Новые маршруты и старые «маршрутки»
Пассажирские перевозки: проблемы и перспективы
В 2007 году в Петербурге появится около 10 новых социальных маршрутов.
В то же время продолжится работа, направленная на упорядочение обслуживания
коммерческих маршрутов. Например, автобусы, работающие на этих линиях,
будут останавливаться не по требованию, а только в предназначенных для
этого местах.
О
том, как будет развиваться общественный транспорт города в ближайшем
будущем, рассказывает начальник отдела организации пассажирских перевозок
Комитета по транспорту правительства Санкт-Петербурга Кирилл Петренко.
– Сегодня пассажирская сеть города испытывает нехватку автобусов большой
вместимости. Дефицит составляет минимум 700 единиц. Одним из способов
решения этой проблемы является привлечение частных инвестиций в сферу
пассажирских маршрутных перевозок за счет новых принципов проведения
конкурсов на право обслуживания коммерческих и социальных маршрутов.
По итогам проведенного в конце 2005 г. конкурса частные компании-перевозчики
приобрели 700 автобусов большой вместимости для обслуживания социальных
маршрутов в 2006–2010 годах.
Такое серьезное обновление и пополнение транспортного парка
произошло впервые за 15 лет. В результате проведения конкурса
в этом году удалось на 30% увеличить количество автобусов, выпускаемых
ежедневно на социальные линии. Если на начало года емкость данной сети
составляла 1200 автобусов, то сегодня достигнут показатель 1750 единиц.
– Кирилл Анатольевич, как в перспективе будет решаться
вопрос обновления парка маршрутного транспорта?
– В течение ближайших 3–4 лет мы планируем достичь показателя начала
90-х годов, когда на социальных маршрутах города работало 2,5 тыс. автобусов
большой вместимости, а также осуществить процесс постепенного перевода
ряда маршрутов из так называемых «коммерческих» в «социальные». Одной
из стратегических целей реформирования системы пассажирских перевозок
является постепенный отказ от указанного деления маршрутов. При этом
изменения должны затронуть механизмы планирования, оптимизации маршрутной
сети и финансирования перевозок.
Руководствуясь стандартами транспортного обеспечения мегаполиса, каковым
является Санкт-Петербург, основной приоритет в области социальных перевозок
мы отдаем подвижному составу большой и особо большой вместимости. На
коммерческих же маршрутах сегодня делаем ставку на автобусы средней
вместимости и постепенный отказ от использования маломестных «газелей».
Мы не можем их запретить, но можем на конкурсе выдвинуть определенные
требования к обслуживанию маршрутов. В этом году на коммерческих маршрутах
предпочтение будет отдаваться автобусам вместимостью 22–30 посадочных
мест.
Вопросы закупки особо больших автобусов (так называемых «сочлененных»)
и приобретения появившихся в последнее время на рынке трехосных вместительных
автобусов, скорей всего, будет решать город. Частные компании
еще не готовы закупать столь дорогостоящую технику.
– Будет ли продолжена корректировка маршрутной транспортной
сети?
– Коммерческую маршрутную сеть мы не предполагаем развивать, а социальную
– намерены расширить. ГУП «Пассажиравтотранс» будет предложено организовать
перевозки на нескольких новых социальных маршрутах. В частности, в Адмиралтейском,
Выборгском, Калининском, Красносельском и Приморском районах. Новые
маршруты будут вводиться в 2007 году по мере готовности остановочных
пунктов, пешеходных переходов, установки необходимых технических средств
организации дорожного движения.
Мы идем по пути увеличения выпуска автобусов на существующие маршруты
и сокращения интервалов движения.
– По какой схеме будет проводиться новый тендер на обслуживание
социальных и коммерческих маршрутов?
– Конкурс будет проходить по отработанным принципам, в одном лоте будут
совмещены коммерческие и социальные маршруты: в среднем на 5 автобусов
социальных 25–30 коммерческих.
Причем на стадии конкурса перевозчику достаточно будет иметь 30% необходимого
количества транспортных средств (больших и средних автобусов). Если
компания победит, у нее будет два месяца, чтобы доукомплектовать автобусами
свой парк.
В ходе очередного конкурса мы планируем привлечь частных инвесторов
(компании-перевозчики) к приобретению еще порядка 80 новых автобусов
большой и 500 автобусов средней вместимости.
По итогам прошлогоднего конкурса 38 компаний-перевозчиков остались
не у дел. Мы не стремимся к тому, чтобы эти компании ушли с рынка. Главная
цель конкурса – не удалить с рынка некоторых перевозчиков, а оптимизировать
работу социальных маршрутов и привлечь инвестиции в обновление подвижного
состава.
В поисках компромиссных вариантов сохранения позиций на рынке любая
не прошедшая конкурс компания имеет возможность сдать свои транспортные
средства вместе с водительскими экипажами в аренду компании, прошедшей
конкурсный отбор. Сегодня такая форма сотрудничества уже существует.
Комитет по транспорту совместно с Северо-Западным управлением государственного
автодорожного надзора принял решение об обязательной регистрации всех
договоров аренды между перевозчиками.
Однако около 30% проигравших перевозчиков предпочитают работать нелегально.
В апреле в закон Санкт-Петербурга о наземном пассажирском транспорте
общего пользования внесено дополнение, которое устанавливает механизм
привлечения перевозчиков к административной ответственности. С начала
работы по реализации новых положений закона выявлено более 100 случаев
правонарушений.
– Серьезные нарекания вызывает работа «маршруток-газелей»,
это и опасная езда, несоблюдение ПДД, квалификация водителей… Будет
ли наведен порядок в работе этих транспортных средств?
– Мы будем настаивать, чтобы маршрутки производили посадку-высадку пассажиров
только на остановках общественного транспорта. Это, кстати, и требование
федеральных нормативных правовых актов в отношении маршрутов регулярного
сообщения. Конечно, мы не надеемся, что новая система заработает сразу,
но требование такое будет. За его невыполнение перевозчик может быть
привлечен к административной ответственности, так как факт нарушения
попадает под невыполнение условий лицензирования по данному виду деятельности.
Кроме того, возможна приостановка деятельности самой лицензии, но только
по решению суда. Это требование будет также отражено в условиях договора
с Комитетом по транспорту.
– Какие инвестиционные проекты планируется реализовать
в области общественного транспорта?
– Во-первых, развитие метрополитена. В этом году будет введена станция
«Парнасская». Приоритетным проектом в области метростроения на ближайшие
годы является Фрунзенский радиус.
На стадии обоснования инвестиций и проектирования находится
проект надземного экспресса. Его трасса предположительно пройдет
от комплекса «Балтийская жемчужина» в направлении проспекта Ветеранов,
Купчино и Обухово, то есть в какой-то степени компенсирует отсутствие
кольцевой линии метро. Сейчас идет анализ предложений по применению
наиболее эффективного подвижного состава в этом проекте.
Одним из основных как бюджетных, так и инвестиционных проектов является
создание автоматизированной системы управления пассажирским транспортом
и введение системы электронных платежей за проезд на базе бесконтактных
электронных карт. Реализация проекта начата, а получение первых ощутимых
результатов от внедрения возможно уже в конце 2007 года.
Обсуждается проект по привлечению частного инвестора в сектор троллейбусных
перевозок. Рассматриваются предложения ведущих международных сетевых
операторов по перевозке пассажиров на предмет их прихода на наш рынок.
Будет ли это оператор в сфере автобусных перевозок либо в сфере электротранспорта,
пока сказать сложно.
Беседовала Наталья Соколова
Тел. (812) 576-5510