Становление инвестиционной политики
Комитет по строительству: 10 лет возрождения
С ноября 1996 г. начался современный этап деятельности Комитета по
строительству СПб.
Становление его как самостоятельного отраслевого органа в освоении
и развитии городских территорий, капитальном строительстве, привлечении
инвестиций в недвижимость сказалось и на вхождении строительного комплекса
Санкт-Петербурга в рынок.
За 10 лет значительно расширился спектр задач Комитета, появились новые
направления. В их числе формирование инвестиционно-строительной политики,
развитие бюджетного строительства, организация государственного строительного
заказа, эффективное комплексное освоение городских территорий и реализация
городских целевых программ.
За этот период только за счет средств городского бюджета было возведено
более 730 тыс. кв. метров жилья. Построены десятки школ, детских садов,
спортивных комплексов и больниц, утверждено более 30 территориальных
строительных норм, регламентирующих работу строительного комплекса.
С 1996 г. прослеживается положительная динамика ввода жилья. За 10 лет
удалось не просто нарастить темпы строительства, но и добиться поступательного
увеличения объемов возведения жилья: с 713 тыс. кв. метров в 1996 году
до 2,2 млн кв. метров в 2005 г.
Полномочия государственного заказчика по строительству объектов социального
назначения за счет средств бюджета Петербурга КС получил в 1997 г. А
2005 г. стал годом реализации ранее принятых долгосрочных программ и
проектов, финансируемых из горбюджета. Это строительство нового жилья
в рамках программы по переселению граждан из ветхого и аварийного фонда
и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Строительство жилья в новых кварталах планируется вести параллельно
со строительством объектов социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры.
С этой целью КС разработал перечни объектов образования, здравоохранения,
дорожной инфраструктуры, утвержденные городским правительством в октябре
2005 г. Реализация мероприятий рассчитана на 2005–2015 гг.
В итоге в новых кварталах, включенных в программу комплексного освоения
территорий, планируется построить 56 детских дошкольных учреждений,
39 школ, 10 поликлиник (4 детские, 4 взрослые, 2 стоматологические)
и 5 станций скорой медицинской помощи.
В нынешнем году значительно увеличился объем госзаказа. Активно осваиваются
новые городские территории. Усилилась подготовка нормативно-правовой
базы, совершенствуются механизмы принятия градостроительных решений,
которые существенно ускоряют работу строителей.
В рамках программы по переселению граждан из ветхого и аварийного фонда
продолжается строительство жилых домов в квартале 50 Ржевки-Пороховых,
в пос. Металлострой, в квартале 56АБ Северо-Приморской части и в Павловске.
Кроме того, жилищные условия смогут улучшить одинокие граждане пожилого
возраста, сотрудники бюджетных отраслей – городские очередники и участники
ликвидации радиационных аварий и катастроф.
В ходе реализации утвержденной правительством Санкт-Петербурга программы
на 2004–2010 гг. в первом полугодии были проведены инженерные работы
по водоснабжению, канализации и теплоснабжению в 50 квартале Ржевки-Пороховых;
проложены наружные канализационные сети в квартале 56АБ Северо-Приморской
части. Ведется рабочее проектирование на территории еще двух кварталов
– 59А и 59Б.
Жилищная политика получила статус государственной, стартовал приоритетный
национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
С этой целью городским правительством утвержден план мероприятий по
реализации приоритетного национального проекта в Санкт-Петербурге, ориентированный
на увеличение объемов жилищного строительства путем формирования инженерно
подготовленных земельных участков и модернизацию коммунальной инфраструктуры.
В 2006 г. принято постановление Правительства Санкт-Петербурга № 167
«О комплексном освоении территорий в целях жилищного строительства».
Оно определяет порядок и условия проведения торгов на право аренды земельных
участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Теперь на торги выставляется инженерно неподготовленная территория,
полностью или частично освобожденная от имущественно-правовых обязательств.
Торги проводятся в форме аукциона, открытого по составу участников и
по форме подачи предложений по цене. Участки, которые в ходе планировки
будут определены под строительство социальной инфраструктуры, будут
осваиваться за счет бюджета города.
Комплексное освоение дает инвестору ряд преимуществ, поскольку, во-первых,
разрабатывая проект планировки и проект инженерного обеспечения территории,
победитель торгов готовит площадку для себя. Во-вторых, инвестор может
воспользоваться землей по своему усмотрению: застроить или продать земельные
участки.
Даже этот краткий обзор деятельности КС за 10 лет позволяет согласиться
с утверждением одного из его руководителей вице-губернатора А. И. Вахмистрова:
«Комитет – это полностью сформированный блок».