Москва наводит порядок на стройплощадке
Качество плюс культура и техника безопасности
Столичные власти взялись за наведение порядка на строительных площадках.
Создание в структуре Департамента градостроительства Москвы специального
Управления по вопросам качества строительства, культуры производства
и охраны труда – один из многих шагов в этом направлении.
2
ноября в Департаменте градостроительства города Москвы состоялось очередное,
восьмое за год, заседание комиссии по вопросам культуры производства,
чрезвычайных ситуаций, охраны труда и техники безопасности на строительных
объектах города.
Такое внимание к теме вызвано серьезными претензиями, предъявляемыми
в последнее время к вопросам безопасности и качества строительства.
Эта же причина заставила руководителей строительного комплекса
столицы создать в июне Управление по вопросам качества строительства,
культуры производства и охраны труда.
По данным заместителя руководителя Департамента градостроительной политики,
развития и реконструкции города Александра Максименко, с 1 января по
18 сентября на строительных объектах Москвы погибло 40 человек. Это
хоть и меньше, чем в прошлые годы, но показатель весьма настораживающий.
По сообщению начальника Управления по вопросам качества строительства,
культуры производства и охраны труда Николая Мешечека, месячник «Чистое
колесо», посвященный проверкам работы пунктов мойки колес автотранспорта,
выезжающего со стройплощадок города, показал безрадостные результаты.
392 строительные площадки проверено,
11 ордеров изъято,
37 протоколов составлено об административных нарушениях.
Кроме того, 10 раз применены штрафные санкции, на семь организаций
направлены представления в Мосстройлицензию на приостановку действия
лицензии.
За 9 месяцев 2006 года зафиксировано 215 повреждений строителями подземных
коммуникаций. Это превысило аналогичные «достижения» за весь 2005 год
(206 повреждений). Больше всего повреждений инженерных коммуникаций
допущено в организациях, входящих в ОАО «Мосинжстрой».
По предложению Департамента градостроительства и контрольно-надзорных
органов Москвы Мосгордумой приняты поправки к действующему законодательству.
Размер административного штрафа за повреждение подземных инженерных
сетей увеличен до 100 тысяч рублей! Кроме того, принято решение
направлять информацию об организациях-нарушителях в управление правительства
Москвы по экономической безопасности и в центр информационно-аналитических
технологий для учета в Реестре деловой репутации партнеров столичного
правительства. В государственные контракты на работы для государственных
нужд города Москвы будет внесен пункт, который предусматривает основания
для досрочного расторжения контракта с подрядной организацией в случае
повреждения инженерных сетей.
Согласно данным «горячей линии», москвичи чаще всего жалуются на качество
столярных изделий, оконных блоков – 18%, отделочных работ в объеме проекта
– 17%, герметизацию швов, сырость, протечки – 14%, кровлю – 4%. Целый
букет проблем по качеству связан с применением московскими строителями
новых технологий и материалов.
Наталья Соколова
Комментарий специалиста
НТСС – новый способ контроля
Виктор Коровяков, первый заместитель директора по научной
работе ГУП «НИИМосстрой», профессор МГСУ:
– Большой вклад в повышение качества строительства вносят
комплексные проверки, организуемые Федеральным центром лицензирования,
в которых принимают участие не только представители Мосстройлицензии,
но и специалисты научно-исследовательских организаций, надзорных органов,
в том числе НИИМосстрой. Результаты проверок выявили ряд типичных нарушений.
Это использование неквалифицированной рабочей силы и недостаточный уровень
подготовки ИТР в ряде подрядных организаций.
Несоответствие показателей прочности бетона, наличие крупных пустот
в теле бетона до обнажения арматуры из-за недостаточного уплотнения.
Частое отсутствие входного контроля бетонных смесей, нарушения хранения
контрольных образцов, преждевременная распалубка до приобретения бетоном
критической плотности.
В материалах Инспекции Государственного архитектурно-строительного
надзора г. Москвы отмечается, что на каждом четвертом строящемся объекте
выявляются дефекты, снижающие прочностные и эксплуатационные характеристики
зданий. На каждом втором – имеют место дефекты отделочных работ.
Основными причинами этого Инспекция считает неудовлетворительный производственный
и лабораторный контроль подрядных организаций, слабый технический надзор
со стороны заказчика и авторский надзор со стороны проектных организаций.
Все говорит о том, что действующая система контроля качества строительства,
созданная много лет назад, не справляется со своей задачей.
В качестве новой системы контроля может быть принята система научно-технического
сопровождения строительства, осуществляемого научными организациями
по договорам с инвесторами и заказчиками. В задачу научно-технического
сопровождения входит не дублирование существующих форм контроля, а эффективное
дополнение их. Внедрение НТСС требует комплексного подхода.
Качество требует внимания и денег
Как заметил начальник Управления научно-технической политики в строительной
отрасли Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции
Москвы А. Н. Дмитриев, перечни объектов, по которым вводится система
НТСС, предлагается утверждать правительством Москвы по представлению
Департамента экономической политики и развития и Департамента градостроительной
политики, развития и реконструкции.
Для этих объектов при проведении инвестиционных конкурсов должны учитываться
требования о заключении на конкурсной основе договоров с научными организациями
на научно-техническое сопровождение строительства. Разрешение на производство
работ подрядчику предлагается выдавать только при наличии указанных
договоров. Затраты на научно-техническое сопровождение включаются в
сводные сметные расчеты стоимости строительства (реконструкции) объектов.
Конечно, это приведет к удорожанию стоимости работ. Зато повысит
качество строительства и эксплуатации объектов.
Наталья Соколова