Как управлять качеством
Сертификация по стандартам серии ИСО
Во многих странах наличие добровольного сертификата ISO является
залогом конкурентоспособности компании, знаком качества продукции или
услуг для потребителя, дополнительной гарантией профессиональной компетентности.
В отличие от москвичей петербургские строители пока не спешат сертифицировать
свою деятельность.
С
одной стороны, получение сертификата ИСО – удовольствие довольно хлопотное
и дорогое, с другой – на фоне отмены лицензирования интерес строительных
компаний к процессу сертификации, в том числе по системе ИСО, начинает
расти.
Тему комментирует начальник управления по качеству ПГУПС, зав.
кафедрой «Строительные материалы и технологии» д. т. н., проф. Татьяна
Михайловна Петрова.
– Создание систем обеспечения управления качеством для нашей страны
не является новым. В 1970–80-х годах ученые и специалисты многих стран
мира пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только
путем контроля готовой продукции. Оно должно обеспечиваться как при
предварительном изучении требований рынка, так и на стадии проектных,
конструкторских работ, выборе поставщиков, на всех стадиях производства
и т. д. Исходя из этого, в доперестроечной России была предпринята попытка
развития и внедрения комплексных систем управления качеством продукции
(КС УКП) во всех отраслях промышленности.
Эту систему считают своеобразным прообразом сегодняшней системы
менеджмента качества (СМК). Однако в силу ряда причин КС УКП
не получила широкого развития, хотя на отдельных предприятиях она функционировала
длительное время.
Система управления качеством представляет собой согласованную структуру,
включающую эффективные технические и управленческие методы.
В настоящее время выделяют три уровня систем управления качеством,
несколько различающихся между собой:
• системы, соответствующие требованиям международных стандартов ИСО
серии 9000;
• общефирменные системы управления качеством TQM;
• системы, соответствующие критериям национальных или международных
премий и дипломов по качеству.
– Когда стандарты ИСО начали применяться в России?
– Разработка критериев и требований СМК на уровне международных стандартов
велась достаточно долго. В 1986 г. были приняты международные стандарты
ИСО серии 9000, в которых были изложены рекомендации по разработке систем
качества. Вместе с терминологическим стандартом ИСО 8402-94 они образовали
основополагающий комплекс международных документов. В России эта версия
стандартов практически не нашла внедрения.
В 1994 г. вышла вторая версия стандартов (в российской редакции в 1996
г.), системы управления качеством, разработанные по этой версии стандарты
существуют на многих предприятиях России.
С 15 декабря 2000 г. вступила в действие версия 2000 г. стандартов ИСО
серии 9000. В России эти стандарты действуют с 31 августа 2001 года
и представляют собой русифицированную версию стандартов ИСО 9000:2000,
ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000.
– Что дает компании процесс сертификации?
– На предприятиях и в организациях, которые ставят перед собой задачу
максимально отвечать запросам потребителей и требованиям современного
рынка, должна быть разработана, а в дальнейшем и сертифицирована система
менеджмента качества.
Это позволит оптимизировать работу предприятия и облегчит управление
его деятельностью. Сертификат повысит имидж предприятия в глазах российских
и зарубежных инвесторов, даст возможность получить льготные кредиты,
государственные, муниципальные и городские заказы на производство работ
и услуг. А также продемонстрирует способность предприятия систематически
выпускать продукцию (проводить работы, оказывать услуги), отвечающую
требованиям потребителя, законодательным и нормативным документам, даст
возможность побеждать в конкурентной борьбе в условиях рынка и многое
другое.
– Какие требования предъявляет ИСО к системе управления
качеством?
– Организация должна определить процессы, необходимые для системы управления
качеством, их последовательность и взаимодействие, а также критерии
и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении,
так и при управлении процессами. Компания должна обеспечить наличие
ресурсов и информации, необходимых для поддержки и мониторинга этих
процессов, осуществлять мониторинг, измерение и анализ, принимать меры,
необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного
их улучшения.
Именно процессный подход к вопросам управления качеством, начиная с
подготовки производства до анализа и принятия решения по результатам
производства, является отличительной особенностью стандарта ГОСТ Р ИСО
9001-2001. Это дает возможность включить весь персонал предприятия в
процесс создания продукции надлежащего качества.
– Почему лишь немногие строительные компании города разработали
и внедрили СМК на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001?
– Одной из причин такого положения является то, что в отличие от Москвы
в Санкт-Петербурге разработка и сертификация СМК строительной организации
не является одним из рекомендуемых условий при проведении, например,
тендерных торгов.
Вместе с тем правительство Москвы в своем постановлении еще от 05.12.
2000 г. отмечало необходимость начиная с 2001 г. при проведении тендеров
среди подрядных организаций, конкурсов на предоставление земельных участков
для строительства при других равнозначных показателях отдавать предпочтение
организациям, внедрившим систему управления качеством. Начиная с 2004
года предлагалось не допускать к участию в подрядных торгах организации,
не внедрившие СМК по серии стандартов ГОСТ Р ИСО 9000.
Предусматривалось оказывать постоянную организационно-методическую помощь
предприятиям и организациям в создании и внедрении СМК в строительстве.
Вероятно, было бы целесообразно и в нашем городе обратить внимание
на решение проблемы создания и совершенствования системы управления
качеством в строительстве.
Определенную помощь в этом могут оказать вузы нашего города. К примеру,
Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС) аккредитован
в системе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
в качестве органа по сертификации СМК в соответствии с требованиями
ГОСТ Р ИСО 9001-2001, в том числе для организаций и предприятий строительной
отрасли. Этим же целям служит подготовка специалистов с высшим образованием
по специальности «Стандартизация и сертификация», открытая на кафедре
в 1999 году.
Наталья Соколова
Тел./факс (812) 768-8686
E-mail: