Еще раз о лизинге
Новые финансовые технологии приживаются с трудом
25 октября на Урале прошла конференция «Лизинговые операции для приобретения
оборудования, транспорта, недвижимости». Специалисты Северо-Запада на
ней не выступали, но обсуждаемые вопросы актуальны и в нашем регионе.
Популярность лизинговых операций возрастает год от года, растет число
банков и финансовых компаний, специализирующихся на предоставлении услуг
лизинга автотранспорта, оборудования, коммерческой недвижимости. Однако
суть лизинговых сделок по-прежнему остается туманной для руководителей
многих малых и средних предприятий, масштабы бизнеса которых не позволяют
им рассчитывать на получение банковской ссуды.
$6–7 млрд – общий объем услуг, предоставляемый российскими
лизинговыми компаниями.
– Лизинг – это финансовый инструмент, который в настоящее время недооценен
предпринимателями как эффективный и малозатратный путь развития бизнеса,
– полагает начальник отдела лизинговых операций Уральского банка реконструкции
и развития Сергей Мельцов. – В советское время понятия
дотируемой государством финансовой аренды, чем, собственно, и является
лизинг, не существовало. И сегодня лизинговые схемы используются крайне
редко: с помощью лизинга обновляется не более 5% основных фондов предприятий,
тогда как в странах Европы и в США этот показатель достигает 50%. И
это несмотря на то, что производственное оборудование и корпоративные
автопарки в нашей стране изношены и устарели в основной массе в гораздо
большей степени.
Лизинг – это особая форма юридических, экономических и финансовых отношений,
которую можно определить как финансовую аренду имущества с дальнейшим
выкупом в собственность по остаточной стоимости. Подход лизинговой компании
к предприятию не общий, как у банка, а индивидуальный, более конкретный
и глубокий, имеющий под собой устойчивую бизнес-основу.
Предприятие может оформить в лизинг любое имущество: грузовые и легковые
автомобили, автобусы, промышленное и торговое оборудование, за исключением
потребляемых и нематериальных ресурсов. Стоит отметить, что с использованием
лизинговых схем можно приобрести оборудование и транспорт не только
отечественных, но и зарубежных компаний-производителей.
Правда, транспортировка товара и прохождение таможенного контроля может
растянуться на довольно длительный срок, поэтому эксперты рекомендуют
отдавать предпочтение тем банкам и компаниям, которые способны отсрочить
момент оплаты заказа клиентом, насколько это возможно. В последние годы
все большую популярность приобретает лизинг коммерческой недвижимости.
Лизинговые платежи в сделках с коммерческой недвижимостью зачастую
вплотную приближены к арендным платежам, но не увеличиваются в зависимости
от скачков цен на рынке недвижимости и конечны во времени.
Специалисты советуют
При заключении договора лизинга недвижимости следует обратить пристальное
внимание на некоторые важные аспекты: в лизинг не может передаваться
жилая недвижимость, а только складские, офисные и производственные помещения,
используемые в коммерческой деятельности. Не может быть передан в лизинг
и земельный участок. Правда, существует лазейка – оформить договор о
передаче в лизинг находящегося на участке строения вместе с прилегающей
территорией. Не слишком выгодно приобретать в лизинг новые строения
– срок амортизации недвижимости составляет 30 лет, и после окончания
пятилетнего срока лизинга выкупать имущество даже с учетом троекратно
ускоренной амортизации придется по слишком высокой цене.
Банк и лизинговая компания вправе изъять имущество, переданное в лизинг,
если клиент просрочил более двух платежей подряд. Но, как уверяет директор
челябинской компании «ЧелИндЛизинг» Таисия Зотова,
при заинтересованности сторон в сохранении добрых отношений и взаимовыгодного
сотрудничества конфликты разрешаются без судебного разбирательства:
«В случае, если клиент приобретает сложное и дорогостоящее производственное
оборудование, мы всегда предлагаем отодвинуть срок первого лизингового
платежа на два-три месяца: во время установки и отладки производственной
линии компании приходится делать существенные финансовые вливания, и
расходы по уплате лизинговых платежей могут показаться неподъемными.
Тогда как суть лизинга состоит в том, чтобы оборудование или транспорт,
приобретенные с использованием этой финансовой схемы, сами себя окупали.
Часто клиенты высказывают пожелание закрыть лизинговую сделку досрочно.
Конечно, это возможно, и никаких штрафных санкций со стороны лизинговой
компании в случае досрочного погашения не последует. Но нужно ли это
компании на самом деле? Не лучше ли инвестировать «свободные» деньги
в развитие бизнеса? Не стоит воспринимать лизинг как долговую кабалу.
