Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 89 октябрь 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Дивный питерский металл
Мосты, ограды, решетки живы трудом реставраторов

Кронверкская набережнаяСпециалисты ООО «Арт-Декор» хорошо известны в среде реставраторов и строителей Санкт-Петербурга. Основное направление деятельности компании – восстановление металлического декора.

Свое мастерство реставраторы ООО «Арт-Декор» продемонстрировали, возрождая такие памятники архитектуры, как чугунные ограждения Кронверкской набережной от Петропавловки до Крымского моста, гроты Константиновского дворца, Арку Главного штаба. А этим летом в Царском Селе после 60 лет запустения открылись для посетителей Зубовский корпус и Южный флигель Екатерининского дворца. Художественный металл балюстрад, лестниц, внутренний металлодекор, получили вторую жизнь благодаря искусству реставраторов.
В 1944 году дворец был почти полностью разрушен. В 1951 году территорию отдали Военно-морскому училищу под «казармы» с правом переделки помещений под свои нужды. В 1957 году, когда Екатерининский дворец передали в ведение Дирекции дворцов и парков г. Пушкина, реставраторы начали восстанавливать парадные залы. А в огромных пустующих покоях Зубовского корпуса разместили реставрационные мастерские, где жили и работали художники-монументалисты и позолотчики.

директор ООО «Арт-Декор» Андрей БахваловТолько в 2003 году федеральный бюджет наконец выделил деньги на восстановление южной части Екатерининского дворца. Три года генподрядчик, ООО «Ресстрой», восстанавливал исторический облик корпуса согласно реставрационному проекту архитектора А. А. Кедринского. Технадзор за работами осуществляла Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации.
– Я пятнадцать лет работаю в реставрации и строительстве, – рассказывает директор ООО «Арт-Декор» Андрей Бахвалов, – и не слукавлю, если скажу, что «Ресстрой» – это первый генподрядчик в моей практике, который так четко умеет скоординировать деятельность множества строительных организаций.

Уникальность работы реставраторов и строителей состояла в том, что полнейшую реконструкцию Зубовского корпуса предстояло выполнить без закрытия Екатерининского дворца или ограничения прохода посетителей. В таких условиях невозможно использовать башенные краны или другое подъемно-транспортное оборудование: и неудобно, и техника безопасности нарушается. Ведь на площадке одновременно трудились до сотни строителей. Даже балки перекрытий между вторым и третьим этажами рабочие вытаскивали лебедкой.
А специалистам «Арт-Декора» предстояло демонтировать, воссоздать в литье и заново смонтировать весь тяжеловесный и одновременно тонкий по исполнению металлический декор балюстрады. Нестандартная ситуация каждый раз требовала поиска новых инженерных решений в технологии монтажа. Поднимали все элементы по старинке, практически вручную – так же, как ставили мастера когда-то при возведении дворцового ансамбля.

Вспомнить многие хитрости, рожденные смекалкой старинных мастеров, пришлось реставраторам и на воссоздании так называемой Боскетной лестницы.
– Чугунные лестницы нам очень интересны как реставрационный объект: там много тонкого чугунного литья, – говорит Андрей Бахвалов. – Все ступени, площадки, балясины в соответствии с чертежами надо было сделать полностью из чугуна: ни камня нет, ни гранита. Требовалась полная расчистка, затем частично – реставрация, а частично – воссоздание. Один процесс литья пластин полтора на полтора метра для истинного мастера представляет огромный интерес. Много разных тонкостей потребовалось и при монтаже. Где-то идет клепка, где-то ковка, где-то сварка, были и оригинальные механические резьбовые соединения. Очень разнообразный, характерный объект, что называется, для души.
Сегодня по Боскетной лестнице уже ходят посетители экспозиций Зубовского корпуса. А реставраторы «Арт-Декора» уже ломают голову над технологическими решениями на другом объекте – Большой Белой лестнице соседнего памятника архитектуры.

На реконструкцию этого красивейшего сооружения – Церковного флигеля – выделены немалые средства. Освоить их снова предстоит в минимальные сроки, все работы должны быть выполнены за три года. В воссоздании, реставрации и ремонте металлических конструкций этого флигеля ООО «Арт-Декор» вновь участвует на подряде у ООО «Ресстрой». Ведь у этой фирмы есть возможность для выполнения работ практически любого объема.
Ленинградский метростроевский завод, надежный партнер, при необходимости предоставляет свои мощности. В институте металлосплавов всегда готовы принять заказ на гальванопластику или оказать компетентную поддержку на уровне консультаций. Но в основном все работы фирма выполняет самостоятельно.

В рабочих фотоальбомах реставраторы зафиксировали первоначальное состояние Церковного флигеля. При расчистке стен оказалось, что на них было нанесено 11 слоев краски!
– Расчистили, отошли – ахнули: какая красота скрывалась! – вспоминает Андрей Юрьевич. – Теперь очень кропотливая работа предстоит. Там и сама лестница удивительно красива: ажурнейшие балясины. И полы необычны – выполнены из литых чугунных шестигранных плит. Это значит, снова нужны модели, формы, литье, прочеканка. Может быть, финансово заказ не так интересен. Но мы немножко старорежимного воспитания, – шутит руководитель фирмы.
Впрочем, в этой шутке велика доля истины. В коллективе фирмы каждый убежден, что, когда реставратор занимается «выгодным» ремонтом под евростандарт – это нонсенс. Для людей этой профессии особенно важно ощущать себя художником. А мастера, работающие с металлом, – это, как правило, высококлассные универсалы.

Вероятно, поэтому, прежде чем посвятить себя металлическому декору, сам руководитель компании стал дипломированным маляром-штукатуром, токарем, слесарем, восстанавливая крепостные стены Выборга, Пскова и Новгорода. И сегодня каждого из трех десятков сотрудников компании готов назвать как уникального специалиста. Скажем, в работе по металлу нет равных слесарю-реставратору Владимиру Прохорову. На Арке Главного штаба его новые инженерные решения позволили точно и быстро осуществить крепеж розеток, транспортировку и подъем фигур на фасад. А настоящий талант Леонида Пантелеева, специалиста по реставрации камня, кирпичной кладки, штукатурных покрытий, проявился на Константиновском дворце.
– Я могу отдать приказ, но люди, непосредственно работающие руками, часто находят более верное решение, чем инженер, – рассуждает Андрей Бахвалов.– Ведь реставратор – профессия кастовая. Только тот, кто проникается особым духом, приживается в нашем коллективе. Из 50 остается 2–3 человека, проверенных на конкретных объектах.

Демонтаж архангелаСейчас именно эти, проверенные в деле, преданные своему делу люди возрождают чугунные балюстрады Церковного корпуса в Царском Селе, ведут воссоздание люстр в соборе Феодоровского городка, сотрудничают с Государственным Эрмитажем, помогая поддерживать исторические объекты.
Но все же главные творческие планы и заботы мастеров ООО «Арт-Декор» связаны с городом Пушкин.
– Жду не дождусь, когда начнут реконструировать основную часть Феодоровского городка,– делится мыслями Андрей Бахвалов. – Там по левую руку от собора стоит большое заброшенное каменное белое здание. Много в нем и реставрации, и работ по воссозданию, в том числе и общестроительных. И парк надо делать – с беседочками, мостиками, башенками, ограждениями. Всевидящее око недавно демонтировали, находится в реставрации. Сейчас идет обследование сохранности непосредственно самой пятиглавой церкви.

Кстати, главы церковного купола Феодоровского собора, выполненные при участии «Арт-Декора», одетые в золото старшими партнерами из «Ресстроя» – генподрядчиком проекта, уже отстояли непростую минувшую зиму. Это можно считать серьезной победой новой технологии. На Феодоровском соборе применили новую мастику. Теперь, пройдя испытание зимними температурами, состав подтвердил свою надежность. Но только после того, как минет еще одна зима, его можно будет использовать на других объектах. Такие испытания невозможно провести в лаборатории: купол расширяется, сужается, здание живет. Новый материал проходит проверку, кропотливую и тщательную. Ведь именно такой проверке подвергает время любую работу настоящего реставратора.

Елена Ухова

198260, Санкт-Петербург,
ул. Солдата Корзуна, д. 26, кв. 64
Тел./факс (812) 387-8017



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна