Электросети объединяются и выигрывают
«ЛОЭСК»: первые итоги реформирования
30 августа 2004 года в рамках реформирования энергетики Правительством
Ленинградской области совместно с ОАО «Ленэнерго» и ЗАО «Новогор» (подразделение
холдинговой компании «Интеррос») была организована ОАО «Ленинградская
областная управляющая электросетевая компания».
Адресная
программа производственной деятельности в зоне МУП ЭС, вошедших в ОАО
«ЛОЭСК»:
80 млн рублей – 2004 год,
170 млн рублей – 2005 год,
300 млн рублей – 2006 год.
Целью создания компании было надежное электроснабжение городов и крупных
поселков Ленинградской области. Предполагалось, что новая структура,
в управлении которой находится большинство муниципальных предприятий
городских электрических сетей области, улучшит работу энергетического
комплекса области за счет расширения возможностей по привлечению инвестиций
и их более эффективного использования, проведения единой технической
политики и т. п.
О том, что удалось сделать за два года и какие задачи стоят
перед областной управляющей компанией сегодня, мы попросили рассказать
главного инженера «ЛОЭСК» А. Байдакова.
– Александр Михайлович, что удалось сделать за два года
работы?
– Если говорить о задаче объединения под единым управлением муниципальных
электросетевых предприятий, то она в основном решена. Наше предприятие
объединяет 15 из 22 муниципальных предприятий городских электрических
сетей, которые стабильно работают в качестве его филиалов. Прошедший
зимний период максимальных электрических нагрузок показал, что мы ведем
правильную техническую политику во всех муниципальных образованиях области.
Никаких серьезных инцидентов, связанных с перерывом в электроснабжении
предприятий и объектов социально-коммунального назначения, в области
не было. И, хотя ставить это в заслугу исключительно нашей компании
было бы неправильно, полагаю, что это в определенной мере является следствием
проводимой нами единой технической политики.
В этом плане можно отметить, что мы достаточно большое внимание уделяем
подготовке эксплуатационного персонала, производим переобучение, повышаем
профессиональную квалификацию работников. Техническая оснащенность и
профессиональный уровень наших работников – это как раз то направление,
которое прежде не имело системного подхода. А сегодня мы считаем его
важным в нашей работе: в качестве единой технической политики ориентируем
филиалы на применение современных унифицированных технологий, методов
работы, высококачественных материалов и более современного оборудования.
Так, в качестве примера можно отметить, что проводимые сегодня реконструкции
и капитальные ремонты воздушных линий электропередачи производятся исключительно
с применением самонесущих изолированных проводов (СИП). Этим мы добиваемся
снижения потерь, повышения надежности и энергоустойчивости сетей. Также
очень широко в наших филиалах стали применять комплектные корпусные
подстанции 10/0,4 (БКТП) – это изделия полной заводской готовности,
на монтаж, установку и подключение которых требуется минимум времени.
Как и во всей электроэнергетике, сетевое хозяйство в городах Ленинградской
области требует значительных объемов капитальных ремонтов, реконструкции
и модернизации. Остро стоит проблема надежного электроснабжения центров
городов.
Для повышения надежности в 2006 году в пяти городах – Ивангород, Гатчина,
Кириши, Сосновый Бор, Луга – с применением самого современного щитового
оборудования проводится реконструкция распределительных пунктов 10 и
6 кВ, введенных в эксплуатацию в 1960–1970 годах. Также в плане капитальных
ремонтов и реконструкции в 2005–2006 годах компания обеспечивает реализацию
достаточно крупных инвестиционных проектов по реконструкции сетей уличного
освещения в г. Тосно, в микрорайоне Восточный г. Тихвина, в п. Вырица
Гатчинского района, в реконструкции подводящих кабелей 10 кВ к ЦРП в
г. Кириши, в капитальном ремонте сетей 0,4 кВ в п. Заборье Бокситогорского
района. В целом только на эти проекты направлены средства, превышающие
100 млн рублей.
– Откуда идут средства на реконструкцию и ремонт? Достаточно
ли той инвестиционной составляющей, что заложена в тарифе?
– Только средств, заложенных в тариф потребителя, конечно,
недостаточно. Мы выполняем работы по заказу сторонних организаций, и
пусть пока это не столь значительные объемы, но все же за первое полугодие
нынешнего года нам удалось получить 15 млн рублей. Наши средства не
позволяют реализовать проекты для присоединения новых технологических
мощностей, разбросанных в черте наших зон влияния. Поэтому во взаимодействии
с органами местного самоуправления мы решаем вопрос привлечения сторонних
инвестиционных источников, в первую очередь очень интенсивно ведем работы
по привлечению инвестиционных средств от заказчиков-застройщиков.
–
В области, в отличие от Санкт-Петербурга, пока нет официально утвержденной
платы за присоединение к электрическим сетям?
– Действительно, плата за присоединение, как таковая,
в области не введена. Надо понимать, что такое плата за присоединение
на территории области. С одной стороны, есть Постановление Правительства
РФ № 861 об обеспечении недискриминационного доступа потребителей к
электрическим сетям, плата за присоединение строго регламентирована
и включает ограниченный инвестиционный ресурс. С другой стороны, чтобы
создать дополнительные электрические мощности и обеспечить присоединение
потребителя, например, в таких городах, как Выборг, Луга, некоторых
поселках Гатчинского района, нужны средства значительно большие. Все
мы понимаем, что за сумму в 5 МРОТ (а именно этой величиной Постановление
№ 861 ограничивает сумму, которую разрешается брать с физического лица
в качестве платы за присоединение) подключить к сетям частный дом с
заявленной мощностью 30 кВт невозможно. Ведь для этого, возможно, придется
произвести замену трансформатора, увеличивать сечение провода на расстоянии
1,5–2 км.
В ряде городов по согласованию с местными администрациями, там где
ситуация с электроснабжением является наиболее острой (Выборг, Кириши,
Шлиссельбург, Волхов), мы используем плату за создание технических возможностей
технологического присоединения как источник дополнительных инвестиционных
ресурсов, привлекаемых от потребителей.
Поскольку вопрос включения инвестиционной составляющей в плату за технологическое
присоединение не решен на федеральном уровне, мы стараемся решить вопрос
на региональном уровне. В правительство Ленинградской области нами направлены
предложения о порядке расчета и использования платы за создание технической
возможности технологического присоединения к сетям «ЛОЭСК».
Надо отметить, что даже привлечение средств потребителей за присоединение
к сетям «ЛОЭСК» не может решить проблемы строительства либо реконструкции
опорных источников 35-110 кВт в таких городах, как Волхов, Выборг, Гатчина,
Луга, Тосно. Эти проблемы при поддержке правительства Ленинградской
области могут решаться только совместно с ОАО «Ленэнерго».
– В состав компании вошли муниципальные предприятия горэлектросетей
15 муниципальных образований из 22. Какие преимущества получили филиалы
ЛОЭСК, по сравнению с предприятиями, которые предпочли «одиночное плавание»?
– Корректнее сравнивать ситуацию на предприятиях до и
после вхождения в ЛОЭСК. Если говорить о размере привлекаемых инвестиций,
то практически все наши филиалы получили значительно больший размер
их, чем прежде.
Безусловно, это произошло за счет более рационального использования
тех инвестиций, которые заложены в тариф. Кроме того, централизация,
как уже отмечалось, позволила сконцентрировать финансовые потоки на
наиболее важных направлениях. Например, если в 2004 году инвестиционная
составляющая Сосновоборского предприятия не превышала 3 млн рублей,
то в 2006 году на строительство только одного объекта было выделено
свыше 15 млн рублей.
Совершенно катастрофическая ситуация была до недавнего времени в Киришах
с кабельными сетями, где за 8 месяцев зимнего периода 2004–2005 годов
в сетях 10 кВ фиксировалось до сотни отключений. Тем не менее нам удалось
решить эту проблему, потратив довольно большие средства – 20 млн рублей.
И это Кириши – районный центр, промышленный город со стотысячным населением!
А предприятия небольших городов имели гораздо меньшие финансовые возможности!
Ведь в объективно существующих внешних условиях при прямых договорных
отношениях с ОАО «Ленэнерго» маленькому предприятию с дефицитом специалистов
по всей кадровой линейке осуществлять хозяйственную деятельность было
значительно труднее.
– Санкт-Петербург недавно подписал Соглашение с РАО ЕЭС
России по развитию энергетического комплекса, где электрическим сетям
уделено серьезное внимание...
– Ленобласть идет параллельно, тем же путем. Состоялось
заседание правительства, на котором поступило предложение рассмотреть
возможность и целесообразность создания единой транспортной электросетевой
компании на территории области, включающей все активы ОАО «Ленэнерго»
и «ЛОЭСК». И это логично: на территории области функционируют сегодня
как минимум два хозяйствующих субъекта со схожими функциями – «Ленэнерго»
и «ЛОЭСК», причем в каждом городе присутствуют оба. Это усложняет договорные
отношения, осуществление эксплуатационно-технических функций.
–
Александр Михайлович, генеральный директор ОАО «ЛОЭСК» г-н Хабачев в
начале пути предприятия сказал, что инвесторы после вложений в генерацию
вынуждены будут вкладывать деньги в сети…Так придут ли серьезные частные
инвестиции в сети?
– Вопрос достаточно сложный и емкий. Это связано с существующим
законодательством в области регулирования тарифов. Для того чтобы сегодня
привлечь инвестиции, нужна долгосрочная политика в области тарифов,
стабильность и предсказуемость. Какой инвестор будет вкладывать серьезные
средства в объекты электроэнергетики, если у нас регулирование тарифов
осуществляется один раз в год? Нужен более длительный срок, хотя бы
5 лет. Поэтому о привлечении серьезных сторонних инвестиций в условиях
существующего тарифного регулирования речи не идет.
Кроме того, износ сетей и опорных источников в среднем составляет 70%,
понятно, что такой объем нельзя восстановить только за счет тарифной
составляющей.
Поэтому о принципиальных изменениях можно говорить только тогда, когда
изменятся условия регулирования. Но поскольку наша основная задача –
надежное электроснабжение, бросить изношенные сети и заниматься поиском
доходных направлений политически не совсем верно. Значит, будем проводить
техническую политику, направленную на последовательную модернизацию,
работать по привлечению дополнительных инвестиций, в том числе за счет
заказчика. Такая практика существует во всем цивилизованном мире.
Беседовала Светлана Соснова
Мнение:
Андреев Н.П., генеральный директор предприятия «Ивангородские
городские электросети»:
– До образования «ЛОЭСК» наше небольшое предприятие, являющееся
дотационным, финансировалось по нормативам, средств катастрофически
не хватало. После вхождения в «ЛОЭСК» инвестиции выросли в разы, появилась
возможность проводить не только текущие, но и капремонты. Большое внимание
уделяется техническому оснащению наших бригад, обеспечению их современным
инструментом и средствами защиты, профессиональному обучению специалистов.
Недавно прошел конкурс профессионального мастерства, который заставил
нас взглянуть иначе на свои возможности, оценить работу своих коллег,
обсудить проблемы.
Можно отметить и серьезное отношение управляющей компании к профессиональной
подготовке персонала, охране труда и контролю за соблюдением техники
безопасности. Все это не только улучшает условия труда, но и повышает
статус работников предприятий горэлектросетей.