Возвращая утраченное
Реставрационная отрасль переживает подъем
Еще 10 лет назад профессия реставратора в России была на грани исчезновения,
в последние годы, напротив, она становится все более востребованной.
И государство, и частный инвестор сегодня считают перспективным вложение
средств в сохранение культурно-исторического наследия.
По
словам руководителя реставрационной мастерской № 4 института «Спецпроектреставрация»
Виктора Голуба, прошло то время, когда реставраторам приходилось браться
за любую работу, чтобы выжить в условиях рыночных отношений. Сегодня
уже есть возможность не только заниматься своим профессиональным делом,
но и выбирать из обилия заказов наиболее интересные, значимые и выгодные.
Появился опыт работы в коммерческой сфере. Причем оказалось, что с частным
заказчиком зачастую проще решать некоторые организационные вопросы.
Так, госзаказ, как правило, отличается жесткой установкой сроков. А
ведь работа с древними памятниками истории, сами реставрационные технологии,
состояние материалов и конструкций, характер утрат памятника требуют
более длительных сроков работы по сравнению с современным строительством.
Однако чиновнику это иногда труднее объяснить, нежели частному инвестору,
решившемуся на реставрацию памятника истории и понимающему, что ценность
объекта увеличивается пропорционально его «возрасту» .
Сегодня специалисты мастерской работают одновременно на 10 объектах
различного назначения. Это и работа в бывшем Доме Союза писателей на
Шпалерной ул., и реконструкция жилого дома № 17 на Б. Конюшенной ул.,
реставрация Санкт-Петербургской хоральной синагоги и работа в бывшем
кинотеатре «Баррикада», реставрация фасадов бывшего магазина Елисеевых
и помещений Академического театра комедии, частные интерьеры.
– Восстановление дворцового комплекса Ораниенбаум, пожалуй,
является одним из самых сложных, интересных и ответственных заказов
последнего времени, – рассказывает руководитель мастерской Виктор Голуб.
Здесь мы выполняем работы по реставрации Китайского дворца, Церковного
павильона Большого Меншиковского дворца и павильона Катальная горка.
Уникальность этих объектов в том, что они меньше других пострадали в
годы Великой Отечественной войны, поэтому перед нами практически подлинники
XVIII–XIX вв.
Проектирование в области реставрации – живой процесс. Несмотря на то,
что мы проводим тщательное обследование памятников, они в процессе работы
преподносят нам постоянные «сюрпризы». Например, на павильоне Катальной
горки, вскрыв позднейшие напластования штукатурок, мы обнаружили, что
существующие архитектурные элементы довольно сильно отличаются от исторического
оригинала. Они претерпели изменения еще в XIX веке, когда павильон реконструировался.
Поэтому в процессе реставрационных работ приходится вносить немало изменений
в проектную документацию. Та же история и с Китайским дворцом.
Разумеется,
где можно, мы стараемся сохранить подлинные фрагменты штукатурки, каменной
кладки, деревянных изделий, помнящих, что называется, «руку мастера».
Поэтому мы, архитекторы, очень тесно сотрудничаем с технологами. Не
обойтись и без применения новых материалов, которые помогают продлить
жизнь старинным памятникам. Так, при реставрации павильона Катальной
горки, чтобы укрепить полуразрушенные стволы колонн, мы применяли углепластик.
Для сохранения каменной кладки использовали пропитки на основе современных
материалов. А флагшток изготавливали из специального стекловолокна,
широко применяемого в яхтостроении. Достоинства этого материала в том,
что он необыкновенно легкий, прочный, практически не подвержен атмосферным
воздействиям и коррозии.
Очень сложной задачей является восстановление интерьера Церковного
павильона Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Не осталось почти никаких
чертежей, рисунков и фотографий. А ведь там был, к примеру, вызолоченный
деревянный иконостас уникальной работы.
Мы много времени проводим в архивах, пытаясь найти хоть какие-то документы,
относящиеся к этому памятнику, тщательно изучаем оставшиеся элементы
декора. Когда-то специализацией нашей мастерской была именно реставрация
интерьеров и малых форм, поэтому такая работа нам особенно интересна.
Одной из проблем является дефицит хороших специалистов. К сожалению,
90-е годы сильно обескровили реставрационную сферу. Сократился приток
в профессию молодых кадров. Уходят старые мастера, не успев передать
свой опыт, знания. Остается надеяться, что востребованность нашей творческой
профессии, заинтересованность в ней государственных и коммерческих структур
поможет переломить ситуацию в реставрационной отрасли.
Елена Рачкова
Тел./факс (812) 314-7892