Битва за дома
Реформа ЖКХ не стоит на месте
Петербургским «Жилкомсервисам» остались в наследство проблемы советского
коммунального хозяйства, усугубившиеся годами смутного времени и десятилетием
реформирования ЖКХ. Тем интереснее узнать, как «Жилкомсервисы» конкурируют
с частными управляющими и обслуживающими компаниями и за счет чего добиваются
успехов.
О
своей работе рассказывает генеральный директор ОАО «Жилкомсервис № 2
Невского района» Александр Викторович Тян.
– Александр Викторович, все «Жилкомсервисы» сталкиваются
с одинаковыми проблемами. Есть ли в Невском районе своя специфика?
– У нас, несмотря на то что создано три «Жилкомсервиса», обслуживание
жилого фонда осуществляют фактически два – «Жилкомсервис № 1» и «Жилкомсервис
№ 2». Третий создавался для санитарного обслуживания всей территории
Невского района. Это крайне неудобно. Например, при подготовке домов
к отопительному сезону я вынужден обращаться в «Жилкомсервис № 3» для
уборки подвалов и чердаков. Не всегда удавалось стыковаться по времени,
срывались сроки.
Поэтому первоочередная задача для меня – получить в комплексное обслуживание
всю свою территорию. Нами уже выиграно 5 лотов, в октябре состоялись
новые конкурсы, и я могу честно признаться – бились за каждый дом.
– Вы готовы к конкуренции с частными компаниями?
– Качество услуг частных компаний оставляет желать лучшего. И не потому
что это плохие компании. Есть много объективных факторов, которые частными
компаниями не учитываются: может, еще рынок не устоялся, может, кто-то
не понял, что ЖХК – это не насос для выкачивания денег, а тяжелая и
кропотливая работа.
Частные компании, приходя на рынок, не всегда сознают, что их ждет.
Им кажется, что 15–20 млн – это большие деньги. Но когда они сталкиваются
с реальным обслуживанием домов, оказывается, что затрат намного больше.
И они начинают буксовать.
Например, в городе остро стоит проблема неплатежей населения. Над этим
надо работать, выбивать долги, готовить дела в суд. Оказывается, в штат
необходимо брать юриста – это дополнительные расходы.
Второй фактор – работа с жалобами населения. Приходится вести переписку
с депутатами всех уровней, администрацией, ГУ ЖА, с Жилищной инспекцией.
Этим должны заниматься нескольких людей, которые будут вести учет поступающих
обращений, переписку, составлять адресные программы, потому что на жалобы
необходимо реагировать и выполнять работы. Это все очень непросто.
Показательный пример. В прошлом году конкурс по лоту в районе ул. Ткачей
выиграла частная компания, но через месяц отказалась от обслуживания
домов, и теперь нам приходится решать их вопросы, отвечать перед жильцами
за чужие обещания.
– Вы затронули проблему неплатежей. Как она решается у
вас?
– По данным на 1 июля этого года, неплатежи населения составили 18,1
млн руб., а неплатежи бюджета, в основном федерального, – 10,6 млн руб.
Но при этом сбор платежей населения в первом полугодии вырос на 14%
по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Мы работаем с населением. За полгода нами передано в суд 828 заявлений
о взыскании задолженности. Но в большинстве своем люди вполне адекватные,
появление пристава – это уже неприятно. И мы идем им навстречу, составляем
графики выплат. 118 дел было прекращено в связи с полной оплатой задолженности.
Таким образом было погашено свыше 2,7 млн руб. задолженности.
– Проблема, волнующая все обслуживающие компании, – это
капитальный ремонт. Как справляетесь с этой бедой?
– Пытаемся что-то делать в меру своих возможностей, чтобы улучшить качество
предоставления жилищно-эксплуатационных услуг. В этом году запланирован
ремонт кровли на сумму 9,7 млн руб., герметизация стыков на сумму 0,17
млн руб., косметический ремонт 340 лестничных клеток общей стоимостью
15,7 млн руб. Пытаемся ремонтировать коммуникации – ГВС, ХВС, ЦО и канализацию
– на это дело выделено 10,77 млн руб. Меняем отопительные приборы, запорную
арматуру, электропроводку, восстанавливаем освещение. Кроме того, в
8 домах запланирован планово-предупредительный ремонт на сумму 1,4 млн
руб. Большая часть из запланированного уже выполнена.
– Как завершилась подготовка к отопительному сезону? Во
всех ли ваших домах тепло?
– Все акты у нас подписаны. Это далось нелегко. У Жилищной инспекции
были свои вопросы к нам, но тепло в дома пришло своевременно. Жилищная
инспекция– это катализатор всего ЖКХ. Она поднимает такие проблемы,
в которые, если честно, страшно ввязываться. Но мы вынуждены это делать
и решать проблемы.
–
«Жилкомсервисы» создавались как акционерные общества. Изменило ли акционирование
предприятий что-нибудь в отношениях с теми же монополистами?
– В советские годы мы все были государственными предприятиями и могли
решать какие-то вопросы менее болезненно. Те же платежи поставщикам
тепла, электроэнергии. Сейчас, например, «Ленэнерго» – акционерное общество,
нацеленное на прибыль. И их совершенно не волнует, что у меня нет денег.
Они ничего не дают теперь в долг, и они правы.
Формально мы тоже акционерное общество. И никого не волнует, что 100%
акций принадлежат КУГИ Петербурга. Но, к счастью, кадры остались старые.
И мы находим общий язык. Человеческий фактор здесь играет огромную роль,
но у любого сотрудника есть предел возможностей, ограниченный уставом
общества. Но понимание проблемы неравенства нашего положения есть. И
это помогает в работе.
– Вы не так давно возглавили «Жилкомсервис № 2 Невского
района». Как складываются отношения с администрацией района?
– У нас самые тесные взаимоотношения. Глава района понимает специфику
коммунального хозяйства. За 4 месяца, что я пришел в район, я 4 раза
был на совещании у главы района как раз по вопросам ЖКХ.
Но есть вопросы, которые мне необходимо решать самому. Мне кажется,
что экономика моего предприятия не идеальна, и я должен ее настроить.
192174, СПб, ул. Шелгунова, д. 16
Тел. (812) 362-0460