Частный капитал выходит в лидеры
Новые задачи строительного комплекса
Существует много методик определения эффективности инвестиций. В Ленобласти
критерием является объем привлеченного капитала из расчета на душу населения.
В 2006 г. регион занимал по этому показателю четвертое место в России.
И в 1,5 раза превышал аналогичный показатель по стране.
Сегодня
у нас в гостях вице-губернатор, председатель Комитета экономического
развития Ленинградской области Г. В. Двас.
– Григорий Викторович, в пополнении доходов бюджета Ленобласти
все большую роль играют инвестиции. Сохраняется ли тенденция их роста?
– Инвестиции интересуют нас не сами по себе, а тем, как с их помощью
решаются конкретные задачи. Среди них создание новых рабочих мест, использование
природных ресурсов территории и повышение эффективности производства
за счет обновления основных средств. На этой основе и строится политика
региона.
– Еще недавно мы радовались нарастанию инвестиций из-за
рубежа. Имеет ли это значение сейчас?
– Имеет, но не является определяющим. В процентном отношении их величина
сократилась вдвое – до трети всех инвестиций региона. Но абсолютный
показатель продолжает увеличиваться.
Около 60% достигает частный отечественный капитал, что не может
не радовать. 7–8% составляют бюджетные ассигнования.
Вопросы размещения новых инвестиций всесторонне рассматриваются на
заседаниях Межведомственной комиссии по размещению производительных
сил на территории Ленинградской области (МВК). В минувшем году прошло
6 ее заседаний. На них приняты положительные решения по более чем 30
объектам.
Среди них строительство лесопильного завода в районе деревни Чудцы Бокситогорского
района, завода по глубокой переработке древесины в городе Любань Тосненского
района.
Определена судьба многофункционального логистического комплекса класса
«А» в районе деревни Новосаратовка Всеволожского района. Положительно
решен вопрос о размещении Усть-Лужской портовой базы в морском торговом
порту Усть-Луга на территории Кингисеппского муниципального района.
954 млн руб. – объем капитальных вложений в объекты портовой
базы.
Упомяну также строительство нефтехимического распределительно-перегрузочного
терминала в районе морского торгового порта «Высоцк» в Выборгском районе.
Появится и завод прямогонных топлив на территории юго-западной промзоны
города Волхова. А компания ООО «Цемент» подала декларацию о намерениях
строительства завода по производству цемента на территории муниципального
образования «Сланцевский муниципальный район». Фирма ЗАО «Победа ЛСР»
собирается построить завод по выпуску лицевого кирпича и эффективных
керамических изделий на территории МО «Кировский муниципальный район»
и т. д.
Есть проекты зарубежных инвесторов. Назову три объекта общей стоимостью
примерно в $200 млн, которые инвестируют иностранцы. Это стекольный
завод в Киришах, сборочное производство бытовой техники во Всеволожске
и завод по производству пластиковых труб большого диаметра в Тосно.
Все они инициированы китайской стороной, и мы их с удовольствием разместили
в области.
– Григорий Викторович, как все это возводить, если нет
достаточного количества строителей?
– Ситуация у нас не такая печальная, как кажется на первый взгляд. И
связано это с тем, что есть большая диспропорция в трудовой миграции
между городом и областью. Ежедневно около 230 тыс. человек едут на работу
в Санкт-Петербург и до 50 тыс. – в область. Разница в 150–180 тыс. человек
в пользу города.
Это наш резерв, который покроет недостатки в трудовых резервах.
Если мы предоставим этим людям хорошие рабочие места.
Мы обеспечим их работой поблизости от места проживания. Да еще на конкурентоспособных
по зарплате и с современными технологиями заводах. Практика последних
лет эту тенденцию подтверждает. Особенно если руководители предприятий
подбирают и готовят себе персонал заранее – параллельно со строительством.
Они не испытывают серьезных проблем с подготовкой рабочих кадров.
Со своей стороны мы должны проводить свою политику и готовить
специалистов. Делать это предстоит в профессиональных учреждениях
начального, а также среднего и высшего образования по всем востребованным
специальностям.
– Но ведь в городе платят больше?
– Это заблуждение. Зарплата в области зачастую выше, чем в Санкт-Петербурге,
или незначительно уступает ей в промышленности, но превосходит в строительстве.
– А правильно организованная миграция что-то даст?
– Кардинально вопрос она не решит, и рассчитывать надо на собственные
резервы. Привлекая трудовых мигрантов, мы тем самым вынуждены тут же
решать огромное множество социальных вопросов. Мы ни от кого не отказываемся,
но не считаем, что нужно стимулировать трудовую миграцию. И тем более
– зарубежную.
– Это относится и к «китайским» проектам?
– Не ко всем. На строительство стекольного завода в Киришах решено привлечь
китайских специалистов среднего звена. Они будут работать, как у нас
говорят, на линии – им предстоит отвечать за технологический процесс.
А мы со своей стороны обязались предоставить часть жилого дома для работников
завода. В двух других проектах китайские специалисты будут представлены
меньше.
– Питерские строители перебираются в область?
– Этот процесс носит пока механистичный характер. Регистрация фирм происходит
– многие из них считают, что в таком случае у них выше шансы для побед
в конкурсах на получение подрядов на строительство. Однако серьезного
роста потенциала пока нет. Хотя в качестве первого шага и это неплохо.
Но необходимо, чтобы это сопровождалось появлением реальных строительных
мощностей.
– Есть и еще одна проблема – уже сейчас ощущается острая
нехватка стройматериалов...
– Инвестиции в обоих регионах быстро растут. Большинство
стройматериалов производится у нас в области, и их действительно не
хватает. Намечены пути преодоления этого отставания. Но решающий перелом
по большинству позиций будет. И в первую очередь – по цементу на новых
мощностях в Сланцах. Там появится не менее двух крупных заводов.
Замечу, что инвестициями в стройматериалы занимаемся не мы, а частный
бизнес. Сейчас он достаточно эффективно действует в этом направлении.
Нашей помощи в поисках инвесторов для этого не требуется.
– На что же в строительстве расходуются около 10% из областного
бюджета?
– В ряде случаев мы выступаем поручителями по кредитам для нового строительства
и расширения существующих мощностей. Но это скорее исключение, чем правило.
Значительно шире используются государственные средства для создания
инженерной инфраструктуры под новые предприятия различного назначения.
Кроме того, у нас в разной стадии готовности насчитывается 19 промзон.
Возможно, со временем часть инвестиций из бюджета пойдет на создание
инженерной инфраструктуры и в жилищном строительстве.
Эти средства поступят из инвестиционного фонда Ленобласти. Разработка
положения о нем завершается. И на ближайшие 2 года основным направлением
станет реализация проектов инженерной подготовки территорий под дальнейшее
строительство.
– Но не в зоне КАД?
– Туда выделять ничего не нужно – от инвесторов нет отбоя. Но у нас
есть территории, которые в силу ряда обстоятельств уже достаточно конкурентоспособны
для инвесторов. И там больше не требуется дополнительная стимуляция
– льготирование проектов. Но немало территорий, для инвестиций практически
не приспособленных.
В связи с этим уже с января 2008 г. мы будем предоставлять льготы для
застройщиков только в отдельных зонах области. В тех местах, которые
нуждаются в такой поддержке. Даже в пригородном Всеволожском районе
есть такая «глубинка», как поселок Стеклянный.
Зоны эти еще не окончательно определены, участки уточняются. Мы должны
до 1 июля эту работу завершить. И там сохранятся льготы, которые предусмотрены
законодательством.
– Григорий Викторович, вопросы о способностях строительного
комплекса вызваны тем, что в Петербурге и области заявлены проекты,
требующие на реализацию не менее 94 млрд долларов до 2010 г. включительно…
– За 4 года их освоить не реально!
– Но эти показатели почерпнуты из совершенно открытых источников…
– В любом случае обоим регионам надо приложить максимальные
усилия для того, чтобы выполнить все реальные объекты.
– В этом отношении возрастающая роль принадлежит логистике.
И прежде всего в Ленинградской области с ее уникальным географическим
положением.
– С начала этого века в области создана и продолжает развиваться система
портов Ленинградской области. А нефтяной порт в Приморске стал крупнейшим
в России. И уже готовится проектная документация для почти двукратного
его увеличения.
– А есть в регионе единая логистическая программа?
– Нет, но создается единая кольцевая автодорога на основе бывшей «бетонки».
Она идет от поселка Морозова, через Матоксу и Васкелово с выходом на
Зеленогорск. И будет продублирована железной дорогой через Неву с выходом
на Приозерское направление. От Лосева она поворачивает на Житково и
далее на Выборг.
– Кто инвестирует работы на таких магистралях?
– РЖД выделяет около 10 млрд руб. Свой вклад вносят и частные инвесторы
– «Лукойл» и «Транснефть». Что же касается бетонки, то, полагаю, инвесторов
тут хватит. Эта дорога самим фактом своего существования уже вызывает
их интерес.
– Будет ли развиваться малоэтажное строительство из дерева
в Ленинградской области?
– Безусловно. Сегодня это один из наиболее востребованных видов продукции
деревопереработки. Замечу, что себестоимость 1 кв. м самого строительства
у нас меньше, чем стоимость инфраструктуры. Применение древесины не
столь принципиально для определения рыночной цены. Но дерева у нас много,
и грех от него отказываться.
Беседовал Валентин Воронов
Тел. 274-6430