«Делаем ставку на жилкомсервисы»
Жилищное агентство Приморского района
На территории ГУ ЖА Приморского района работают 5 жилкомсервисов и
несколько частных обслуживающих компаний.
- 12 млн кв. м жилой площади находится в Приморском районе.
- 6 млн кв. м из них обслуживает ГУ ЖА Приморского района.
Из них:
- 4 млн 800 тыс. кв. м - муниципальная площадь;
- 2 млн кв. м принадлежат ТСЖ и ЖСК.
Агенством 7 лет руководит В. Н. Мищенко, специалист с 30-летним стажем
работы в отрасли, отлично знающий все проблемы жкх изнутри.
Владимир
Николаевич Мищенко работает в жилищно-коммунальной сфере города с 1971
года.
С 1999 года руководит Жилищным агентством Приморского района.
Мы предложили Владимиру Николаевичу Мищенко несколько вопросов о ходе
реформы ЖКХ в районе, ее позитивных сторонах и проблемах.
– Как вы оцениваете результаты реформы коммунального хозяйства
и ход реформирования?
– По моему мнению, на сегодняшний день проходит самая эффективная реформа
жилищно-коммунальной сферы за долгие годы. Главная база для реформирования
сектора ЖКХ – адекватные тарифы на коммунальное обслуживание, которые
наконец-то позволяют содержать хозяйство района в порядке и вести не
только текущие, но и капитальные работы по его ремонту. Достаточно высокий
размер квартирной платы и бюджетные отчисления на капитальный ремонт
– это важнейшие завоевания реформы. Помимо прочего, эти деньги позволяют
планировать долгосрочные работы и дают уверенность в завтрашнем дне,
что чрезвычайно важно.
Приморский – самый большой район города по объемам жилой площади: всего
около 12 млн кв. метров. Наше Жилищное агентство обслуживает около половины
этого объема: примерно 6 млн кв. метров. Из них 4 млн 800 тыс. кв. метров
муниципальной площади и около 2 млн кв. метров принадлежат ТСЖ и ЖСК.
Всего подведомственны Жилищному агентству 959 зданий, из них 871 – жилые
дома и 88 зданий нежилого фонда.
Каждый из наших пяти жилкомсервисов обслуживает около 1 млн кв. метров
площади. Территории жилкомсервисов разделены в границах муниципальных
образований.
Можно сказать, что наш район богатый: Приморский занимает первое место
по объему квартирной платы – 38,0 млн в месяц. Достаточно высок процент
собираемости этих денег – около 96–98%.
– А что можно сказать о качестве обслуживания? Выросло
ли оно с повышением тарифов?
– Безусловно, да. Сегодня жилищные агентства и жилкомсервисы предоставляют
населению тот необходимый стандарт обслуживания, которого мы не могли
достичь ни в один из прежних периодов. Срок устранения аварии сегодня
не превышает установленных 8 часов, крупная авария ликвидируется за
24 часа. Мы также имеем возможность оперативно отрабатывать поступающие
заявки, тогда как раньше их часто приходилось откладывать на месяцы.
Большинство жителей района замечают эти позитивные перемены: службы
жилкомсервисов начали получать не только обращения, но и благодарности
от граждан.
Важный момент: за последние два года мы смогли на 100% отремонтировать
паспортные службы и помещения жилкомсервисов района. Это долгосрочные
инвестиции, результат которых заметен уже сейчас.
– Как идет в районе процесс создания ТСЖ?
– Нельзя не отметить, что мы часто сталкиваемся с настороженностью жителей
в отношении такой формы управления домом, как ТСЖ. Многие считают, и
не совсем безосновательно, что таким способом государство стремится
переложить все заботы о содержании дома на плечи граждан. Тормозом на
пути создания ТСЖ является и инертность наших жителей, типично русская
лень и беспечность. Инициаторами создания ТСЖ, как правило, является
группа, состоящая не более чем из 10% жильцов дома, а остальных приходится
долго убеждать.
Но все же наши показатели по количеству созданных ТСЖ оптимистичны.
В районе образовано 95 ТСЖ и 56 управляющих компаний (по созданию
управляющих компаний мы на первом месте среди районов города). К концу
2006 – началу 2007 годов мы планируем создать еще около 100 ТСЖ на нашей
территории и перешагнуть рубеж 30–35% домов по району.
В нашем Жилищном агентстве работают юристы, которые помогают жителям
района получить всю необходимую информацию о современных формах владения
и управления домами. Представители жилкомсервисов также дают такого
рода консультации, привлекают к процессу образования ТСЖ юридические
компании. Все наши жилкомсервисы укомплектованы юристами: это требование
времени.
– Как работают в отрасли частные обслуживающие компании?
– Частные компании на нашем рынке работают достаточно качественно и
предлагают сервис на уровне жилкомсервисов, но к ним есть ряд вопросов.
Так, одна частная управляющая компания в прошлом году выиграла большой
лот в нашем районе на условиях вложения в инфраструктуру достаточно
серьезных инвестиций – 5,9 млн рублей. Инвестиционный договор истекает,
но условия вложения денег компания не выполнила: на территории не было
проведено никаких капитальных работ, а весь текущий ремонт производился
за счет сбора квартплаты, субсидий, дотаций и т. д.
Я не против того, чтобы в наш сектор приходили частные фирмы, но для
того, чтобы они хорошо работали, необходимо несколько обязательных условий.
Это, во-первых, штатное количество квалифицированных инженерно-технических
работников. Во-вторых, крепкая материально-техническая база, расположенная
непосредственно в районе: аварийная служба, парк специальной техники,
мастерские для ее ремонта и т. д. В каждом жилкомсервисе есть такие
помещения, необходимые механизмы и, главное, квалифицированные специалисты.
– Насколько эффективно работает сегодня система тендеров?
– Проведение тендеров – необходимый рыночный механизм, но схема его
реализации пока недостаточно отработана. Короткий срок заключения договора
(1 год) не позволяет компании, будь то жилкомсервис или частное предприятие,
строить долгосрочные планы и реально вкладывать инвестиции в развитие
коммунального сектора. Вернуть эти инвестиции за год невозможно, а работать
из благотворительности сегодня никто не станет.
С сентября 2006 года в городе будут проводиться тендеры на все муниципальные
дома, которые еще не выбрали управляющую компанию и не создали ТСЖ.
В нашем районе это около 20 лотов общей площадью 3,2 млн кв. метров.
И руководство жилкомсервисов опасается, что их вытеснят с рынка частные
компании, которые могут много наобещать, а на деле не выполнить даже
необходимого.
Есть и положительный момент – решение проводить тендеры на уровне районов,
а не городской администрации. На районном уровне проще отобрать надежных
и профессиональных партнеров, и мы, конечно, будем стараться отстоять
наши жилкомсервисы. Но и для их развития заключение договора всего на
1 год является тормозящим фактором.
– Владимир Николаевич, почему вы делаете ставку именно на жилкомсервисы?
– По целому ряду причин. Эти организации обладают многолетним опытом
работы в нашем секторе и, как правило, сложившимся коллективом квалифицированных
работников. У них есть необходимая материально-техническая база, а теперь
и средства для ее обновления и пополнения. В-третьих, у жилищных агентств,
районной и городской администрации есть механизмы воздействия на жилкомсервисы
– их можно проконтролировать и заставить выполнить необходимую работу
в срок. А коммерческие структуры имеют право реагировать на наши требования
и замечания по своему усмотрению.
– Как вы оцениваете перспективы развития Приморского района?
– Особенности района – очень большая территория и интенсивное развитие:
каждый год в Приморском районе вводится 550 тыс. кв. м жилья.
В этом есть свои плюсы и минусы. Идущее повсюду строительство производит
мусор, строительная техника разрушает дороги и газоны. Но, несмотря
на трудности, все же у нашего района самые высокие показатели по уровню
жизни и обустроенности. Уже не первый год мы занимаем первые места в
городских конкурсах среди крупных районов города по таким показателям,
как благоустройство и текущее содержание территорий и жилищного фонда.
Если говорить о перспективах: при сегодняшнем финансировании мы можем
производить достаточно большой объем работ по ремонту и содержанию инженерных
сетей и жилого фонда, по капитальному ремонту фасадов и пр. Жители района
уже чувствуют позитивные перемены в нашей сфере. И если реформа будет
продолжаться с учетом требований жильцов и работающих в отрасли специалистов,
я уверен, все районы города постепенно смогут решить проблемы в жилищно-коммунальной
сфере.
Жилищное агентство Приморсокого района
Санкт-Петербург, ул. Сизова, 30
Тел./факс: 301–4060, 301–4144