Новая Голландия обретет вторую жизнь
Проблемы, которые смогут решить профессионалы
Остров
Новая Голландия – одно из исторически уникальных и инвестиционно привлекательных
мест Санкт-Петербурга.
Во времена перестройки уже были попытки создания на этой территории
культурно-развлекательной зоны. Сегодня намерения обрели форму конкретных
действий.
Ситуацию комментирует Сергей Николаевич Сотников, директор
ООО «ПЕТЕР-ГИБ», доктор технических наук, профессор.
– Сергей Николаевич, Новая Голландия является одним из
наиболее перспективных инвестиционных проектов. Ваша компания в середине
90-х принимала непосредственное участие в проекте реконструкции и развития
Новой Голландии. Расскажите об этом поподробнее.
– Комплекс Новая Голландия действительно уникален и интересен для города.
Это остров, образуемый рекой Мойкой и двумя каналами – Крюковым и Адмиралтейским,
общая площадь которого составляет 7,8 га.
«Hовая Голландия» – первый военный порт России, который был основан
в Петербурге в 1721 году указом Петра I и просуществовал до поражения
в Крымской войне. Далее комплекс был отдан Военно-морскому министерству.
По инициативе академика Крылова здесь был создан первый в России опытный
бассейн, затем на территории разместилось ателье по пошиву военно-морской
формы.
Во
времена перестройки архитектор Вениамин Фабрицкий выступил с предпроектным
предложением реконструкции территории, перевода военных учреждений в
другие места и созданием здесь современной зоны культуры и отдыха.
Анатолий Собчак одобрил предложение, для реализации которого было создано
акционерное общество «Новая Голландия». На тот период я занимал должность
заведующего кафедрой геотехники СПбГАСУ. Нам было предложено провести
полное обследование зданий острова, дать экспертное заключение о состоянии
фундаментов стен, перекрытий, произвести контрольные расчеты. Сейчас
мы располагаем пятью томами информации о проделанной нами работе. Далее
АО «Новая Голландия» объявило конкурс на разработку архитектурного проекта,
а вскоре после ухода Собчака общество прекратило свое существование.
– Сегодня вновь вернулись к мысли о необходимости реконструкции
Новой Голландии. Могут ли возникнуть сложности при ее реализации с технической
точки зрения?
– Проект реконструкции Новой Голландии, принятый для реализации, предложен
одним из наиболее известных современных архитекторов англичанином Норманном
Фостером. В соответствии с его замыслом главным сооружением комплекса
должна стать концертно-спортивная арена, которая расположится между
прудом и круглым зданием гауптвахты. На базе самой гауптвахты планируется
возведение гостиницы с подземными гаражами.
Здания лесных складов и гауптвахты находятся с технической точки зрения
в достаточно хорошем состоянии. Можно говорить о высоком уровне строительства
петровских времен – крепкий известняковый фундамент, качественный кирпич,
практическое отсутствие трещин в стенах. Эти здания могут служить превосходной
основой для ведения реконструкционных и строительных работ. Конечно
же, при ведении реконструкции необходимо позаботиться о сохранении исторического
облика территории, совместить эту задачу с созданием инвестиционной
привлекательности Новой Голландии.
–
Сергей Николаевич, возведение подземных гаражей – задача непростая.
А ведь в проекте развития Новой Голландии их планируют возводить в непосредственной
близости от построек XVIII века, что крайне усложняет задачу...
– У нашей компании есть успешный опыт проектирования подземных гаражей
в здании гостиницы на Малом проспекте, д. 1. Могу сказать, что построить
подземные гаражи так, чтоб историческое здание не пострадало, действительно
сложно.
Можно привести в пример строительство двухэтажных гаражей в гостинице
«Невский палас». В результате возведения гаражей получили аварийные
повреждения находящиеся поблизости жилые дома, образовалась потеря полезной
территории. Поэтому, конечно же, нужно крайне серьезно подходить к проектированию
подземных, двухъярусных гаражей возле исторических зданий Новой Голландии.
Следует учитывать, что помимо проектирования самих гаражей нужно предусмотреть
удобные подъездные пути. Сегодня ведется реконструкция моста Лейтенанта
Шмидта, а площадь Труда перегружена транспортом. Учитывая, что проект
реконструкции Новой Голландии предполагает создание культурно-развлекательного
центра, места приема гостей города, нужно обязательно предусмотреть
удобный доступ к острову.
– Насколько, по вашему мнению, данный проект будет вписываться
в историческую канву петербургского центра?
– Я полагаю, что реконструкция Новой Голландии, при условии сохранения
ее исторического облика, будет вполне соответствовать историко-архитектурному
облику Петербурга. К тому же сейчас ведутся работы по возведению второй
сцены Мариинского театра, и территория Новой Голландии станет логическим
продолжением досугово-культурной, исторической части города.
Беседовала Дарья Голенкова