«Делаем ставку на жилкомсервисы»
 Жилищное агентство Приморского района
 На территории ГУ ЖА Приморского района работают 5 жилкомсервисов и 
 несколько частных обслуживающих компаний.
 - 12 млн кв. м жилой площади находится в Приморском районе.
 - 6 млн кв. м из них обслуживает ГУ ЖА Приморского района.
 Из них:
 - 4 млн 800 тыс. кв. м - муниципальная площадь;
 - 2 млн кв. м принадлежат ТСЖ и ЖСК.
 Агенством 7 лет руководит В. Н. Мищенко, специалист с 30-летним стажем 
 работы в отрасли, отлично знающий все проблемы жкх изнутри.
 
Владимир 
 Николаевич Мищенко работает в жилищно-коммунальной сфере города с 1971 
 года.
 С 1999 года руководит Жилищным агентством Приморского района.
 
 Мы предложили Владимиру Николаевичу Мищенко несколько вопросов о ходе 
 реформы ЖКХ в районе, ее позитивных сторонах и проблемах.
 – Как вы оцениваете результаты реформы коммунального хозяйства 
 и ход реформирования?
 – По моему мнению, на сегодняшний день проходит самая эффективная реформа 
 жилищно-коммунальной сферы за долгие годы. Главная база для реформирования 
 сектора ЖКХ – адекватные тарифы на коммунальное обслуживание, которые 
 наконец-то позволяют содержать хозяйство района в порядке и вести не 
 только текущие, но и капитальные работы по его ремонту. Достаточно высокий 
 размер квартирной платы и бюджетные отчисления на капитальный ремонт 
 – это важнейшие завоевания реформы. Помимо прочего, эти деньги позволяют 
 планировать долгосрочные работы и дают уверенность в завтрашнем дне, 
 что чрезвычайно важно.
 Приморский – самый большой район города по объемам жилой площади: всего 
 около 12 млн кв. метров. Наше Жилищное агентство обслуживает около половины 
 этого объема: примерно 6 млн кв. метров. Из них 4 млн 800 тыс. кв. метров 
 муниципальной площади и около 2 млн кв. метров принадлежат ТСЖ и ЖСК. 
 Всего подведомственны Жилищному агентству 959 зданий, из них 871 – жилые 
 дома и 88 зданий нежилого фонда.
 Каждый из наших пяти жилкомсервисов обслуживает около 1 млн кв. метров 
 площади. Территории жилкомсервисов разделены в границах муниципальных 
 образований.
 Можно сказать, что наш район богатый: Приморский занимает первое место 
 по объему квартирной платы – 38,0 млн в месяц. Достаточно высок процент 
 собираемости этих денег – около 96–98%.
 – А что можно сказать о качестве обслуживания? Выросло 
 ли оно с повышением тарифов?
 – Безусловно, да. Сегодня жилищные агентства и жилкомсервисы предоставляют 
 населению тот необходимый стандарт обслуживания, которого мы не могли 
 достичь ни в один из прежних периодов. Срок устранения аварии сегодня 
 не превышает установленных 8 часов, крупная авария ликвидируется за 
 24 часа. Мы также имеем возможность оперативно отрабатывать поступающие 
 заявки, тогда как раньше их часто приходилось откладывать на месяцы. 
 Большинство жителей района замечают эти позитивные перемены: службы 
 жилкомсервисов начали получать не только обращения, но и благодарности 
 от граждан.
 Важный момент: за последние два года мы смогли на 100% отремонтировать 
 паспортные службы и помещения жилкомсервисов района. Это долгосрочные 
 инвестиции, результат которых заметен уже сейчас.
 – Как идет в районе процесс создания ТСЖ?
 – Нельзя не отметить, что мы часто сталкиваемся с настороженностью жителей 
 в отношении такой формы управления домом, как ТСЖ. Многие считают, и 
 не совсем безосновательно, что таким способом государство стремится 
 переложить все заботы о содержании дома на плечи граждан. Тормозом на 
 пути создания ТСЖ является и инертность наших жителей, типично русская 
 лень и беспечность. Инициаторами создания ТСЖ, как правило, является 
 группа, состоящая не более чем из 10% жильцов дома, а остальных приходится 
 долго убеждать.
 Но все же наши показатели по количеству созданных ТСЖ оптимистичны. 
 В районе образовано 95 ТСЖ и 56 управляющих компаний (по созданию 
 управляющих компаний мы на первом месте среди районов города). К концу 
 2006 – началу 2007 годов мы планируем создать еще около 100 ТСЖ на нашей 
 территории и перешагнуть рубеж 30–35% домов по району.
 В нашем Жилищном агентстве работают юристы, которые помогают жителям 
 района получить всю необходимую информацию о современных формах владения 
 и управления домами. Представители жилкомсервисов также дают такого 
 рода консультации, привлекают к процессу образования ТСЖ юридические 
 компании. Все наши жилкомсервисы укомплектованы юристами: это требование 
 времени.
 – Как работают в отрасли частные обслуживающие компании?
 – Частные компании на нашем рынке работают достаточно качественно и 
 предлагают сервис на уровне жилкомсервисов, но к ним есть ряд вопросов. 
 Так, одна частная управляющая компания в прошлом году выиграла большой 
 лот в нашем районе на условиях вложения в инфраструктуру достаточно 
 серьезных инвестиций – 5,9 млн рублей. Инвестиционный договор истекает, 
 но условия вложения денег компания не выполнила: на территории не было 
 проведено никаких капитальных работ, а весь текущий ремонт производился 
 за счет сбора квартплаты, субсидий, дотаций и т. д.
 Я не против того, чтобы в наш сектор приходили частные фирмы, но для 
 того, чтобы они хорошо работали, необходимо несколько обязательных условий. 
 Это, во-первых, штатное количество квалифицированных инженерно-технических 
 работников. Во-вторых, крепкая материально-техническая база, расположенная 
 непосредственно в районе: аварийная служба, парк специальной техники, 
 мастерские для ее ремонта и т. д. В каждом жилкомсервисе есть такие 
 помещения, необходимые механизмы и, главное, квалифицированные специалисты.
 – Насколько эффективно работает сегодня система тендеров?
 – Проведение тендеров – необходимый рыночный механизм, но схема его 
 реализации пока недостаточно отработана. Короткий срок заключения договора 
 (1 год) не позволяет компании, будь то жилкомсервис или частное предприятие, 
 строить долгосрочные планы и реально вкладывать инвестиции в развитие 
 коммунального сектора. Вернуть эти инвестиции за год невозможно, а работать 
 из благотворительности сегодня никто не станет.
 С сентября 2006 года в городе будут проводиться тендеры на все муниципальные 
 дома, которые еще не выбрали управляющую компанию и не создали ТСЖ. 
 В нашем районе это около 20 лотов общей площадью 3,2 млн кв. метров. 
 И руководство жилкомсервисов опасается, что их вытеснят с рынка частные 
 компании, которые могут много наобещать, а на деле не выполнить даже 
 необходимого.
 Есть и положительный момент – решение проводить тендеры на уровне районов, 
 а не городской администрации. На районном уровне проще отобрать надежных 
 и профессиональных партнеров, и мы, конечно, будем стараться отстоять 
 наши жилкомсервисы. Но и для их развития заключение договора всего на 
 1 год является тормозящим фактором.
 – Владимир Николаевич, почему вы делаете ставку именно на жилкомсервисы? 
 – По целому ряду причин. Эти организации обладают многолетним опытом 
 работы в нашем секторе и, как правило, сложившимся коллективом квалифицированных 
 работников. У них есть необходимая материально-техническая база, а теперь 
 и средства для ее обновления и пополнения. В-третьих, у жилищных агентств, 
 районной и городской администрации есть механизмы воздействия на жилкомсервисы 
 – их можно проконтролировать и заставить выполнить необходимую работу 
 в срок. А коммерческие структуры имеют право реагировать на наши требования 
 и замечания по своему усмотрению.
 – Как вы оцениваете перспективы развития Приморского района?
 – Особенности района – очень большая территория и интенсивное развитие: 
 каждый год в Приморском районе вводится 550 тыс. кв. м жилья.
 В этом есть свои плюсы и минусы. Идущее повсюду строительство производит 
 мусор, строительная техника разрушает дороги и газоны. Но, несмотря 
 на трудности, все же у нашего района самые высокие показатели по уровню 
 жизни и обустроенности. Уже не первый год мы занимаем первые места в 
 городских конкурсах среди крупных районов города по таким показателям, 
 как благоустройство и текущее содержание территорий и жилищного фонда.
 Если говорить о перспективах: при сегодняшнем финансировании мы можем 
 производить достаточно большой объем работ по ремонту и содержанию инженерных 
 сетей и жилого фонда, по капитальному ремонту фасадов и пр. Жители района 
 уже чувствуют позитивные перемены в нашей сфере. И если реформа будет 
 продолжаться с учетом требований жильцов и работающих в отрасли специалистов, 
 я уверен, все районы города постепенно смогут решить проблемы в жилищно-коммунальной 
 сфере.
 Жилищное агентство Приморсокого района
 Санкт-Петербург, ул. Сизова, 30
 Тел./факс: 301–4060, 301–4144