступают на строительные площадки города, на ДСК и предприятия стройиндустрии.

Прежде за развитие этой отрасли несли ответственность Главленстройматериалы. Этот главк в плановом порядке развивал свои мощности, работая на среднюю и отдаленную перспективу. Казалось бы, теперь, когда народное хозяйство страны и регионов переходит на 3-летний бюджет, впору вернуться к такому же подходу и в производстве стройматериалов.
Но в том-то и беда, что взяться за решение этой задачи… некому. За два последних десятилетия все производственные мощности Главленстройматериалов приватизированы. Частным собственникам принадлежат и все новые мощности этой отрасли.
Естественно, этим определяется и частный интерес к производству стройматериалов по всей их номенклатуре. Поэтому иногда неоправданно сдерживается развитие старых и строительство новых предприятий – без них сбыт всей продукции идет без конкуренции и по предельно высоким ценам.

К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕЛО

Начнем с положения со стройматериалами в России в целом. Начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович заявляет, что через 1–1,5 года стране грозит дефицит строительных материалов. В ряде регионов уже образовался дефицит стройматериалов. А поскольку их производство сконцентрировано лишь в нескольких местах, транспортные издержки в некоторых регионах достигли 25–30% от цены материалов. Нужда в высококачественных стройматериалах в европейской части РФ на 30–50% от общей потребности удовлетворяется за счет ввоза из-за рубежа. А за Уралом строительные фирмы покупают материалы и цемент в Китае.
Таким образом, Россия вместо расширения собственного производства инвестирует развитие предприятий за рубежом.
Первый вице-премьер Д. А. Медведев в резкой форме отчитал региональные элиты, которые не заботятся о развитии стройиндустрии, что заметно влияет на реализацию программы доступного жилья. Высокопоставленному чиновнику вторит председатель Комитета Госдумы по промышленности и строительству Мартин Шаккум. Он убежден, что объемы строительства сдерживаются сегодня в основном бюрократическими барьерами.
В результате дефицит стройматериалов уже стал заметен и сохранится на перспективу. Наше государство, подчеркивает депутат, начало массовые вложения в инфраструктуру. Она оттягивает на себя значительную часть стройматериалов. Мы собираемся строить десятки АЭС. А ведь на каждый энергоблок надо 250–300 тыс. т цемента. То же с аэропортами, взлетно-посадочными полосами и т. д.

КТО И ЧТО ПРОИЗВОДИТ

Санкт-Петербург и Ленинградская область за ближайшие 4 года могли бы построить различных объектов на сумму более $92 млрд. Во всяком случае таковы аппетиты зарубежных и отечественных инвесторов. А если учесть возможную реконструкцию «хрущевок», то к этой сумме надо приплюсовать еще 25 млрд долларов.

А ведь даже если стройматериалы по стоимости составят треть всех расходов, их цена превысит $30 млрд! Выполнение такого заказа предприятиям области и города не по силам. В ближайшие годы компании, которые не имеют собственной производственной базы, столкнутся с серьезным дефицитом стройматериалов.
Проиллюстрируем этот тезис на примере цемента. Мощности по его производству уже в прошлом году были использованы на 100%. А по оценкам специалистов, к 2010 г. ежегодные потребности цемента в России составят 85–90 млн тонн. Для их обеспечения требуется инвестировать в отрасль 5–6 млрд долларов. Фонды старых заводов изнашиваются. В том числе и в нашем регионе.
А где возникнут новые заводы? Такие мощности появятся в Сланцах. Первый же завод станет производить 2,5 млн тонн в год. За ним построят еще 1-2 не менее крупных завода. Хотелось бы верить, что года через два они начнут отгружать продукцию.

Но нет гарантии, что она поступит в распоряжение фирм Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А если прибалтийские строители предложат лучшую, чем мы, цену? Скажете, туда далеко возить? Но ведь уже приходят баржи с цементом на Неву из Китая. И это себя оправдывает. Не лучше ли у той же страны купить готовые заводы? Их наш восточный сосед строит по самой доступной в мире цене и с минимальной себестоимостью цемента.

А как обстоят дела с кирпичом? В корпорации «Петербургская недвижимость» считают, что дефицита кирпича в Петербурге нет. Нет потому, что в соседних регионах он дешевле. И он продается по такой низкой цене, что даже с доставкой в Петербург обходится дешевле местного.
Вот еще один достоверный факт. В Москве и Московской области свыше 20 кирпичных заводов. Их мощности перекрывают спрос, да и конкуренция между ними жесткая. Поэтому избытки его везут и в Северную столицу. А остальной кирпич на Северо-Западе производят заводы Группы «ЛСР». И цена здесь на 20% выше, чем в соседних регионах. Смягчит ли ситуацию строительство единственного кирпичного завода той же группы?
Не знает ответа на этот вопрос и наш земляк, глава Минрегионразвития В. А. Яковлев. Недавно он отметил, что особенно остро нехватку стройматериалов застройщики почувствуют к 2008 г. Тогда спрос на бетон, цемент, кровельные и стеновые материалы превысит предложение.
Яковлев не назвал точных объемов прогнозируемой нехватки материалов. Но основные позиции, по которым возможен дефицит, министр выделил: цемент, бетон, стеновые, кровельные и инертные материалы. Хорошо, что в этот перечень не включены вода и воздух.
Тем не менее пора объективно оценивать сложившуюся в стройиндустрии ситуацию: средний возраст машин и оборудования достиг 17 лет. А изношенность основных фондов строительных предприятий страны достигла 54%. И самое печальное – ежегодное выбытие заводов уже превышает ввод новых мощностей.

МЕСТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ ПОТЕСНЯТ

Мысль эта буквально носится в воздухе. А в нашем регионе процесс уже пошел. Всем хорошо известны планы МИСК. Его приход был мотивирован необходимостью реконструировать «хрущевки». Но этим москвичи занимаются чуть-чуть. А вот строительство жилого квартала в Невском районе или гостиницы в Петергофе идет полным ходом.
Заодно в Войсковицах Ленобласти союзник МИСК СУ-155 реконструировал и расширил мощности местного ДСК. И он уже способен осваивать серьезные территории в Петербурге.

Осуждать столичные компании за эту экспансию не хочется. То, что не по силам местным фирмам, будут выполнять иногородние. Как это происходит на глазах у всех на углу Невского проспекта и улицы Восстания. Там на подряде у финской фирмы «Стокман» вовсю развернулась компания с мировой репутацией «Китай-строй».
Если этих примеров мало, вспомним «Балтийскую жемчужину», фирму «Рюрик», две израильские компании, возведение трех китайских объектов в Ленобласти и т. д. А что же делает отечественный производитель? Частнику не прикажешь. Он работает там, где ему выгоднее и удобнее.
Да и питерские строители осваивают территории в Москве, в других регионах России, в предместьях Парижа и соседней с нами Финляндии, пробиться куда не каждому по силам.
Идет объективный процесс – с законами рынка не поспоришь. Их можно только изучить и извлекать из этого прибыль на территории, устраивающей бизнес.

ВЫБРАТЬ ЕДИНЫЙ КУРС

Поскольку к прошлому возврата нет, строительному комплексу Санкт-Петербурга и Ленинградской области предстоит, не откладывая на будущее, определиться, как жить и работать дальше. Речь вовсе не идет об обязательном слиянии двух субъектов РФ в один. Ведь смогли же объединить свои усилия в этом направлении Москва и Московская область. У них в основу действий положены не догадки и предположения, а выверенные расчеты.
– Мы осуществляем долгосрочное планирование развития бизнеса, учитывающее потенциальные риски, к которым относятся и перебои с поставками стройматериалов, – говорит один из специалистов.

Порадовавшись за судьбу столичного комплекса, перенесемся на берега Невы. Заслужив достаточно высокие международные рейтинги, мы пока не всегда соответствуем им в повседневной практике. Мощностей по производству стройматериалов у нас уже не хватает. Но еще острее потребность в них возрастает на фоне инвестиционного прорыва в наши регионы.

И если их власти не будут адекватно реагировать на это обстоятельство, то последствия этого могут быть печальными. Во-первых, инвесторы не получат необходимой поддержки от местных производителей стройматериалов. А во-вторых, они могут изменить свои намерения и переадресуют свой бизнес в более подходящие регионы. Но ведь не это является целью нашего сотрудничества со сторонними инвесторами…

Уж если мы наприглашали их из разных стран и регионов, то, как хозяева, должны обеспечить не только законодательными льготами, но и соответствующими строительными материалами. Тем более что, по мнению руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ С. Круглика, в среднем 70–80% отечественных строительных материалов выпускается на уровне лучших зарубежных образцов.

Валентин Воронов



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна