Новая «Новая Голландия»
Проект ценой в $340 млн
По словам Веры Дементьевой, председателя КГИОП, Новая Голландия –
одно из исторически уникальных мест Санкт-Петербурга, является сегодня
«крупнейшим инвестиционно-реставрационным проектом в Европе».
Что и как было
Новая
Голландия представляет собой остров, образуемый рекой Мойкой и двумя
каналами – Крюковым и Адмиралтейским, общая площадь которого составляет
7,8 га. Это первый военный порт России, который был основан в Петербурге
в 1721 году указом Петра I и просуществовал до поражения в Крымской
войне. Далее комплекс был отдан Военно-морскому министерству.
Во времена перестройки архитектор Вениамин Фабрицкий выступил с предпроектным
предложением реконструкции территории, перевода военных учреждений в
другие места и создания здесь современной зоны культуры и отдыха. Анатолий
Собчак одобрил предложение, для реализации которого даже было создано
акционерное общество «Новая Голландия». Но после смены руководства Петербурга
акционерное общество прекратило свое существование.
Новая Голландия на английский манер
Принятый сегодня для реализации проект реконструкции Новой Голландии
предложен одним из наиболее известных современных архитекторов англичанином
Норманном Фостером.
В соответствии с проектом в центре комплекса расположится амфитеатр
на 3,5 тыс. мест. Форма его повторит контуры существующего водоема.
Планируется возведение плавучей сцены. В центре Новой Голландии
будет построен Дворец фестивалей в виде чаши с трехуровневыми ложами
для VIP-гостей, которые соединят два зрительских крыла амфитеатра.
По словам Норманна Фостера, максимально выгнутая поверхность здания
с западной стороны позволяет сооружению подняться над существующим зданием
бывшей кузницы. В круглом здании тюрьмы предполагается разместить камерный
зал на 400 мест. Со стороны Крюкова канала также появится новый корпус,
который замкнет треугольник бывших морских складов. Вдоль Адмиралтейского
канала расположатся гостиница и офисы.
В проекте, за который в феврале голосовала конкурсная комиссия, Градостроительный
совет рекомендовал увеличить подземное пространство. «Мы полагаем, что
нужно высвободить больше места под культурную и общественную зоны, а также
расширить территорию торговли», – поддержал это решение английский архитектор.
Он решил отказаться от возведения мостов к острову через реку Мойку.
Планируется, что будет оставлен только мост на Крюковом канале и дополнительный
мост на Адмиралтейском канале. Однако, по мнению членов Градостроительного
совета, такое решение не является идеальным, поскольку нарушает исторически
сложившуюся изолированность Новой Голландии.
Московские инвестиции
Инвестором
проекта выступает московская компания СТ «Групп». Поскольку Градсовет
– орган совещательный, решение ситуации со строительством мостов – ее
прерогатива. Шалва Чигринский, владелец СТ «Групп», не особенно желает
затруднять доступ к торговым центрам, гостинице и офисам, что вполне
объяснимо.
$ 10 млн – затраты на разработку предпроектной части.
$340 млн – общая стоимость реконструкции Новой Голландии.
Как отметил Михаил Мильчик, заместитель директора
НИИ «Спецпроектреставрация», в конкурсной документации остров рассматривается
как обычная территория, а не как единый ансамбль, являющийся памятником
архитектуры. В условиях конкурса не оговорены высотные ограничения и не указаны
лакуны для нового строительства. Однако это требования уже в адрес организаторов
конкурса.
Сергей Сотников, доктор технических наук, директор
ООО «ПЕТЕР-ГИБ» говорит:
– Исторические строения, здания лесных складов и гауптвахты находятся
с технической точки зрения в достаточно хорошем состоянии. Можно говорить
о высоком уровне строительства петровских времен – крепкий известняковый
фундамент, качественный кирпич, практическое отсутствие трещин в стенах.
Эти здания могут служить превосходной основой для ведения реконструкционных
и строительных работ.
Дарья Голенкова