«Перехватчики» автомобилей
О роли паркингов и парковок
По данным Дирекции по организации дорожного движения (ДОДД), в Петербурге
ежедневно регистрируется около ста автомобилей. Уже сегодня на тысячу
жителей северной столицы приходится 300 машин. Очевидно, что без серьезного
развития системы паркингов и парковок городу не обойтись.
В
центральной части Петербурга ежедневно скапливается от 13 до 20 тысяч
машин, которые в припаркованном виде сужают проезжую часть вдвое. С
учетом того, что пропускная способность городских улиц итак в пять раз
меньше идущего по ним транспортного потока, такая свободная парковка
становится одной из причин образования дорожных пробок. По Малой и Большой
Морским, по Гороховой и Садовой улицам, по площади Восстания общественный
транспорт не может проехать. По данным Комитета по транспорту, за 8
месяцев нынешнего года из-за неправильно запаркованных автомобилей было
почти 550 остановок трамваев и троллейбусов, некоторые продолжительностью
более двух часов.
При этом паркинги в городе существуют, но они пустуют.
Автовладельцы предпочитают парковать машины на улицах бесплатно.
Стоять – нельзя, ехать – можно
Городские власти надеются ввести запрет на парковку транспорта в центре
Санкт-Петербурга. Понятно, что процесс этот будет идти поэтапно. Одно
из предложений – ограничить, а на некоторых магистралях и вовсе запретить
движение личного автотранспорта в пользу общественного, увеличить количество
дорог с односторонним движением, урегулировать движение грузового автотранспорта.
Рассматривается возможность более активно использовать в центре города
практику отведения выделенных полос для общественного маршрутного транспорта.
Ужесточение правил парковки автомобилей в центре города будет
проявляться и в развитии практики эвакуации. Смольный уже провел
квалификационный отбор компаний, которые будут заниматься эвакуацией
и хранением автомобилей на штрафстоянках в ближайшие три года. Это фирмы,
имеющие опыт работы с транспортировкой, погрузкой-разгрузкой автомобилей
не менее года, обладающие спецтехникой и имеющие свою стоянку на территории
того района, где компания намерена работать. Сейчас в Петербурге действуют
24 штрафные стоянки. По данным ГИБДД, ежедневно на них отправляется
около 100 автомобилей.
Все эти жесткие меры могут привести к тому, что водителям волей-неволей
придется обратить свой взор и на платные парковки и паркинги.
ДОДД ищет места для парковок
В сентябре на заседании «круглого стола», посвященного проблеме дорожных
пробок, городские чиновники заявили, что облегчить транспортную ситуацию
в городе получится лишь к 2008 году. То есть тогда, когда начнут появляться
первые перехватывающие парковки. Идея создания перехватывающих парковок
не нова, она обсуждается уже несколько лет.
В местах крупных транспортных узлов планируется строительство
паркингов. Там водитель сможет оставить свой автомобиль и далее
в центр города доехать на общественном транспорте. Планируется создать
три кольца паркингов: одно, внешнее, – сразу при въезде в город, другое
– охватывающее конечные станции метро, и последнее – вокруг центра города.
– Наша задача – обеспечить для населения города наиболее удобный проезд
и места для стоянки автомобилей, – подчеркнул председатель Комитета
по транспорту Александр Дацюк.
По его словам, система перехватывающих парковок сможет стать эффективной
только тогда, когда будут созданы условия для движения общественного
транспорта. Если с перехватывающей парковки можно будет уехать на автобусе
или трамвае, который работает, как сегодня, с интервалом более 20 минут,
то такая перехватывающая парковка эффекта не даст.
Как заметил вице-губернатор Петербурга Александр Полукеев, данный проект
оставляет много вопросов:
– Если перехватывающая парковка будет, например, в Шушарах, то как она
будет работать и как от этой парковки будет осуществляться доставка
в нужное человеку место? Если она будет в центре, до Обводного канала,
то непонятно, где именно – мест нет.
По данным директора ГУ «Дирекция по организации дорожного движения»
Андрея Погребняка, пока определено только 49 адресов таких парковок.
В IV квартале этого года Комитет по транспорту должен внести
на рассмотрение правительства программу перехватывающих парковок уже
с конкретными адресами. Само же строительство таких парковок
должно начаться в 2007 году.
– Их созданием должен заниматься все-таки бизнес, – уверен Андрей Погребняк.
Паркинг – дорогое удовольствие
В ДОДД считают, что должна быть урегулирована и тарифная политика
в отношении перхватывающих стоянок, чтобы цены на них не отпугивали,
а привлекали водителей. Пока стоимость парковки составляет порядка 4
тыс. рублей в месяц.
В конце сентября губернатор наложила «вето» на законопроект депутата
ЗакСа Игоря Михайлова, который предлагал в 10 раз понизить коэффициент
налогообложения для паркингов.
В связи с тем, что в Петербурге развивается проект перехватывающих парковок,
депутат предлагал после снижения коэффициента налогообложения с 1 до
0,1 довести стоимость парковки для рядовых автомобилистов до 1 рубля
в час. «Вето» депутат объяснил тем, что власти города не хотят терять
доходы в бюджет от этого вида бизнеса.
В условиях дефицита земли, очевидно, будущее за подземными и многоэтажными
паркингами. Более дорогие и современные паркинги должны прийти на смену
гаражным кооперативам. По данным Всероссийского общества автолюбителей
(ВОА), в городе насчитывается минимум 300 тыс. гаражей (в КУГИ числится
около 6 тыс. договоров аренды земли под гаражи всех видов).
Проблема в том, что сегодня в Петербурге существует всего один утвержденный
и согласованный вид паркинга – сооружение в четыре этажа на 350–400
мест, тогда как в Москве их множество. Другая проблема – чисто технологическая.
Дело в том, что технология строительства подземных паркингов (стена
в грунте) у нас еще не достаточно отработана. Первые ласточки: подземный
паркинг на Комендантской площади в составе многофункционального комплекса
и в новом здании Мариинского театра (2-я сцена).
Кроме того, чиновники считают, что офисы в центре города должны строиться
с паркингами.
Автомобилистам надо помогать, а не бороться с ними
Александр Ионков, начальник 3 отдела Управления ГИБДД ГУВД
Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
– Говорить о реальности или нереальности проекта по созданию
перехватывающих парковок преждевременно. Еще нет ни самого проекта,
ни конкретных адресов, где эти парковки предлагается разместить. Пока
есть лишь идея. Реальной она станет, когда будет решен вопрос финансирования
и станет ясно, что на выбранных местах действительно можно построить
парковки.
Что касается парковки на улицах, то целью любого движения транспорта
является прибытие к месту назначения. Запаркованные по краям проезжей
части машины свидетельствуют о том, что их владельцы уже прибыли к месту
назначения. Если при этом не нарушаются ПДД, то ни о какой борьбе с
автомобилистами не может быть и речи. Эвакуаторы действуют только там,
где правила запрещают парковку, где созданы помехи для движения. Нужно
не бороться с автомобилистами, а помогать им, обеспечивать условия для
стоянки: делать расширения проезжей части, отдавать под парковку участки
тротуаров и т. п.
Дорогие многоэтажные и подземные паркинги – это места постоянного хранения
автомобилей, а не временного. Например, такие паркинги строят в нижних
этажах элитных домов. Надеяться, что они решат проблему припаркованных
на центральных улицах города машин, не стоит.
Это действительно недешевое удовольствие, поэтому о быстром
и повсеместном переходе от гаражей к паркингам речь не идет.
Наталья Соколова