По новым стандартам
Приморский проспект: восемь лет без ремонта
Приморский проспект – одна из парадных магистралей Петербурга. Когда
в середине 90-х годов город начал приводить в порядок дороги, здесь
была сосредоточена самая передовая дорожная техника и использованы самые
современные материалы.
Ю. Цюман:
«При строительстве дорог нужно просчитывать не только стоимость
в момент создания объекта, но и суммарный экономический эффект от его
эксплуатации».
– Когда в 1996 году ЗАО «ВАД» вышло на ремонт Приморского проспекта,
это не была совсем «убитая» трасса, – рассказывает прораб ЗАО «ВАД»
Юрий Цюман. – Учитывая особый статус магистрали, так называемой «правительственной»
трассы, ее старались хоть как-то поддерживать. Хотя до современной дороги
европейского уровня ей было очень далеко.
Давно известно, что при строительстве дорог нужно просчитывать не только
стоимость в момент создания объекта, но и суммарный экономический эффект
от его эксплуатации. Лучше один раз потратить большие деньги на качественный
ремонт дороги, чем потом многократно переплачивать за переделки и нести
убытки от снижения пропускной способности. В те годы правительством
города было принято грамотное и своевременное решение – не экономить
на качестве материалов и работ.
Когда наступила очередь Приморского проспекта, было решено отфрезеровать
трассу и уложить асфальтобетонную смесь не в 2, а в 3 слоя.
Разумеется, использование современных материалов предполагает и использование
современной техники. Можно сказать, что на Приморском мы как следует
«обкатали» новые дорогостоящие асфальтоукладчики, фрезы. До того времени
их использование носило единичный характер. Здесь качественная техника
доказала свою эффективность в производстве больших объемов работ. Отлично
зарекомендовали себя немецкие широкозахватные асфальтоукладчики Vogele
и катки Bomag, а также шведские катки Dynapac .
Уже тогда стало ясно, что время примитивных дорожных машин безвозвратно
ушло. Новые стандарты требуют нового подхода во всем.
Кроме того, мы были поставлены в достаточно жесткие временные рамки.
Поэтому важную роль сыграла грамотная организация рабочего процесса.
Любой простой оборачивался потерей времени и нарушением технологии производства
работ. Менее чем за месяц дорожные одежды Приморского проспекта были
заменены. Нашим партнером на этом объекте выступало ОАО «АБЗ-1». Они
поставляли самые современные для того времени материалы: высококачественный
финский битум, полимерные добавки, асфальтобетонную смесь на габброидных
породах.
В результате Приморский проспект 8 лет выдерживал увеличивавшиеся с
каждым годом нагрузки. Со временем появилась колейность, вызванная естественной
истираемостью верхнего слоя, но вложенные затраты он оправдал сполна.
Мнение специалиста
Заместитель генерального директора по качеству ОАО «АБЗ-1»
Тамара Широкова:
– Качество любой дороги определяется точным соблюдением технологии,
применением передовых дорогостоящих материалов и использованием современной
техники. В 1996 году при ремонте Приморского проспекта использовалась
асфальтобетонная смесь на габбро-диаритах. Габброидные материалы отлично
зарекомендовали себя в условиях наших дорог. Они применяются в Петербурге
с 1992 года. Практически все магистрали, построенные с их применением,
выдерживают колоссальные нагрузки.
Однако в последние годы наметилась тревожная тенденция возврата к старому.
Все чаще дорожные организации заказывают асфальтобетонные смеси на основе
кислых горных пород.
Это обусловлено стремлением сэкономить на стоимости материалов. Однако
в итоге оборачивается для города серьезными убытками. Особенно большой
объем таких работ был выполнен к 300-летию Петербурга. И мы уже начинаем
поджинать плоды такой «экономии».
Чтобы воспринимать современные нагрузки, наши магистрали нуждаются
в новых видах асфальтобетонных смесей. Традиционный асфальтобетон ГОСТа
9128-97 уже исчерпал свои прочностные возможности. И такие материалы
есть, их применение обусловлено новыми требованиями эффективности дорожного
строительства. К сожалению, принцип количества сегодня преобладает над
принципом качества.
Елена Рачкова
Тел. 328-8980