Конкурсы рискуют исчезнуть
Без должного внимания администрации
Появившиеся в 2004 году конкурсы по подготовке документации для земельных
торгов обещали стать выгодным направлением девелоперского бизнеса.
Но, как выяснилось, сегодняшняя ситуация с участием в разработке пакетов
документов весьма проблематична.
Проблему комментирует Галина Лемзякова, генеральный директор
ООО «Аверс-инвест».
– Галина Васильевна, осенью 2004 года Комитет по строительству
начал проводить конкурсы на право подготовки полных пакетов документов
для проведения торгов среди коммерческих организаций…
– Да, Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2004 № 282-43 «О порядке предоставления
объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга,
для строительства и реконструкции» была прописана процедура подготовки
документации для проведения торгов по полному пакету и по короткому
пакету. При этом все необходимые справки и согласования для торгов по
короткому пакету разрабатывало СПбГУ «Управление инвестиций».
А для подготовки полных пакетов Закон разрешил привлекать коммерческие
структуры, которые отбирались на конкурсной основе. Затраты на подготовку
необходимой документации возлагались на коммерческую организацию – победителя
конкурса. По результатам торгов Законом было предусмотрено вознаграждение
за подготовленную документацию до 5% от полной рыночной стоимости права
аренды.
Первые конкурсы в августе – сентябре 2004 года проходили оживленно,
с большим количеством участников.
– Что, по вашему мнению, помешало положительному развитию
ситуации с подготовкой полных пакетов документов?
– Основными критериями победы в конкурсе были сроки подготовки документации
и процент вознаграждения. Все участники конкурсов при принятии решений
исходили из требований к составу документации по полному пакету на момент
проведения конкурса.
Но, к сожалению, начиная с октября 2004 года по сегодняшний
день эти требования меняются с такой скоростью, что их сложно отследить,
не то чтобы выполнить. Появилось требование по землеустроительным
работам, затем выполнение Временного регламента застройки, далее – требования
по подготовке планировочной документации. Это самые крупные вехи, а
между ними еще очень много документов. Такие нововведения и стали причиной
срыва сроков по подготовке документов.
– Насколько усугубилось положение по подготовке пакетов
в связи с появлением нового требования предоставления коммерческими
структурами градостроительной документации?
– Требование по разработке планировочной документации, которая относится
к разряду градостроительной, является общим для всех: и для коммерческих
структур, и для любых структур исполнительной власти. Комитет по строительству
готовит документы по территории новостроек, Комитет по инвестициям и
стратегическим проектам – по территориям, на которых реализуются стратегические
проекты, Комитет по экономике и промышленной политике занимается территориями
промзон.
Финансируются эти работы за счет городского бюджета. Коммерческим структурам,
которые брали небольшие земельные участки под разработку документации
на конкурсе, также было предписано разработать проекты планировок и
проекты межевания на квартал, а иногда и на территорию, превышающую
размеры квартала. Работа это большая и очень дорогостоящая.
При этом вот уже на протяжении двух лет, с момента вступления в силу
Градостроительного кодекса РФ, нет нормативной базы, четко определяющей,
кто, где, когда и как должен разрабатывать и согласовывать документацию.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 № 596 упорядочило
схему разработки и согласований проектов планировки и проектов межевания,
но, например, когда разработка проекта планировки обязательна, а когда
можно ограничиться только межеванием территории, до сих пор не прописано
ни в одном документе.
Поэтому разработчики пакетов документов вынуждены по несколько
раз обращаться в органы исполнительной власти за уточнением состава
документации, границ территории планировки и так далее. А это
– время и, естественно, дополнительные затраты.
– Это повлияло на решение вашей компании принимать участие
в подготовке документации по конкурсу?
– Да. Нам, к сожалению, пришлось отказаться от работы по ряду объектов,
поскольку компанию абсолютно не устраивало соотношение затрат на планировку
и межевание территории и компенсации по результатам торгов.
Мы заключали договоры с Комитетом по строительству на подготовку документации
в 2004–2005 годах на условиях вознаграждения до 5%. Стоимость проектов
планировки и проектов межевания, по самым скромным оценкам, составляет
от
6 млн рублей. А компенсация затрат на право строительства, например,
малоэтажной гостиницы на Приморском шоссе в г. Зеленогорске составит
ориентировочно 1,5–2 млн рублей. Так есть ли смысл заниматься данным
проектом? Конечно, поправки к Закону предусматривают увеличение компенсации
до 10%, но ранее заключенные договора не пересматриваются.
– Значит, идея проекта подготовки документации к конкурсам,
как отдельное направление девелоперского бизнеса, пока несостоятельна?
– Я не была бы так категорична. Каждая коммерческая структура сама принимает
решение об экономической целесообразности участия в подготовке документации.
Тот факт, что процент вознаграждения увеличен до 10%, уже делает данный
вид бизнеса более привлекательным. Если объект интересен, имеет высокую
рыночную стоимость, то, наверное, есть смысл готовить по нему документы.
Кроме того, сейчас Комитетом по строительству в адресный перечень конкурсных
объектов включаются не отдельные земельные участки, а территории. В
случае если на данной территории в результате ее планирования и межевания
появляется несколько участков для торгов, разработчик документации получает
компенсацию по каждому из них. А это уже выгодно. Жаль только, что конкурсы
Комитетом по строительству уже давно не проводятся.
Беседовала Дарья Голенкова
Тел. (812) 320-9764