Изысканный и технологичный
Программа развития системы наружного освещения
Освещение Северной столицы идет параллельно с развитием города, становясь
ярче, изысканнее и технологичнее.
Петербургские фонари XVIII–XIX веков считались самыми красивыми
в мире.
В их проектировании участвовали блестящие архитекторы: Растрелли, Фельтен,
Монферран.
Первые шаги
Первая целевая программа «Развитие наружного освещения Санкт-Петербурга»
– «Светлый город» – была принята в 1999 году и рассчитана на 2000–2003
годы. Вторая программа «Развитие наружного освещения Санкт-Петербурга
на 2004–2007 годы» продолжила начатую работу с большим размахом. К тому
же в ее проектах чувствуется уверенность и изысканность.
Что же изменилось в подходах к реализации программы по основным ее направлениям,
в выборе технологий, выстраивании перспективных планов?
Свет идет в кварталы
Как подчеркивает заместитель директора ГУП «Ленсвет» А. И.
Кузнецов, план мероприятий программы «Светлый город» разбит на три основных
направления: реконструкция наружного освещения на магистралях, реконструкция
наружного освещения кварталов и художественная подсветка зданий и сооружений.
Одним из самых значимых и масштабных проектов уходящего года можно
назвать проект реконструкции системы наружного освещения Московского
проспекта, начатый в 2005 году и завершенный к июльскому саммиту 2006
года.
По всей протяженности трассы были заменены около 600 опор, проект которых
разрабатывался специально для этой магистрали. Кроме того, уникальные
световые приборы со светоотражающими навесными панелями, не имеющие
аналогов в России, установлены на площади Победы. 16 светоотражающих
поверхностей, состоящих из пяти свободно позиционируемых элементов,
обработанных специальным составом, создают огромные возможности для
более совершенного освещения площади и сложного архитектурного облика
монумента. Также на некоторых площадях и перекрестках для решения проблемы
освещенности пришлось установить высокомачтовые осветительные комплексы.
В 2006 году были выполнены работы по улучшению освещенности Пулковского
шоссе; осуществлена реконструкция с элементами модернизации (в рамках
комплексной реконструкции городской магистрали) системы освещения проспекта
Энгельса; проведена реконструкция освещения на Большом Сампсониевском
проспекте, проспекте Большевиков от Октябрьской набережной до Народной
улицы, Большой Пороховской улице, набережных рек Карповки и Крестовки.
В программу реконструкции попали практически все линии Васильевского
острова, эти работы продолжатся и в следующем году.
До конца года планируется завершить реконструкцию системы освещения
Английской и Адмиралтейской набережных, а также начать работы на Исаакиевской
площади. Планируется выполнить проект комплексной художественной подсветки
одного из красивейших мест Санкт-Петербурга и одновременно провести
реконструкцию наружного освещения с заменой опор на более совершенные
с технической и эстетической точки зрения.
Самый долгожданный подарок горожанам был преподнесен в конце октября,
когда была введена в эксплуатацию после реконструкции система наружного
освещения квартала № 87 в Московском районе.
При создании нового освещения впервые в городе и России были использованы
современные опоры из композитных материалов и новые осветительные энергосберегающие
приборы. В отличие от традиционных металлических и железобетонных опор,
композитные опоры не подвержены коррозии, легкие, долговечные.
К тому же новые осветительные приборы и современные источники света
позволили добиться высоких показателей по освещенности внутриквартальных
территорий.
При этом удалось сэкономить до 60% установленной мощности!
Итоги реализации этого проекта лягут в основу «Целевой программы устройства
и реконструкции квартального освещения Санкт-Петербурга». В ее рамках
уже в 2007 году будут реконструированы до 20 кварталов в разных районах
города.
Вот уж поистине программа, которую все ждали!
Эстетика ночного Петербурга
Как всегда, радует горожан каждый новый проект художественной подсветки
исторических и архитектурных памятников. Была выполнена подсветка Мариинского
дворца; собора святых Петра и Павла в Петродворце, усовершенствованы
системы подсветки монумента «Героическим защитникам Ленинграда», Московских
ворот. Разрабатываются проекты зданий Английской набережной, Исаакиевской
площади.
Уровень проектов растет, в первую очередь благодаря развитию
осветительной техники и технологий освещения. Если еще четыре
года назад говорили о проблемах несовершенства применяемых в подсветке
осветительных приборов и источников света, недостаточно привлекательного
внешнего вида осветительной арматуры и неудачного выбора мест ее размещения,
недобросовестной эксплуатации, в первую очередь замены выходящих из
строя ламп, то сегодня с этим практически никто из заказчиков не сталкивается.
Теперь больше говорят о подсветке по месту, заливной, динамической.
Современные технические возможности подталкивают проектировщиков и исполнителей
к более сложным и изысканным решениям, например, позволяют подсвечивать
не только здания и фасады, но и отдельные архитектурные элементы, не
создавая при этом дискомфорта жильцам.
При реализации проектов пятилетней давности всегда существовала угроза
вывода из строя из-за перегрузки внутридомовых электросетей. Современное
высокотехнологичное оборудование высокоэкономично. Например, по данным
специалистов ГУП «Ленсвет», на подсветку Невского проспекта, которую
обеспечивают порядка 10 тысяч светильников, понадобилось всего 380 КВА
дополнительной мощности.
Подтверждением уровня наших проектировщиков и исполнителей художественной
подсветки стала победа (впервые в истории конкурса!) российского светотехнического
проекта – художественной подсветки Невского проспекта – в международном
конкурсе GE Award of Merit 2005, проводимого корпорацией General Electric.
Светлана Соснова
Компетентные мнения
А. И. Кузнецов, заместитель директора ГУП «Ленсвет»:
– Сегодня Петербург не отстает от европейских мегаполисов ни по применяемому
оборудованию, ни по количеству художественно подсвеченных зданий, ни
по качеству самой подсветки. Думаю, такого, как у нас на Невском проспекте,
нет нигде в мире – 3 километра подсвеченных фасадов! Но у нашего города,
являющегося самым северным мегаполисом мира, своя специфика.
Художественная подсветка – по большому счету часть инфраструктуры туризма.
Достойно развить это направление, чтобы город и в ночное время был представлен
не хуже, чем днем, возможно, со своей, отличной от дневной, эстетикой,
– вот наша задача на перспективу.
Председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению
А. В. Бобров:
– Светлый город – это, конечно, подсветка центра и выездных магистралей.
Но одна из главных задач программы – обеспечить создание нормальных
условий для граждан в спальных районах. Хотелось бы, чтобы горожане
видели ночью не только Невский проспект.