Законодатели цели не достигли
Практика аукционов вносит свои поправки
Торги по полному пакету в строительстве многоэтажных жилых домов больше
не имеют альтернативы. Это должно облегчить доступ застройщиков к торгам
за участки. Однако не все так просто.
О
специфике вхождения строительного бизнеса в работу по-новому рассказывает
первый заместитель председателя Комитета по строительству Н. В. Крутов.
– Николай Витальевич, в закон «О порядке предоставления
объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга,
для строительства и реконструкции» внесены изменения. Какие проблемы
они решают?
– Раньше полномочия по определению победителя конкурса на разработку
документации для торгов были в ведении Комитета по строительству и Управления
инвестициями. А сама процедура проводилась по упрощенной схеме.
Теперь же, чтобы выявить победителя и начать разработку документации,
необходимо собрать специальную комиссию из представителей депутатского
корпуса и органов исполнительной власти. Это значительно все усложняет.
Сегодня новые поправки в закон предоставляют потенциальным инвесторам
возможность заключения договоров на подготовку документации для торгов.
И без участия в конкурсе – на основании личного заявления.
Кроме того, изменения предусматривают подготовку документации несколькими
заявителями на одну и ту же территорию. Это существенно снизило значимость
комиссии и самого конкурса. Должен отметить: реальной конкуренции на
рынке подготовки документации для торгов нововведения закона не вызвали.
– Есть ли экономическая заинтересованность фирм в подготовке
пакета документов для торгов?
– Как показала практика, идея конкуренции за право подготовки документации
для проведения торгов, изложенная в новой редакции закона, не учитывала,
что в состав пакета документов войдет разработка и утверждение проекта
планировки территории.
Поскольку это дорогостоящая и очень продолжительная по времени процедура,
многие из заявителей, которые собирались готовить документацию по небольшим
пятнам и кварталам, отказались от этой работы. Это стало экономически
нецелесообразно.
Им теперь выгоднее найти территорию, где выявятся сразу несколько пятен.
Соответственно, по итогам торгов можно будет получить по 10% от стоимости
каждого земельного участка. Тогда это экономически оправдывает разработку
проекта планировки.
– А как обстоят дела с небольшими пятнами?
– Они, как правило, предназначены для строительства торговых, обслуживающих
объектов. И потому их подготовка экономически не выгодна. Поэтому произошло
определенное расслоение на рынке подготовки документации для торгов.
Те компании, которые рассчитывали, что за небольшие деньги они смогут
подготовить проектные и предпроектные предложения, ушли с рынка. Те
же, кто обладает достаточным потенциалом для разработки проектов планировки,
рассчитывают в основном на очень крупные участки, включающие в себя
3–5 кварталов и более.
– А сколько времени уйдет на их подготовку?
– Разработка проекта планировки займет год, а то и больше. И компании,
которые готовят документацию для торгов, должны учитывать это обстоятельство.
Следовательно, и окупаемость их бизнеса по времени значительно откладывается.
А те изменения, которые внесены в закон относительно организации работы
комиссии по подведению результатов торгов, существенно осложнили ситуацию
– положение о комиссии еще не утверждено. Надеюсь, что в ближайшее время
этот документ все же будет принят. Комитет по строительству уже согласовал
подготовленный КУГИ и Фондом имущества проект постановления правительства
о регламенте работы конкурсной комиссии. Думаю, что конкурс по разработке
документации, объявленный на 15 декабря, состоится.
– Понятие «потенциальный инвестор» остается?
– Этот термин перекочевал в новую редакцию из закона 1998 г. «Об инвестициях
в недвижимость Санкт-Петербурга». Тогда в Петербурге была сложная инвестиционная
ситуация: свободных денег в обороте не хватало, правительство, используя
всевозможные механизмы, пыталось привлечь в город как можно больше инвесторов.
Одним из таких механизмов стал закон об инвестициях.
В нем под потенциальным инвестором подразумевалось лицо, имеющее намерение
участвовать в инвестиционной деятельности.
Это понятие имело смысл, пока существовало преимущественное предоставление
земельных участков под строительство целевым образом. Сейчас, когда
мы переходим на систему торгов, любой, кто примет участие в торгах,
будет называться потенциальным инвестором, и понятие потеряло смысл.
– Можно ли утверждать, что на рынке подготовки документации
появилась реальная конкуренция?
– Нет, реальной конкуренции не появилось.
Цель, которую ставил перед собой законодатель, внося изменения в закон,
не достигнута. В первую очередь потому, что изменился пакет документов,
необходимых для проведения торгов. Раньше он готовился по конкретному,
преимущественно небольшому пятну. А теперь требуется разработать проект
планировки и проект межевания целого квартала. Желающих конкурировать
на этом этапе нет.
– Николай Витальевич, сколько территорий сейчас в работе?
– Комитетом по строительству принято решение по разработке проекта планировки
почти 300 территорий. Всего заявлений подано почти на 600 кварталов.
Бывают случаи, когда в Комитет по строительству подаются заявления от
двух и более претендентов на разработку проекта планировки одной и той
же территории. Как правило, эти компании заинтересованы в предоставлении
конкретных земельных участков в данном квартале. И их интересы не пересекаются.
Для достижения общей цели организации стремятся объединить финансовые,
производственные и другие ресурсы.
Таким образом, каждая из организаций достигает желаемого результата.
И денежные затраты на разработку проекта планировки и проекта межевания
квартала уменьшаются вдвое. Таких примеров много. Конкуренция между
компаниями переросла в сотрудничество.
– Вы не раз утверждали, что по одному участку не должно
быть несколько разработчиков. Вы и сегодня так считаете?
– Обращаю внимание на то, что теперь документация готовится не по конкретному
участку, а по кварталу. Поэтому нескольких разработчиков быть не должно.
Невозможно разработать одновременно два проекта планировки одной и той
же территории. Никто не будет тратить 5–10 млн руб. впустую, не будучи
уверенным в конечном результате. Поэтому такая практика прекратилась.
– Каковы первые результаты «девелоперских забегов»?
– Девелоперских забегов сегодня нет.
– Есть в процессе земельных торгов шансы у средних фирм?
– Шансы есть у всех. До конца года на торги будут выставлены по полному
пакету два квартала Северо-Приморской части – 55 и 58. Уже практически
закончены согласования с Роспотребнадзором. Это было единственной причиной,
сдерживавшей утверждение проекта планировки названных территорий.
Сегодня эти проблемы решены, и до конца года, надеюсь, торги будут проведены.
В этих кварталах сформированы небольшие участки на один жилой дом. Поэтому
средние компании смогут составить конкуренцию более крупным фирмам.
– Какие, на ваш взгляд, слабые места остались в региональном
и федеральном законодательстве по этим проблемам?
– Слабых мест в региональном и федеральном законодательстве предостаточно.
Прежде всего это наличие внутренних противоречий в Градостроительном
кодексе РФ. В результате КГА еще не утверждены инструкции по разработке
проекта планировки. Не определены и возможные варианты разработки проекта
планировки либо проекта межевания как самостоятельного документа.
На совещании у губернатора, состоявшемся 13 ноября, председатель КГА
А. П. Викторов заверил, что к Новому году эти документы будут приняты.
Губернатор уже дала соответствующие поручения.
Беседовал Валентин Воронов