Это уникальный финансовый инструмент, который позволяет одновременно
увеличить доходы предприятия и снизить налоговые платежи в бюджет. Срок
эффективного использования оборудования, транспорта и недвижимости,
указанный в едином классификаторе имущества, завышен в 2,6–3,3 раза,
поэтому применение ускоренной амортизации с коэффициентом три в схемах
лизинга позволяет использовать имущество в период его наибольшей полезности.
По истечении срока лизинга выкупленное за символическую цену имущество
можно вновь продать за 40–70% стоимости аналогичной новой продукции
и пустить деньги в оборот».
– График лизинговых платежей выстраивается с учетом сезонности бизнеса,
он максимально приближен к финансовым потокам клиента, что позволяет
равномерно распределить нагрузку, – говорит директор челябинского филиала
компании «ЛизингПромХолд» Светлана Купина. – Кроме
оказания собственно финансовых услуг уважающая себя и клиента лизинговая
компания регулярно проводит мониторинг рынка компаний – поставщиков
оборудования и транспорта и страховых компаний, с тем чтобы находиться
в курсе наиболее выгодных предложений. Кроме того, специалисты лизинговой
компании всегда смогут дать грамотную консультацию по налоговому планированию,
ведь основное преимущество лизинговых схем в сравнении с банковским
кредитованием – закрепленные в российском законодательстве налоговые
льготы при уплате налога на прибыль, на имущество и возмещение НДС.
При кредитовании суммарные расходы на приобретение имущества только
на первый взгляд кажутся меньшими, чем в лизинговых операциях, на самом
деле кредит обходится предприятию в среднем на 15–20% дороже, чем лизинг.
К тому же авансовый платеж в лизинге гораздо ниже требуемого первоначального
взноса по кредиту, что делает финансовую схему более удобной и доступной.
Сравнивать процентную ставку по банковскому кредиту и лизинговой схеме
не совсем корректно, поскольку они складываются по-разному. Для расчетов
стоимости использования финансовых схем более удобно и уместно оперировать
таким понятием, как удорожание имущества за срок пользования заемными
средствами. Высчитывается оно достаточно просто: из суммарного объема
всех платежей вычитается первоначальная стоимость имущества, затем полученная
разница делится на число лет – в результате получается искомое процентное
соотношение.
Доля отраслей в общей структуре лизинговых операций за 2005 г.
Отрасль |
% |
Транспорт |
41 |
Строительство |
15,8 |
ЛПК |
47,7 |
Пищевая |
4,59 |
Связь |
3,34 |
Преимущества лизинга
Предприятия малого и среднего бизнеса зачастую не в состоянии предоставить
адекватный залог для получения крупного банковского кредита. В лизинге
залога не требуется, поскольку до окончания срока сделки имущество находится
на балансе лизинговой компании. Таким образом, лизинг дает молодым компаниям
возможность в рекордно сжатые сроки совершить качественный скачок в
развитии бизнеса, расширить производство, приобрести современное оборудование,
обновить автопарк, переехать из арендованного офиса в собственный.
Процедура оценки платежеспособности клиента в лизинговой сделке
упрощена, требуются лишь копии учредительных документов компании и финансовой
отчетности. Но необходимо понимать, что уникальное и дорогостоящее
оборудование зачастую невозможно реализовать на вторичном рынке, поэтому
в некоторых случаях лизинговая компания может потребовать дополнительных
гарантий платежеспособности: предоставления залога или поручительства.
Лизинг на Северо-Западе и в Санкт-Петербурге
Лидерами по использованию услуг лизинга в Санкт-Петербурге и СЗФО являются
транспортники, строители и предприятия ЛПК. В частности, по оценочным
данным, наибольшим спросом лизинг пользуется у предприятий транспорта.
Из транспортников чаще других пользуются лизингом предприятия автотранспорта
(27,87%) и железнодорожного транспорта (10,1%). Далее следуют авиатехника
(1,69%) и морской (речной) транспорт (1,42%)».
Исполнительный директор Северо-Западной лизинговой ассоциации (СЗЛА)
Татьяна Позднякова отмечает, что в целом Российская
ассоциация сейчас объединяет около 200 лизинговых компаний, в СЗЛА входят
39 компаний. При этом члены ассоциации занимают около 70% этого рынка.
Банковские кредиты в структуре лизинговых операций сейчас составляют
около 56%.
Владимир Хохлев
(По материалам информ. агентств)