Градостроительный Кодекс активно правят
Поправки находятся на рассмотрении в Государственной Думе
Строительное сообщество активно участвует в обсуждении поправок.
Разработчики убеждены, что законопроект направлен «на устранение административных
барьеров и создание условий для увеличения объемов жилищного строительства,
а также совершенствование механизмов вовлечения в хозяйственный оборот
земельных участков для жилищного строительства».
Подробности
– в интервью генерального директора Ассоциации «Строительно-промышленный
комплекс Северо-Запада» Михаила Викторова.
– Михаил Юрьевич, действительно ли вносимые изменения благоприятно
скажутся на строительной отрасли?
– Документ находится на рассмотрении, корректируется. Ассоциация отстаивает
принятие поправок в полном объеме. Удастся ли достигнуть целей, покажет
время. Сейчас можно отметить, что законопроект прежде всего направлен
на уточнение ряда норм и устранение внутренних противоречий Градостроительного
кодекса.
Он вносит изменения в отдельные федеральные законы, которые направлены
на снятие административных барьеров в области землеустройства, кадастрового
учета и государственной регистрации прав на недвижимость и на упрощение
процедуры предоставления земельных участков для строительства.
Законопроект предлагает исключить из аукционной формы предоставления
земельных участков участки для строительства по государственным заказам,
по договорам «о развитии застроенных территорий в целях жилищного строительства»
и участки, формирование которых было начато до 30 декабря 2004 года.
Законопроект развивает принцип дифференциации объектов строительства
по степени опасности для человека. Уточняет перечень «особо
опасных, технически сложных и уникальных объектов», включив в него более
узкий перечень объектов по сравнению с перечнем, который установлен
постановлением Правительства РФ.
В соответствии с законопроектом особо опасные, технически сложные и
уникальные объекты – это объекты капитального строительства, в проектной
документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
а) высота более 100 метров;
б) пролеты более 100 метров;
в) вылеты консолей более 20 метров;
г) наличие более трех подземных этажей;
д) использование конструкций и конструктивных систем, требующих применения
нестандартных методов расчета с учетом физической или геометрической
нелинейности либо разработки специальных методов расчета.
Предлагаемый принцип классификации объектов может быть использован
при определении критериев обязательности членства в саморегулируемых
организациях.
Законопроект запрещает осуществлять строительство объектов капительного
строительства на земельных участках, которые входят в состав застроенной
территории в границах элемента планировочной структуры, при отсутствии
проекта планировки и проекта межевания такой территории.
Вводится новое понятие – развитие застроенной территории в целях жилищного
строительства (изменение плотности и параметров застройки территории
в границах элемента планировочной структуры).
Решение о развитии застроенной территории определяет развитие
такой территории как действия по реализации муниципальных нужд. В
процессе осуществления допускается выкуп земельных участков и объектов
капитального строительства. Такое решение может быть принято в отношении
территории в границах элемента планировочной структуры, включающей в
себя земельные участки, более половины которых заняты многоквартирными
домами, признанными аварийными или непригодными для проживания. Причем
в состав этой территории могут включаться и незастроенные земельные
участки.
Законопроект предусматривает проведение открытого конкурса на право
заключения органом местного самоуправления договора о развитии застроенной
территории в целях жилищного строительства с победителем конкурса.
Он устанавливает существенные условия такого договора, среди
которых необходимо выделить:
1) условия и сроки освобождения земельных участков;
2) сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания;
3) цену выкупа земельных участков;
4) размер арендной платы за земельный участок, предназначенный для строительства;
5) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение
договора о развитии застроенной территории в целях жилищного строительства.
Созданные на основании договора о развитии застроенной территории объекты
инженерной инфраструктуры подлежат передаче в муниципальную собственность.
А возведенные объекты социального и коммунально-бытового назначения
подлежат передаче в муниципальную собственность, если это предусмотрено
договором о развитии застроенной территории.
Законопроект детально регламентирует порядок проведения открытого конкурса
на право заключения договора о развитии застроенной территории в целях
жилищного строительства. Устанавливает случаи признания такого конкурса
несостоявшимся и последствия этого.
– Поправки в Градкодекс упрощают процедуру строительной
экспертизы?
– Да, определен исчерпывающий перечень заключений, входящих в состав
землеустроительного дела, необходимого для предоставления земельных
участков для строительства.
К ним относятся заключения:
– федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, или его территориального органа в случаях, предусмотренных
федеральными законами;
– федерального органа исполнительной власти или его территориального
органа в сфере государственной охраны объектов культурного наследия
в случаях, предусмотренных федеральными законами;
– соответствующих государственных органов в случаях, предусмотренных
федеральными законами, при предоставлении земельных участков, находящихся
в охранных зонах автомобильных дорог, линий электропередачи, линий связи
(в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов
и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений;
– федерального органа управления государственным фондом недр или его
территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под
участком предстоящей застройки в случаях, предусмотренных федеральными
законами;
– органа государственного пожарного надзора в случаях, предусмотренных
федеральными законами;
– органа государственного ветеринарного надзора в случаях, предусмотренных
федеральными законами.
Срок выдачи органами государственной власти заключений не может превышать
одного месяца с даты направления лицом, заинтересованным в проведении
землеустройства, запроса о предоставлении заключения.
Законопроект вводит единую экспертизу при строительстве. Экологическая,
санитарно-эпидемиологическая экспертиза и пожарный надзор при строительстве
замещаются единым государственным надзором. Кроме того, законопроект
предлагает проводить государственный строительный надзор при строительстве,
реконструкции и капитальном ремонте объектов только в случае, если проектная
документация таких объектов подлежит государственной экспертизе либо
является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Ответственность за нарушение требований проектной документации и нормативных
документов в области строительства, а также самого процесса строительства,
реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства,
ввода их в эксплуатацию увеличивается. Устанавливается административный
штраф в отношении юридических лиц (500–3000 МРОТ) или административное
приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Снижение конструктивных и других характеристик надежности и безопасности
могут привести к возложению на юридических лиц штрафа – от 1 тыс. до
5 тыс. МРОТ или административное приостановление деятельности на срок
до 90 суток.
– Изменится ли что-то в земельных отношениях?
– Законопроект вносит ряд изменений в земельное законодательство.
Они направлены на обеспечение жилищного строительства свободными земельными
участками. А также на установление публичной процедуры предоставления
земельных участков для строительства.
Что особенно важно, законопроект допускает использование земель
для целей жилищного строительства без их перевода в земли населенных
пунктов. Но в том случае, если это предусмотрено документами
территориального планирования, правилами землепользования и застройки.
После ввода в эксплуатацию объект подлежит обязательному включению в
черту населенного пункта.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность
без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется
исключительно на торгах.
– Будет ли изменен порядок регистрации прав собственности
на объекты? Сейчас это острая проблема.
– Наш законопроект вносит исчерпывающий перечень оснований для приостановки
и отказа в государственной регистрации прав. Причем в случае приостановления
государственной регистрации прав государственный регистратор обязан
в день принятия решения
о приостановлении в письменной форме уведомить заявителя о приостановлении
государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.
Кроме того, закон упрощает процедуру регистрации при разделении, слиянии
или выделении объектов недвижимости. Устанавливается правило, что в
случае разделения, слияния или выделения объекта недвижимости проведения
государственной регистрации прав на ранее существовавший объект недвижимости
не требуется.
Поправки уже прошли первое чтение и ждут второго.
Сергей Велень
Тел. (812) 347-7891