В кольце согласований теряют дорогое время проектировщики
ГУП «Ленгипроинжпроект» – заслуженная и авторитетная организация,
головной институт по проектированию объектов инженерно-транспортной
инфраструктуры города.
Но в работе он сталкивается с теми же проблемами, что и менее именитые
проектировщики.
Что
сегодня тормозит развитие не только проектного дела, но и строительного
комплекса? Об этом наша беседа с главным инженером ГУП «Ленгипроинжпроект»
Андреем Мазко.
– Андрей Анатольевич, сколько проектов в год создает институт?
– Свыше 500. Среди них крупные заказы для Водоканала (водозаборы, насосные
станции), участие в строительстве КАД, «Северной долины», «Балтийской
жемчужины», «Морского фасада» и других комплексов. Соотношение заказов
от города и частных компаний примерно 70% к 30%.
– Это предел производительности ваших специалистов?
– Далеко не предел. При нынешней численности (650 сотрудников, в т.
ч. с многолетним стажем, кандидатов наук) мы могли бы разрабатывать
проектной документации значительно больше. Однако чем лучше мы работаем,
тем меньше остается времени на главное дело – проектирование.
–
Что же происходит?
– Работа над проектом состоит из трех частей. Два-три месяца, а это
30% срока, занимает сбор исходных данных. В тендерных условиях эта задача
возлагается на проектировщика. Еще 30–40% времени уходит на собственно
проектирование. И столько же – до полугода и дольше! – длится согласование
проекта.
Советская практика была иной. Исходные данные предоставлял заказчик,
а согласовать проект мы успевали в течение недели, он проходил только
две- три инстанции.
Ныне приходится обойти за визой свыше 30 (!) надзорных организаций,
поскольку количество контролеров значительно возросло. И делать это
быстро, потому что контракт жестко фиксирует дату сдачи заказа. В других
странах, даже в Китае, процесс согласования значительно упрощен. Китайцы
были обескуражены нашими порядками при прохождении проекта «Балтийская
жемчужина».
Мы заинтересованы, чтобы экспертиза работала «в одно окно», как лет
20 назад, когда, получив минимум согласований, инспекторы сами выносили
решения по экологической, пожарной безопасности и т. д. Если вернуться
к прежнему порядку, от этого выиграют и проектные организации, и строительный
комплекс. Строители получили бы больше проектов, лучше подготовленных,
с оптимальными инженерными решениями.
– Кроме бюрократизации государства и угрозы цейтнота, что
вас еще беспокоит?
– То, что в большинстве контрактов в расчет берется только проектирование,
«за кадром» остаются сбор данных к проекту и его согласование. Их как
бы нет. Затраты времени, сил и средств в первой и последней части работы
заказчик не компенсирует, счета в оплату не принимает, хотя такой порядок
с прежних времен никто не отменял. Нас не ставят в тупик трудности,
опыт института позволяет успешно справляться с любыми заданиями. Огорчает
недооценка труда проектировщика. Но такова реальность.
–
Тем не менее институт на подъеме?
– Этому способствуют верная стратегия развития, качественная отработка
проектов. Мы не испытываем дефицита заказов, открываем новые, в том
числе экспериментальные, отделы, по конкурсу принимаем на работу перспективную
молодежь. Инженерный труд полностью компьютеризирован. Большое внимание
«Ленгипроинжпроекту» уделяет губернатор Петербурга В. И. Матвиенко.
К счастью, Валентина Ивановна хорошо понимает, какое значение для города,
где ведется крупное строительство сложных гражданских и промышленных
объектов, имеет такой универсальный институт, как наш. И ставит задачу
укрепить базу института с наращиванием производственных мощностей.
У нас трудятся инженеры 28 специальностей. Гордостью института является
комплексное проектирование объектов без привлечения подрядчиков. Такими
творческими и техническими возможностями обладает всего несколько проектных
организаций.
196105, Санкт-Петербург,
Кузнецовская ул., 52
Тел. 373-4142,
факс 373-3995