Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 88 сентябрь 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Нефтяники играют по-крупному
По 30 АЗС в одни руки

В Петербурге и Ленинградской области растет число автозаправочных станций. Но их все равно не хватает. Как будет развиваться этот вид бизнеса?

4 августа НХ «ЛУКОЙЛ» приобрел на аукционе, организованном властями Санкт-Петербурга, право аренды 30 земельных участков под строительство АЗС. Месяцем раньше, 7 июля, на аналогичном аукционе лот из 30 пятен под строительство автозаправок выиграл новый налогоплательщик Северной столицы – «Газпром нефть» (бывшая «Сибнефть»). Кстати, для «ЛУКОЙЛа» это уже второе большое приобретение, первый пакет из 30 участков компания получила в марте 2005 года.

Рис. 1. Доли компаний на рынке Санкт-Петербурга на июнь 2006 (по данным Au92)Рис. 1. Доли компаний на рынке Санкт-Петербурга на июнь 2006 (по данным Au92)

По данным исследования, проведенного Au92, к июню 2006 года в Санкт-Петербурге (с учетом пригородов) эксплуатировалось 322 автозаправочных станции. В Ленинградской области показатель примерно в 1,5 раза ниже – всего 200 АЗС. При этом некоторые топливные операторы одновременно стремятся освоить город и область, в то время как другие делают ставку только на один регион.

Сейчас самой широкой сетью в Петербурге представлен независимый оператор ЗАО «Петербургская топливная компания» (ПТК) – 27% рынка, в Ленинградской области по количеству АЗС лидирует ОАО «Леннефтепродукт», дочернее предприятие ОАО «Сургутнефтегаз», – 17% рынка (в Санкт-Петербурге «Сургутнефтегаз» представлен сетью из 9 АЗС ООО «Киришиавтосервис») (см. рис. 1 и 2).

Рис. 2. Доли компаний на рынке Ленинградской области на июнь 2006 (по данным Au92) Рис. 2. Доли компаний на рынке Ленинградской области на июнь 2006 (по данным Au92)

По мнению аналитиков Au92, в ближайшие полгода ситуация в Ленинградской области существенно не изменится. Самой широкой сетью здесь по-прежнему останется ОАО «Леннефтепродукт».

В Петербурге же ожидается серьезное перераспределение долей компаний на рынке розничной продажи топлива. В первую очередь за счет увеличения доли ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», купившего за 1,5 года 60 участков. Компания укрепляется на рынке как за счет строительства собственных АЗС, так и за счет покупки работающих (например, у «Балт-Трейда»).

Нефтяные гиганты и местные операторы

Сеть АЗС «ЛУКОЙЛ» в Петербурге насчитывает 57 станций, что составляет 18% рынка. 10 марта 2005 года «ЛУКОЙЛ» купил 30 участков под АЗС в Петербурге единым лотом за 10 млн долларов. Из этих 30 участков 5 АЗС построено, остальные находятся в разной степени готовности. Построить их планируется до конца 2006 – начала 2007 годов.
В августе 2006 года за 401,7 млн рублей «ЛУКОЙЛ» приобрел на аукционе право аренды еще 30 земельных участков под строительство АЗС, выставленных на торги единым лотом. Как сообщил гендиректор ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» Владимир Калуженов, с учетом сделки сеть «Лукойла» в Санкт-Петербурге будет включать 110–115 АЗС. В Ленобласти компания ведет переговоры с правительством о получении 10 земельных участков возле КАД и примыкающих к ней трасс.

Кроме того, «ЛУКОЙЛ» планирует вывести на рынок второй бренд – Тeboil. Если это случится, то на топливном рынке Петербурга станет уже три иностранных бренда. Сейчас здесь действуют 31 заправочный комплекс Neste и 14 – Shell.

Использование одной компанией двух брендов на АЗС не новость для Петербурга. В конце прошлого года «ТНК-ВР» приобрела на аукционе 15 участков под строительство заправок. Тогда вице-президент компании по маркетингу Александр Каплан заявил, что она будет развивать в Петербурге сразу две сети – «ТНК» и «ВР», в зависимости от местоположения заправки. Два бренда имеет также сеть местного оператора «Фаэтон»: более дешевые заправки функционируют под этой маркой, а АЗС премиум-класса под маркой Aero.

Помимо «ЛУКОЙЛ» в Петербурге работает ряд вертикально интегрированных компаний («Несте» – 32 АЗС, «Шелл» – 17 АЗС, «Киришиавтосервис», «Сибнефть», «Татнефть-Балтика», «Башсервис», «Роснефть», «Юкос-М», дочка «ТНК-BP» – «Магистраль»). Их доля на рынке составляет 45%. В Ленинградской области чуть ниже – 42%.

В сравнении с другими регионами это очень щадящее присутствие. И во многом оно объясняется сильной позицией местного независимого оператора – «ПТК».

Розничная сеть «ПТК» насчитывает более 137 автозаправочных станций, расположенных в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Тверской и Новгородской областях, а также в Эстонии. Компания продолжает активно развиваться, открывая ежегодно от 3 до 5 АЗС в Петербурге и около 5 – в других регионах Северо-Запада. Президент «ПТК» Юрий Антонов сообщил, что компания планирует приобрести в 2006 году до 30 автозаправочных станций на Северо-Западе и сохранить свою долю на рынке Петербурга на уровне 30%.

«Газпром нефть» на Неве

Между тем в Северную столицу пришел новый крупный налогоплательщик. 13 мая внеочередное собрание акционеров ОАО «Сибнефть» приняло решение о смене названия компании на «Газпром нефть» и ее перерегистрации в Санкт-Петербурге. В начале июля «Газпром нефть» купила в городе 30 участков под АЗС по начальной цене аукциона – 11,926 млн долларов.

Как сообщила пресс-служба ОАО «Газпром нефть», после завершения строительства город передаст земельные участки в аренду компании на 49 лет с последующим правом выкупа. Кроме этого взноса газпромовская «дочка» обязана до нового года перечислить в городской бюджет 4 млрд рублей налогов. Причем 100 млн из них от розничной торговли нефтепродуктами. Если «Газпром нефть» этого не сделает, то потеряет 1,2 млрд рублей – сумму, которая по условиям торгов была депонирована на специальном счете в качестве гарантии платежеспособности покупателя.
Сейчас в Петербурге и Ленобласти работают 11 АЗС «Сибнефти» (6 АЗС под брэндом «Сибнефть», 5 – под брэндом «Славнефть»), еще 8 АЗС находятся в стадии проектирования. Решение о сроке действия этих брендов будет принимать «Газпром», новые же АЗС будут работать под брендом «Газпром нефть».

Придется потесниться

По мнению аналитиков, крупные нефтяные компании могут серьезно потеснить местных трейдеров на бензиновом розничном рынке Петербурга. «ЛУКОЙЛ», «ТНК-BP», «Сибнефть», «Роснефть» – все эти компании планируют осваивать рынок топливной розницы Петербурга, строить новые АЗС и скупать мелких игроков. Одновременное создание большого количества автозаправок может привести к дефициту строительных организаций, специализирующихся на строительстве АЗС, а значит, и к проблеме освоения полученных участков.

Серьезную проблему представляют также обременения, которыми «опутаны» многие участки под АЗС.
Например, 28 июня в ходе торгов на право аренды 10 земельных участков под строительство АЗС было продано только 3 участка (один купило ООО «Шелл-АЗС», два – ХК «Фаэтон»). Это связано с невысокой привлекательностью территорий и наличием значительных обременений по ним.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рекомендует дробить крупные лоты на отдельные участки, чтобы в конкурсах на получение земли под строительство АЗС могли принимать участие независимые операторы. Участившиеся продажи нескольких участков одним лотом не могли не вызвать негативной реакции среди небольших петербургских компаний. Эту позицию выразила фирма «Развитие территорий». По данным Фонда имущества, она подала иск об отмене торгов, состоявшихся 7 июля, когда 30 участков получила компания «Газпром нефть». Рассмотрение иска в Арбитражном суде Петербурга назначено на 1 ноября.

Президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин считает, что в Петербурге «сложилась практика, когда конкурс на участки формируется под конкретных игроков. Но противиться этому бессмысленно, потому что с юридической точки зрения вся схема конкурса выверена до мелочей». Еще до аукциона Олег Ашихмин заметил, что «выставленные на конкурс участки по своему расположению идеально подходят для построения новой сети, а залог в размере 100% первоначальной стоимости, вместо обычных 10%, является весьма необычным условием».

Президент Нефтяного клуба Петербурга неоднократно высказывался о необходимости создания схемы размещения автозаправочных станций на территории города на период до 2010 года. Иначе на одном перекрестке будет работать три АЗС, а далее в радиусе двадцати километров ни одной. Программа должна связывать строительство АЗС с грузопотоками, заселенностью, экологией, перевозками опасных грузов и другими не менее важными факторами.

Подготовила Наталья Соколова



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна