Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 89 октябрь 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

ШАГ К ОТКРЫТОСТИ
Методика профессиональной сертификации «Союзпетростроя»

«Союзпетрострой» первым в Петербурге разработал методику профессиональной сертификации.
Как сказано в Положении, «сертификат удостоверяет высокое качество товаров и услуг, а также надежность компании как делового партнера».

Заместитель директора «Союзпетростроя» к. э. н. Евгений Каплан Прокомментировать методику мы попросили ее автора, заместителя директора по развитию и информационно-аналитической работе «Союзпетростроя» к. э. н. Е. Л. Каплана.

– Сегодня компании – члены Союза проходят сертификацию в добровольном порядке. Мы никого не принуждаем, наоборот, очень благодарны тем компаниям, которые проводят такую работу. Это дает нам бесценный опыт и возможность выявить и откорректировать проблемные моменты.

Тем не менее нужно понимать, что с 1 января сертификация для всех строительных компаний будет обязательна.
Сертификации подлежат три группы компаний инвестиционно-строительного комплекса: инвестиционно-строительные компании (выступающие в роли застройщика и генподрядчика), подрядные компании и производители строительных материалов и конструкций. Для каждой из групп с учетом специфики деятельности рассматриваются показатели по трем основным разделам: «Положение компании на строительном рынке», «Производственно-экономический потенциал компании и качество ее работы», «Финансовые показатели компании».
Сертификация проводится безвозмездно и на добровольной основе. Единственные затраты, которые понесет компания в связи с данной процедурой, – расходы на проведение экспертизы независимыми экспертами.

Добавлю, что по положению сертификат выдается на срок от одного до трех лет, в зависимости от показателей компании. Сертификат на один год выдается в случае, когда большинство показателей находятся на нормативном уровне, но отдельные, например экономические, вызывают сомнение. Если через год будет отмечено ухудшение ситуации, сертификат не будет продлен.
Сертификат на два года выдается сильным компаниям, по всем показателям соответствующим профессиональным стандартам «Союзпетростроя». Соответственно, трехлетний сертификат получат компании, чьи показатели существенно превышают средние. Замечу, что пока не было выдано ни одного подобного сертификата, хотя предложения такие поступали, но они не были поддержаны большинством членов комиссии.

Наша цель – сделать так, чтобы сертификат «Союзпетростроя» давал его владельцам преимущества на строительном рынке. Для этого необходимо выдерживать достаточно высокий уровень требований к профессионализму компаний.
Что касается инжиниринговых компаний, то они смогут пройти сертификацию в индивидуальном порядке.

– Кто входит в комиссию по сертификации?
– Председателем комиссии выбран вице-президент Союза В. В. Бирюков. Членами являются уважаемые в строительном сообществе люди – генеральные директора компаний, работающих в сфере строительства, такие как М. К. Зарубин, В. И. Климов, К. Г. Касрадзе. Также в состав решено ввести двух сторонних экспертов – представителя государственной службы строительного надзора и представителя ЭСОН. Считаю их присутствие очень важным, поскольку они могут дать важную дополнительную информацию о сертифицируемой компании.

– Как решен вопрос с сертификацией холдингов?
– Дочерние компании, как самостоятельные хозяйствующие субъекты, будут сертифицироваться отдельно, по упрощенной методике.

– Евгений Львович, с одной стороны, такие показатели, как опыт работы на рынке, объемы введенного и строящегося жилья, объемы СМР, выполненных собственными силами, понятны. Но возникает вопрос: не получают ли здесь абсолютное преимущество крупные компании? Ведь если планку устанавливать по их показателям, за чертой могут остаться предприятия малого и среднего бизнеса? И что делать компаниям-новичкам, не так давно вышедшим на рынок?
– Понятно, что для получения профессионального сертификата компания должна иметь историю и определенный опыт работы на рынке. Тем не менее новые компании могут стать ассоциированными членами «Союзпетростроя», а затем, поработав и проявив себя на строительном рынке, получить сертификат.
Мы прекрасно понимаем, что на рынке есть средние и малые компании.
Главное, чтобы объемы работ компании соответствовали ее масштабам, а их динамика была положительной. Не зря в методике есть такой пункт, как «основные заказчики за последние три года»: для средних и малых компаний уровень заказчика и партнера, того, с кем компания работает, кто ей доверяет, – важный показатель ее надежности и профессионализма.

– Раздел «производственно-экономический потенциал компании и качество ее работы» затрагивает состояние оборудования, наличие производственных площадей, которые опять же есть не у всех компаний, занимающихся строительством…
– Разумеется, больше доверия у всех вызывают компании, которые имеют собственные производственные мощности, современное оборудование. Однако мы понимаем, что в строительстве работают и управляющие компании, у которых своих мощностей нет. И, если такая компания успешно справляется с функциями генподряда, она, безусловно, может претендовать на получение сертификата.

Что касается оборудования, такой показатель, как его износ, говорит о многом. Согласитесь, что при 70%-м износе к компании могут быть серьезные вопросы по надежности и качеству работ. Конечно, комиссия внимательно смотрит и на коэффициент обновления оборудования, который должен быть не ниже 20%, на долю нового оборудования, которое поступило в компанию за последние 5 лет – желательно, чтобы за этот срок обновлялось не менее 50% оборудования.

Определенные требования имеются и к квалификации сотрудников, и к текучести кадров.

– Наверное, наибольшие сложности у компаний вызовут пункты, касающиеся финансовых показателей. Открытость – не самая сильная сторона российских строительных компаний, да и не только строительных…
– Очень больной вопрос – о средней заработной плате. Сначала такого показателя даже не было в нашей методике, его ввели позже. И хотя некоторые претенденты не желали выдавать такую информацию, без нее комиссия рассматривать дела о сертификации отказалась.
Белая зарплата характеризует прозрачность, открытость компании. Но это и показатель уважения к своим сотрудникам и к партнерам, это и низкая текучесть кадров. Если средняя заработная плата в строительстве по Петербургу составляет 13 тысяч рублей, то, соответственно, и ориентироваться комиссия будет на эти показатели, цифры много меньшие, скорее всего, вызовут большие сомнения.
Но сразу хочу сказать, что информация по конкретным фирмам является строго конфиденциальной и предоставляется только с согласия компании.

Столь же болезненный вопрос о рентабельности. Ни для кого не секрет, как непросто в российской экономике с выплатой налогов, об этом говорят на самом высоком уровне, но мало что меняется.
Однако принципиальная позиция комиссии состоит в том, что она не может брать на себя ответственность за компании с низкими показателями заработной платы, рентабельности и налоговых отчислений. Даже при высокой оценке других производственно-экономических показателей такие компании могут рассчитывать только на годичный срок действия сертификата, с последующим мониторингом финансовых показателей.

И это вполне справедливо: все обосновывающие сертификат документы попадут в Комитет по строительству, Комитет по экономическому развитию; будут фигурировать на конкурсах на получение городского и федерального заказа, наконец, в банках при получении кредитов. Наличие низких финансовых показателей обесценит сертификаты «Союзпетростроя», отрицательно скажется на репутации всех компаний, которые его уже получили.
Я полностью согласен с высказыванием члена комиссии почетного строителя России М. К. Зарубина: «Если компания хочет минимизировать налоги – это ее дело. Если же она хочет выйти на публичный строительный рынок, то должна иметь достойные финансовые показатели». Нам нужно менять деловой менталитет. Работающие вместе компании должны быть уверены в надежности партнера.

– Евгений Львович, будет ли иметь вес сертификат, выданный в Петербурге, в других регионах или для работы на другой территории нужно будет сертифицироваться в местных СРО?
– И до вступления в силу закона о СРО, и после этого сертификат является корпоративным документом и не имеет прямой юридической силы.
Ценность сертификата будет определяться значимостью той организации, которая его выдала. Насколько высок престиж «Союзпетростроя», настолько значим выданный им сертификат, настолько уважаема фирма, его получившая.

По большому счету проблема не в возможности дублирования, а в том, что, не получив сертификат в солидной, добросовестной саморегулируемой организации, его можно будет получить в другой, менее требовательной и щепетильной. А ведь в такой ситуации могут оказаться до 70% строительных компаний. И вопрос состоит в том, станут ли они совершенствовать свою работу или пойдут более легким путем, создав свою «саморегулируемую» организацию.

Светлана Соснова

Тел. (812) 999-3185



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна