Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 89 октябрь 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

За все ответит СРО
Саморегулирование в строительстве: мечты и реальность

Пока принятый в первом чтении федеральный законопроект о саморегулируемых организациях два года лежит мертвым грузом в Государственной Думе, строители разработали свой – отраслевой закон о СРО.
Проявить инициативу их заставила грядущая отмена лицензирования в строительстве. На свет появились сразу два варианта решения проблемы.

Генеральный директор Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» Михаил ВикторовСокращая количество лицензируемых видов деятельности, ведомство Грефа ничего не предложило взамен. Теоретически понятно, что на смену госрегулирования должна прийти система саморегулирования. Проблема в том, что она до сих пор не создана. Общий законопроект о СРО застрял в Думе, его разработчики пытаются «увязать» интересы всех отраслей, что сделать не так-то просто.

Строители решили, что куда быстрее будет разработать и принять отраслевой закон. В июне закипела нормотворческая деятельность, а к концу августа появились первые варианты закона о саморегулируемых организациях строительной отрасли. К настоящему времени свои законодательные разработки представили Ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» совместно с Российским союзом строителей, а также Фонд «Институт экономики города». Принять окончательное решение должна созданная при Росстрое комиссия, призванная составить новый свод правил.

На вопросы «СГХ» отвечает генеральный директор Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», член Комиссии при Росстрое РФ по вопросам совершенствования нормативной правовой базы лицензирования видов деятельности в строительной отрасли и передачи части полномочий государственного регулирования в отрасли саморегулируемым организациям Михаил Викторов.

– Михаил Юрьевич, почему идея узкоотраслевого закона о СРО появилась так поздно, ведь об отмене лицензирования было известно давно?
– Конечно, все можно было сделать заранее. Но кто этим должен был заниматься? Одна из проблем состоит в том, что у строительной отрасли нет своего базового министерства, имеющего необходимые полномочия и прямой выход на президента. Росстрой из министерства превратился в агентство, не обладающее правом законодательной инициативы.
А на Минрегионразвития возложено решение слишком многих абсолютно разных проблем, чтобы уделять должное внимание вопросам строительства.

Кстати, отсутствие базового министерства отразилось и на принятии в последние годы целого ряда непродуманных решений в области реформирования строительной отрасли. На уровне субъектов Федерации ситуация более определенная.

– В чем основное отличие вашего законопроекта от предложений Фонда?
– Необходимо отметить, что мы настаиваем на том, чтобы закон был узкоотраслевой – только для строителей. Не надо под него подводить страховщиков, банки, риэлтеров и других, иначе он захлебнется в согласованиях, как и общий законопроект.

Свои наработки по отраслевому законопроекту мы представили в Росстрое. Пока разработано два законопроекта на эту тему: наш (внесен под эгидой Российского союза строителей) и Фонда «Институт экономики города».
Фонд в качестве главного шага предлагает внести изменения в Градостроительный кодекс. То есть вписать в него главу, посвященную СРО. Мы считаем это ошибкой.

Градостроительный кодекс – это не сверхуниверсальный документ, в котором может фигурировать все что угодно. Он должен регулировать лишь градостроительные отношения. Мы же говорим об отношениях между юридическими лицами, между общественными объединениями.

Ассоциация предлагает решать проблему комплексно: принять отдельный закон о СРО в строительной отрасли и закон о вступлении в силу данного закона. В последнем документе должны быть указаны все изменения, которые необходимо внести в уже действующие 12 законов (начиная от Гражданского кодекса до закона об общественных организациях). Новый закон не должен быть в отрыве от остального правового поля, о чем часто забывают федеральные органы. Этим же грешат предложения Фонда.

– В своем законопроекте вы предлагаете установить переходный период от госрегулирования к саморегулированию строительной отрасли. Но срок продления механизма лицензирования не указан.
– Это тема для обсуждения. Сроки мы ставим в зависимость от определенных параметров, например, от появления в регионах саморегулируемых организаций. В каждом субъекте Федерации должно быть не менее одной СРО. В некоторых регионах нет ни одного строительного союза или ассоциации, поэтому строителям нужно дать время для их создания, а главное – для получения общественными организациями статуса СРО. Для Петербурга и Москвы для этого потребуется максимум год!
Уверен, что в Северной столице будет создано две или более СРО.

– Членство в СРО для строителей будет добровольным или обязательным?
– По данным Лицензионной палаты, в городе действует 15–20 тыс. строительных лицензий. Мы предлагаем продлить лицензирование для компаний, выполняющих функции генпроектировщика, заказчика-застройщика, генподрядчика. На их долю приходится примерно десятая часть всех лицензий, это 1,5–2 тыс. компаний.
Это первая группа строителей, которая, по нашему мнению, должна вступать в СРО в обязательном порядке.
Мы также считаем, что членами СРО обязаны быть лица, осуществляющие деятельность, связанную с выполнением особо ответственных видов общестроительных и строительно-монтажных работ при возведении зданий и сооружений высотой более 15 метров, включая многоэтажные жилые дома и объекты публичного назначения. То есть мы предлагаем использовать (при небольшой редакции) классификатор видов работ, утвержденный Росстроем. Эта схема удобна, ее используют и лицензионные органы, и страховщики, и юристы. Мы берем из этого классификатора компании, осуществляющие работы II уровня ответственности.

3–4 тыс. компаний в Петербурге выполняют работы II уровня.
Это около 20% действующих лицензий (для них также предлагается продлить механизм лицензирования).

Остальные 70% обладателей строительных лицензий, в большинстве своем мелкие и средние компании, занимающиеся менее ответственными видами работ (малярные, штукатурные, благоустройство…), отпускаются, по сути дела, на вольные хлеба, их членство в СРО исключительно добровольное.

– А кто будет контролировать мелкие компании?
– Их работу на стройке будут контролировать компании – члены СРО с более высоким уровнем ответственности либо генподрядчик и заказчик. То есть контроль за субподрядчиками будет осуществлять не Лицензионная палата, а те организации, которые их нанимают на работу.
Кстати, в проекте Фонда критерии обязательного членства в СРО несколько иные. Они сориентированы на объекты строительства. Например, строительство гаражей и дач обязательного членства не требует. Но сегодня компания может строить гаражи, а завтра ей удастся получить заказ на высотку. Получается, что фирме срочно надо вступать в СРО? А вдруг вступить не удастся? Инвестиционный процесс так строить нельзя. А если от высоток перейти к гаражам, то и из саморегулируемой организации придется выйти? В этом случае СРО будет напоминать вагон электрички, где постоянно меняются пассажиры, и ни к чему хорошему это не приведет.

– Какие задачи должно выполнять СРО?
– Основными задачами саморегулируемых организаций является разработка правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, контроль за их исполнением, защита прав и интересов членов СРО, а также прав и интересов потребителей и др.

Важным моментом является определение ответственности члена СРО перед третьими лицами. Мы предлагаем несколько вариантов. Компания может проводить ответственность через субсидиарный фонд СРО, а может воспользоваться услугами страховой компании или иными механизмами.
Специалисты Фонда предлагают передать функции государственного надзора частным страховым компаниям (вплоть до остановки стройки в случае выявления нарушений). Это весьма опасное предложение. Многие страховые компании аффелированы с бизнес-структурами, в состав которых входят и строительные фирмы. Таким образом, через страховщиков они получат возможность душить конкурентов.

– С региональными СРО все ясно, а зачем нужны межрегиональные объединения?
– Механизм СРО не должен превратиться в очередной барьер. Став членом одного СРО, компания должна иметь право работать на территории всей России. И здесь мы закладываем определенный уровень координации на межрегиональном уровне. Это ведение текущего мониторинга, методологическая деятельность и т. д. Наиболее оптимальный путь – объединение по федеральным округам. Возможно, на базе Росстроя будет создана федеральная комиссия, куда войдут представители Росстроя, Минрегионразвития, Российский союз строителей и, возможно, представители межрегиональных объединений.

– Как вы считаете, будет ли продлен срок лицензирования в строительстве на переходный период?
– Надеюсь на это. Мы не говорим о прямом продлении системы лицензирования, речь идет о постепенной передаче части полномочий профессиональным союзам, ассоциациям. Но переходный период необходим. Иначе появится правовой вакуум. Ведь пока будут приняты все необходимые подзаконные акты, пройдет не менее 2 лет. Возможно, будет внесено соответствующее дополнение в ФЗ о лицензировании.

Беседовала Наталья Соколова

Тел. (812) 347-7891



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна