Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 90 декабрь 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Еще раз о лизинге
Новые финансовые технологии приживаются с трудом

25 октября на Урале прошла конференция «Лизинговые операции для приобретения оборудования, транспорта, недвижимости». Специалисты Северо-Запада на ней не выступали, но обсуждаемые вопросы актуальны и в нашем регионе.

Популярность лизинговых операций возрастает год от года, растет число банков и финансовых компаний, специализирующихся на предоставлении услуг лизинга автотранспорта, оборудования, коммерческой недвижимости. Однако суть лизинговых сделок по-прежнему остается туманной для руководителей многих малых и средних предприятий, масштабы бизнеса которых не позволяют им рассчитывать на получение банковской ссуды.

$6–7 млрд – общий объем услуг, предоставляемый российскими лизинговыми компаниями.

– Лизинг – это финансовый инструмент, который в настоящее время недооценен предпринимателями как эффективный и малозатратный путь развития бизнеса, – полагает начальник отдела лизинговых операций Уральского банка реконструкции и развития Сергей Мельцов. – В советское время понятия дотируемой государством финансовой аренды, чем, собственно, и является лизинг, не существовало. И сегодня лизинговые схемы используются крайне редко: с помощью лизинга обновляется не более 5% основных фондов предприятий, тогда как в странах Европы и в США этот показатель достигает 50%. И это несмотря на то, что производственное оборудование и корпоративные автопарки в нашей стране изношены и устарели в основной массе в гораздо большей степени.

Лизинг – это особая форма юридических, экономических и финансовых отношений, которую можно определить как финансовую аренду имущества с дальнейшим выкупом в собственность по остаточной стоимости. Подход лизинговой компании к предприятию не общий, как у банка, а индивидуальный, более конкретный и глубокий, имеющий под собой устойчивую бизнес-основу.

Предприятие может оформить в лизинг любое имущество: грузовые и легковые автомобили, автобусы, промышленное и торговое оборудование, за исключением потребляемых и нематериальных ресурсов. Стоит отметить, что с использованием лизинговых схем можно приобрести оборудование и транспорт не только отечественных, но и зарубежных компаний-производителей.

Правда, транспортировка товара и прохождение таможенного контроля может растянуться на довольно длительный срок, поэтому эксперты рекомендуют отдавать предпочтение тем банкам и компаниям, которые способны отсрочить момент оплаты заказа клиентом, насколько это возможно. В последние годы все большую популярность приобретает лизинг коммерческой недвижимости.

Лизинговые платежи в сделках с коммерческой недвижимостью зачастую вплотную приближены к арендным платежам, но не увеличиваются в зависимости от скачков цен на рынке недвижимости и конечны во времени.

Специалисты советуют

При заключении договора лизинга недвижимости следует обратить пристальное внимание на некоторые важные аспекты: в лизинг не может передаваться жилая недвижимость, а только складские, офисные и производственные помещения, используемые в коммерческой деятельности. Не может быть передан в лизинг и земельный участок. Правда, существует лазейка – оформить договор о передаче в лизинг находящегося на участке строения вместе с прилегающей территорией. Не слишком выгодно приобретать в лизинг новые строения – срок амортизации недвижимости составляет 30 лет, и после окончания пятилетнего срока лизинга выкупать имущество даже с учетом троекратно ускоренной амортизации придется по слишком высокой цене.

Банк и лизинговая компания вправе изъять имущество, переданное в лизинг, если клиент просрочил более двух платежей подряд. Но, как уверяет директор челябинской компании «ЧелИндЛизинг» Таисия Зотова, при заинтересованности сторон в сохранении добрых отношений и взаимовыгодного сотрудничества конфликты разрешаются без судебного разбирательства: «В случае, если клиент приобретает сложное и дорогостоящее производственное оборудование, мы всегда предлагаем отодвинуть срок первого лизингового платежа на два-три месяца: во время установки и отладки производственной линии компании приходится делать существенные финансовые вливания, и расходы по уплате лизинговых платежей могут показаться неподъемными. Тогда как суть лизинга состоит в том, чтобы оборудование или транспорт, приобретенные с использованием этой финансовой схемы, сами себя окупали.

Часто клиенты высказывают пожелание закрыть лизинговую сделку досрочно. Конечно, это возможно, и никаких штрафных санкций со стороны лизинговой компании в случае досрочного погашения не последует. Но нужно ли это компании на самом деле? Не лучше ли инвестировать «свободные» деньги в развитие бизнеса? Не стоит воспринимать лизинг как долговую кабалу.
Это уникальный финансовый инструмент, который позволяет одновременно увеличить доходы предприятия и снизить налоговые платежи в бюджет. Срок эффективного использования оборудования, транспорта и недвижимости, указанный в едином классификаторе имущества, завышен в 2,6–3,3 раза, поэтому применение ускоренной амортизации с коэффициентом три в схемах лизинга позволяет использовать имущество в период его наибольшей полезности. По истечении срока лизинга выкупленное за символическую цену имущество можно вновь продать за 40–70% стоимости аналогичной новой продукции и пустить деньги в оборот».

– График лизинговых платежей выстраивается с учетом сезонности бизнеса, он максимально приближен к финансовым потокам клиента, что позволяет равномерно распределить нагрузку, – говорит директор челябинского филиала компании «ЛизингПромХолд» Светлана Купина. – Кроме оказания собственно финансовых услуг уважающая себя и клиента лизинговая компания регулярно проводит мониторинг рынка компаний – поставщиков оборудования и транспорта и страховых компаний, с тем чтобы находиться в курсе наиболее выгодных предложений. Кроме того, специалисты лизинговой компании всегда смогут дать грамотную консультацию по налоговому планированию, ведь основное преимущество лизинговых схем в сравнении с банковским кредитованием – закрепленные в российском законодательстве налоговые льготы при уплате налога на прибыль, на имущество и возмещение НДС.
При кредитовании суммарные расходы на приобретение имущества только на первый взгляд кажутся меньшими, чем в лизинговых операциях, на самом деле кредит обходится предприятию в среднем на 15–20% дороже, чем лизинг. К тому же авансовый платеж в лизинге гораздо ниже требуемого первоначального взноса по кредиту, что делает финансовую схему более удобной и доступной.

Сравнивать процентную ставку по банковскому кредиту и лизинговой схеме не совсем корректно, поскольку они складываются по-разному. Для расчетов стоимости использования финансовых схем более удобно и уместно оперировать таким понятием, как удорожание имущества за срок пользования заемными средствами. Высчитывается оно достаточно просто: из суммарного объема всех платежей вычитается первоначальная стоимость имущества, затем полученная разница делится на число лет – в результате получается искомое процентное соотношение.

Доля отраслей в общей структуре лизинговых операций за 2005 г.
Отрасль %
Транспорт 41
Строительство 15,8
ЛПК 47,7
Пищевая 4,59
Связь 3,34

Преимущества лизинга

Предприятия малого и среднего бизнеса зачастую не в состоянии предоставить адекватный залог для получения крупного банковского кредита. В лизинге залога не требуется, поскольку до окончания срока сделки имущество находится на балансе лизинговой компании. Таким образом, лизинг дает молодым компаниям возможность в рекордно сжатые сроки совершить качественный скачок в развитии бизнеса, расширить производство, приобрести современное оборудование, обновить автопарк, переехать из арендованного офиса в собственный.
Процедура оценки платежеспособности клиента в лизинговой сделке упрощена, требуются лишь копии учредительных документов компании и финансовой отчетности. Но необходимо понимать, что уникальное и дорогостоящее оборудование зачастую невозможно реализовать на вторичном рынке, поэтому в некоторых случаях лизинговая компания может потребовать дополнительных гарантий платежеспособности: предоставления залога или поручительства.

Лизинг на Северо-Западе и в Санкт-Петербурге

Лидерами по использованию услуг лизинга в Санкт-Петербурге и СЗФО являются транспортники, строители и предприятия ЛПК. В частности, по оценочным данным, наибольшим спросом лизинг пользуется у предприятий транспорта.
Из транспортников чаще других пользуются лизингом предприятия автотранспорта (27,87%) и железнодорожного транспорта (10,1%). Далее следуют авиатехника (1,69%) и морской (речной) транспорт (1,42%)».
Исполнительный директор Северо-Западной лизинговой ассоциации (СЗЛА) Татьяна Позднякова отмечает, что в целом Российская ассоциация сейчас объединяет около 200 лизинговых компаний, в СЗЛА входят 39 компаний. При этом члены ассоциации занимают около 70% этого рынка. Банковские кредиты в структуре лизинговых операций сейчас составляют около 56%.

Владимир Хохлев

(По материалам информ. агентств)



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна