Продукт тонкой переработки
Виды и особенности дизельного топлива
Прошло почти 110 лет с тех пор, как на заводе в Аугсбурге по патенту
немецкого инженера Рудольфа Дизеля был создан первый дизельный двигатель,
работавший на керосине, с термическим КПД 26,3%. То есть вдвое выше,
чем у лидера той эпохи – паровой машины.
По мере совершенствования дизельных двигателей менялись и дизельные
топлива (ДТ), хотя принцип их действия оставался прежним – вспрыснутое
в сжатый и нагретый до 500–700°С в цилиндре воздух оно должно распылиться,
частично испариться и самовоспламениться за очень короткий промежуток
времени – 0,002–0,003 сек. По своему составу современное дизельное топливо
является смесью углеводородов при температуре кипения 180–360°С.
Основные свойства ДТ
Воспламеняемость/цетановое число (ЦЧ) определяет
не только характер процесса сгорания при установившейся работе, но и
пусковые качества топлива. Если оно ниже 40 единиц, запустить холодный
двигатель не только в холодное, но и в теплое время года трудно. Нормальный
пуск и мягкая работа дизелей в летнее время обеспечивается топливом
с ЦЧ около 45 единиц, в зимнее – 50 единиц. Более высокие значения ЦЧ
для двигателей не нужны, так как уже не сказываются на улучшении процесса
сгорания.
Вязкость и плотность топлива во многом определяют процессы
испарения и смесеобразования в дизелях. С их увеличением растет диаметр
капель и ухудшаются условия сгорания, в результате чего увеличивается
расход топлива и дымность отработанных газов. Вязкость топлива влияет
на наполнение и утечки топлива через зазоры плунжерных пар.
Низкотемпературные свойства топлива оцениваются показателями
температуры застывания, помутнения и предельной температуры фильтруемости.
Содержание серы напрямую определяет уровень вредных
составляющих в отработанных газах двигателя. С уменьшением содержания
серы до 0,035% и ниже (экологически чистые ДТ) смазывающие свойства
топлив снижаются, а их уровень регламентируется показателем «пятно износа»
на машине трения. Поэтому в малосернистые топлива вводятся противоизносные
присадки.
Виды ДТ
Сегодня на рынке зимнее ДТ представлено несколькими наименованиями.
ДТ З – зимнее, применяемое при температурах до -20°С
(в этом случае зимнее дизельное топливо должно иметь температуру застывания
<-35°С и помутнения <-25°С), или зимнее, применяемое при температурах
до -30°С (тогда топливо должно иметь температуру застывания
<-45°С и помутнения <-35°С); содержание серы не превышает 0,2%.
ДТ А – арктическое, температура применения до -50°С.
Содержание серы 0,4%.
ДЗп – изготавливается на базе летнего дизельного топлива
с добавлением депрессорной присадки. Температура применения от -7 до
-12°С. Содержание серы от 0,2% до 0,5%.
Для того чтобы обеспечить надежную, экономичную и долговечную
работу дизельного двигателя, топливо для него должно отвечать следующим
требованиям:
– хорошо прокачиваться для бесперебойной и надежной работы насоса высокого
давления, иметь оптимальную вязкость, необходимые низкотемпературные
свойства, не содержать воды и механических примесей;
– обеспечивать тонкий распыл и хорошее смесеобразование, для чего нужны
оптимальные вязкость и фракционный состав;
– полностью сгорать, не образуя сажистых частиц, обеспечивать легкий
запуск двигателя и «мягкую» работу;
– не вызывать повышенного нагарообразования на клапанах, кольцах и поршнях,
закоксовывания форсунки и зависания иглы распылителя;
– не вызывать коррозии резервуаров, топливопроводов, деталей двигателя;
– при сгорании выделять возможно большее количество тепла и быть стабильным.
Проблема качества и угроза для двигателей и фильтров
Зимнее топливо, как продукт более тонкой переработки сырой нефти,
дороже летнего на 5–7%. Поэтому некоторые операторы просто добавляют
в летние марки топлива бензины и керосины с низким октановым числом.
В результате топливо действительно успевает хорошо прогреться в цилиндре,
но воспламенение носит взрывной характер и резко повышает давление в
цилиндре. Такая «жесткая» работа дизельного двигателя вызывает ударные
нагрузки на поршень и подшипники коленвала, что приводит к их преждевременному
износу.
Иногда для снижения температуры застывания в дизтопливо добавляют некачественные
депрессорные присадки, не влияющие на предельную температуру фильтруемости,
что вызывает забивание фильтров.
В следующей статье мы рассмотрим особенности снабжения дизельным топливом
в зимний период.
СПб,
Итальянская ул., д. 3, офис 2-1
Тел. 570-5031,
телефон для круглосуточной связи 8-901-313-0639